Мой фотоальбом актрис - Ирина Ликсо
Родилась она в Белоруссии, в городе Витебске в семье, имевшей дворянские корни.
В 1942 году в возрасте 20-ти лет окончила находящееся в Москве театральное училище имени М.С. Щепкина.
Еще студенткой начала играть в спектаклях Малого театра в Челябинске, куда театр был эвакуирован в первые годы войны.
По окончании училища была принята в труппу Малого театра, в котором прослужила более 60 лет.
Дебютом Ирины Ликсо на сцене стала роль Софьи в «Горе от ума».
Первые же роли (Софья, Елена Кармина в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева, Оливия в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира) выдвинули молодую актрису в число ведущих мастеров Малого театра.
Среди ее героинь: графиня Орсина в «Эмилии Галотти» Г.-Э. Лессинга, леди Макдуф в «Макбете» Шекспира, леди Уиндермиер и миссис Эрлин в «Веере леди Уиндермиер» О. Уайльда и другие.
НЕКОТОРЫЕ СПЕКТАКЛИ, в которых играла Ирина Анатольевна Ликсо:
1. «Крылья» А. Корнейчука (1955) — Катерина Ремез;
2. «Волки и овцы» А. Н. Островского (1955) — Евлмапия Николаевна Купавина;
3. «Макбет» У. Шекспира (1955) — леди Макдуф;
4. «Село Степанчиково и его обитатели» (1957) — Татьяна Ивановна;
5. «Одна ночь» Б. Горбатова (1957) — Полина;
6. «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука (1958) — Жанна;
7. «Веер леди Уиндермер» О. Уайльда (1959) — леди Уиндермер;
8. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея (1959) — Бекки Шарп;
9. «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1960) — Панова;
10. «Крылья» А. Корнейчука (1961) — Падолист;
11. «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1963) — Наталья Дмитриевна;
12. «Человек из Стратфорда» С. Алёшина (1964) — леди Анна;
13. «Незрелая малина» И. Губача (1983) — Андула;
14. «Живой труп» Л. Н. Толстого (1984) — Анна Дмитриевна;
15. «Федра» Ж. Расина (1985) — Панопа;
16. «Дом на небесах» И. Губача (1988) — пани хозяйка;
17. «Леший» А. П. Чехова (1988) — Войницкая;
18. «Таланты и поклонники» А. Н. Островского (1995) — Домна Пантелевна;
19. «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1996) — Войницкая;
20. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1997) — Анна Тихоновна;
21. «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1999) — Аграфена Петровна;
22. «Горе от ума» А. С. Грибоедова (2004) — графиня-бабушка Хрюмина.
Снималась также в кино:
ФИЛЬМЫ, в которых играла Ирина Анатольевна Ликсо в послевоенные годы:
1. «Варвары» (1951) — Лидия;
2. «Таланты и поклонники» (1952) — Коринкина;
3. «Композитор Глинка» (1952);
4. «Когда ломаются копья» (1953) — Виктория Картавина;
5. «Эмилия Галотти» (1953) — графиня Орсина;
6. «Крылья» (1955) — Катерина Ремез;
7. «Волки и овцы» (1955) — Евлмапия Николаевна Купавина;
8. «Макбет» (1955) — леди Макдуф;
9. «Село Степанчиково и его обитатели» (1957) — Татьяна Ивановна;
10. «Одна ночь» (1957) — Полина;
11. «Почему улыбались звезды» (1958) — Жанна;
12. «Ярмарка тщеславия» (1959) — Бекки Шарп;
13. «Любовь Яровая» (1960) — Панова;
14. «Евгения Гранде» (1960);
15. «Крылья» (1961) — Падолист;
16. «В начале века» (1961) — Александра Михайловна Колмыкова, издательница.
17. «И возвращается ветер…» (1991).
НАГРАДЫ и ЗВАНИЯ:
26 октября 1949 года — Заслуженная артистка РСФСР.
4 ноября 1974 года — Орден Трудового Красного Знамени (в связи со 150-летием Малого театра).
21 сентября 1998 года — Орден Почета.
14 ноября 2005 года — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность).
СЕМЬЯ: муж — Балмасов Евгений Яковлевич (1916–1980), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации Московского лесотехнического института. Дочь — Елена Красникова.
По информации с официального сайта Малого театра, дочь Ирины Анатольевны, изначально пошла по стопам отца и окончила технический ВУЗ, работала в различных НИИ.
Однако интерес к театру и талант журналиста привели ее в театральную журналистику, а затем на телевидение. Красникова работала в телекомпании «Рен-ТВ», была художественным руководителем объединения «Эльдарадо».
Она выпускала цикловые передачи «Белый попугай», «Парижские тайны», «Избранницы», вместе с Эльдаром Рязановым работала над циклом «Поговорим о странностях любви».
Скончалась актриса Ирина Анатольевна Ликсо 4 апреля 2009 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
ВОСПОМИНАНИЯ об актрисе Ирине Ликсо ее коллег:
Светлана Геннадьевна Аманова, народная артистка России:
Ирина Анатольевна была удивительно цельным человеком, наделенным стойким характером — настоящий образец мужества и достоинства. Она обладала невероятным терпением и терпимостью, гибкостью по отношению к своим коллегам и партнерам по сцене. Никогда не позволяла себе неуважительного отношения к людям, которые с ней работали.
Алена Игоревна Охлупина, народная артистка России:
Интеллигентность была ее жизненным кредо. Аристократизм, воспитание, удивительная скромность — в этих качествах проявлялась душевная организация Ирины Анатольевны.
Анатолий Михайлович Торопов, народный артист России:
Об Ирочке Ликсо можно говорить только высоким слогом. И никакие самые добрые и красивые слова не будут преувеличением. Все — абсолютная правда! Она замечательная актриса, прекрасный партнер, изумительная, очаровательная женщина, отличный, надежный товарищ и добрейшей души человек.
Светлана Геннадьевна Аманова вспомнила выпуск спектакля «Таланты и поклонники» в 1995 году, где Ликсо играла Домну Пантелевну, а Аманова — Негину. Актерский состав отличался непростыми, взрывными характерами, но при Ирине Анатольевне никто не позволял себе срываться.
Одна из ее коллег рассказывала, как вводила Ирину Анатольевну в спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» - Ирина Анатольевна во многом шла от себя, и в ней не было излишнего надрыва.
Анатолий Михайлович Торопов вспоминал, как Ирина Анатольевна спасла его однажды, совершив почти невозможное. У Торопова была сложная ситуация, которая могла разрешиться лишь на уровне комиссии райсовета, но та ему отказала. Ирина Анатольевна, будучи депутатом Свердловского райсовета Москвы, внимательно слушала и вникала в суть дела. И сделала невозможное - возможным.
Анатолий Торопов говорил также, что Ирина Анатольевна была гостеприимной и приветливой хозяйкой, скромной в быту, но поразительно интересной, искренней и глубокой; была добрым и отзывчивым человеком.
Он же отмечал пример умения Ирины Анатольевны прожить в театре с достоинством, благородно. Замечал при этом, что Ирина Ликсо — незаурядная личность, из породы интеллигентных женщин, которыми славился старый Малый театр, из тех, кто хранит культуру той России, «которую мы потеряли».
ВОСПОМИНАНИЯ об Ирине Анатольевне Ликсо других людей:
Василий Павлов, поклонник Малого театра, писал, что Ирина Анатольевна Ликсо была актрисой огромного творческого потенциала, играла вдохновенно и во всех работах была искренна, органична, высоконравственна и правдива.
Алена Игоревна Охлупина отметила, что Ирина Анатольевна была достаточно закрытой и находится, казалось, вне интриг. Обладая таким дарованием и внешностью, она не позволяла себе выйти «на первый план» и заявить о чем-то, о чем заявлять не следовало.
Она рассказывала также, что Ирина Анатольевна была чутким, внимательным и надежным партнером на сцене, а ее героиня в ролях была и смешной, и женственной.
Василий Павлов говорил, что Ирина Анатольевна Ликсо была блестящей, очень яркой и лучезарной подлинной аристократкой, которая завораживала искренностью, прямотой и благородством.
Известна познавательная статья об актрисе, написанная Народным артистом СССР, руководителем Малого театра Юрием Мефодиевичем Соломиным, выставленная в настоящее время на Официальном сайте Малого театра. В ней дан полный список ролей Ирины Анатольевны на сцене Театра, включающий 55 наименований.
Последняя ее роль графини Хрюминой в спектакле «Горе от ума» А.С. Грибоедова была сыграна в 2004 году.
Свидетельство о публикации №225082900102