МДТ, С любимыми не расставайтесь, 2021

Зачем нам любить долго


  Спектакль начинается с музыкальной композиции рок-группы “Агата Кристи”. Значит, будет что-то ультрамолодежное, подумала я сразу, придя на его просмотр. Так и было: декорации тоже под стать представлениям подрастающего поколения или – того, что только вступает по-настоящему во взрослую жизнь. Стопки макулатуры до потолка, и гора из тонких бесцветных боковинок железных кроватей. Поется в песне рок-группы, место которой отведено в начале постановки: “Любишь или нет?” Порассуждать на тему ветреного отношения к чувствам и к семье приглашает режиссер Ирина Дремова на спектакле “С любимыми не расставайтесь…”


  Автор драматического первоисходника Александр Моисеевич Лифшиц публиковался под псевдонимом Александр Володин. Он написал пьесы “Пять вечеров” (экранизирована Никитой Михалковым), “Осенний марафон” (по ней снял фильм Георгий Данелия), “Дульсинея Тобосская” (с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во МХАТе как режиссёр и как актёр МХАТа), ”Звонят, откройте дверь” (показал на телевизионном экране Александр Митта) и другие… Александра Володина ассоциировали с “шестидесятниками”. Он рассказывал о людях, которые противопоставляли себя сталинской системе, выделяя нравственное и духовное в упрек коллективизму, говорил о проблемах таких человеческих “единиц”. Наверное, в его время было вполне нормальным писать о санатории, но сейчас, в XXI веке, режиссер спектакля Ирина Дремова решила усложнить эффект – о т, казалось бы, довольно обыденной ситуации – до гротескных метаморфоз… Брак на грани развода может стать причиной помешательства. Это только с одной стороны банально звучит: “не сошлись характерами”, “все”, “точка”. Но, что за этим кроется, предстоит узнать героям пьесы, главным образом, Мите и Кате.


  Ирина Дремова добавила много нового в пьесу-первоисточник Володина, оставив, пожалуй, только самую суть истории молодых людей. Второстепенные герои драмы – тоже семьи на распутьи, но, однако, по-видимому, с чуть большим жизненным опытом. Люди эти – не такие, как сейчас, когда зазорно быть без высшего образования, они – закончили кто семь, кто девять классов школы, кто учится в вечерней… Но все у них так же, как у всех. Ничего не изменилось за эти пятьдесят лет (Володин написал пьесу в 1972 году). Люди забыли, что такое любовь. Разберемся, почему эта пьеса вновь стала актуальна.


  Митя – современный парень с длинными волосами в футболке и клетчатой рубашке навыпуск. Катя – девушка в бордовом платье по колено, с невызывающей прической и на средней высоты каблуках. Один из них, то ли действительно поверил, то ли сам себе придумал небылицу (чтобы в случае чего – уйти от ответственности и обязательств перед супругой), что его жена слишком откровенно позировала на фотографиях. Точнее даже не позировала, а – ему не понравился фотомонтаж, показалось, что чересчур. Рассудительная прежде, по пьесе Володина, Катя не знает, как реагировать на это, и, уже в версии Ирины Дремовой, тоже вступает “в позу”. Как это водится у неразумной эмоциональной молодежи, наверное, находит время для того, чтобы высказать свое мнение в пьяном затмении Мите. Что еще может сделать женщина, которой так нагло не верят. Это ее “бзик”, который бы не понравился судье.


  Судья: “Лавров, вы когда-нибудь задумывались, что значит для человека любовь, семья?” Митя: “Не задумывался”. Ощущение при просмотре спектакля было такое: как будто детям подарили новую игрушку, и они не знают, что с нею делать. Как любить? Они еще по-настоящему не научились. Дарья Савинова играет пьяное стиснение Кати как беззаботную, но какую тяжелую для понимания, выходку… Ведь Митя (Владимир Кадоло) находит молодую девушку Ирину (Анастасия Сафронова) – взамен ей. Актеры играют легко, тем более что, видишь это как будто в современной реальности – под влиянием все тех же музыкальных мотивов группы “Пикник” и “Чиж и Со”, вместе с печальной трагической музыкой “Агаты Кристи” (музыкальное оформление – Михаил Миронец).


  Второстепенные герои в спектакле – семьи, которые подают на развод: Мироновы, Беляевы, Керилашвили, Шумиловы, Никулины. И сама судья (играет заслуженная артиста РФ Лариса Корнева), у которой хватает сил отвечать на все их притязания. Затем вступает в роль Антон Чернов (играет Валеру), он – друг Кати в санатории. В каком именно, автор пьесы не указал, но режиссер – отчетливо дал нам понять, что это неврологическая клиника – с белыми халатами, танцами и новоявленными дирижерами. Жены, которые пришли в суд и, в большинстве своем, упрашивали “главную”, чтобы она дала отсрочку для принятия решения о разводе, теперь танцуют в белых рубашках под врачебную симфонию, принимают таблетки и повторяют себе: “я так не думаю, я так не думаю”.


  Актеры органично играли свои роли, но особая партия выдалась Дарье Савиновой. Срываясь на крик, она воспроизвела душевную боль героини, преданной мужчиной. Похожие, смешанные со злостью, чувства, показала Лариса Корнева, подчеркивая ужас и глупость псевдоинтриг и махинаций на любовном поприще пришедших за разводом. Низость и бесовщину падшего человека показал в образе полубезумного пьяницы-мужа Миронова – Сергей Поспелов. Также стоит отметить роль женщины (Нелли Попкова), просящую суд снести в квартире перегородку с сестрой и племянником – ее тактичный монолог в диалоге с Катей и Митей стали первой осознанной отправной точкой к их воссоединению и своеобразным лейтмотивом пьесы.


  Чем закончилась эта история – предлагаю узнать, посетив спектакль. Думается, он найдет своего зрителя. Ведь, рассчитанный на молодое поколение, судя по тому, как подобрано музыкальное оформление, он должен потрясти и перетрясти все устоявшиеся его сомнения относительно того, что значит любовь, и – для чего она создана.


Рецензии