Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -19

Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.   (Мф.5:38-44)



Известный факт, что время бретеров в Европе в основном закончилось после
наполеоновских войн и мода на дуэли превратилась скорее в ритуал. Таким образом
ремесло профессиональных дуэлянтов утратило всякий смысл.
Тогда как в Российской империи как раз после наполеоновских войн мода на дуэли
расцвела пышным цветом и принесли её на родину бретеры российской закалки. Нет,
для них это было не ремесло, а желание заявить лишний раз обществу о себе. Это
были люди поколения героев, одержавших победу над могущественным и непобедимым Наполеоном - властителем дум и кумиром миллионов, их кумиром, которому стремились подражать, завидуя и мечтая о такой же славе, о таком же взлете карьеры человека,
от простого капрала дошедшего до императора.

Разумеется, каждый из российских бретеров, прославившихся бесстрашием и храбростью, своим эпатажным поведением стремились показать всем всю свою героическую сущность
и в мирное послевоенное время, каждодневно демонстрируя своё нарочито пренебрежительное отношение к смерти, желая, чтобы молва не забывала о них и по любому поводу превозносила. Неудивительно, что многие из них ринулись в политику, намереваясь в России совершить государственный переворот, и оказались в рядах декабристов. Ибо кто ещё достоин власти и славы такой же, как у их поверженного
кумира - поверженного ими же, российскими героями! Кумира, которому они подражали
и на которого равнялись. Но теперь, по мнению бретеров российского розлива, все
должны равняться на них, подражая и восхищаясь.

Однако у более молодого поколения, помимо этих героических примеров, появились и
другие более модные кумиры, более отвечающие их "души прекрасным порывам".
Надо сказать, что как раз в плеяду молодых бретеров нового времени, молва занесла и наших великих поэтов начала века XIX-го: Пушкина и Лермонтова. Хотя, если судить по
их произведениям, поклонниками дуэлей их назвать нельзя. К тому же и смерть свою
они нашли на этих проклятых дуэлях, не сумев, но очень желая обратить другую щеку в ответ на удар в щеку правую.

Хотя, конечно, будучи в юном возрасте они по-мальчишески подражали своим героям, бретерам постарше, гордясь и завидуя им. Однако всякая мода очень недолговечна, в
том числе и на кумиров. Эта госпожа постоянно требует нового прикида.
И место императора Наполеона у молодой поросли занял другой иноземец, лорд Байрон, более молодой их современник, но уже успевший много чего насовершать.

Наполеон Бонапарт - 1769-1821, кумир для поколения конца века XVIII-го.
Михаил Сергеевич Лунин (Миша Решето) - 1788-1845
Федор Александрович Уваров (Чёрный)  -  1780-1827
Князь Фёдор Фёдорович Гагарин (Феденька)-1788-1863
Федор Иванович Толстой (Американец)   -  1782-1846

Байрон Джордж Ноэл Гордон  -  1788-1824
Александр Сергеевич Пушкин  -  1799-1837
Михаил Юрьевич Лермонтов   -  1814-1841

Новое поколение дуэлянтов, хотя и не прошло закалку наполеоновскими войнами, но
по-мальчишески завидовали тем, кто её прошёл, их бесшабашной лихости и отчаянному бесстрашию, подражая и упиваясь славой в обществе по поводу собственного эпатажного поведения отъявленных дуэлянтов. Эти новоявленные бретеры вели себя крайне задиристо, демонстрируя тем самым своё  бесстрашие и нарочитое пренебрежение не только
смертью, но уже, по-байроновски, жизнью.
В подражание поэту лорду Байрону, юнцы зачитывались его произведениями,
пропитываясь его неприятием моральных запретов и "вечным ядом" пережитого, отравляющего жизнь.

В подражание кумирам молодняк демонстрировал свою ежеминутную готовность
встретиться со смертью и расстаться с жизнью на дуэли с кем бы то ни было. К тому
же дуэль, будучи привилегией представителей дворянства и так называемого высшего общества, давала возможность лишний раз подчеркнуть своё происхождение, требующее,
по их разумению, постоянной защиты своей чести, которая как будто бы беспрерывно
страдала и норовила понести урон из-за любого пустяка.

И ярая приверженность к дуэльным сражениям у новой поросли героев, не нюхавших
пороху в сражениях с врагом, да ещё и, как Пушкин, сугубо штатских, не имеющих никакого отношения к военной службе, свидетельствовала о том, что их честь была
жутко ущемлена отсутствием атрибутов необходимого геройства в глазах
общества и требовала постоянной сатисфакции.

Пушкин - самый известный петербургский дуэлянт: таково было мнение общества того времени.

Екатерина Карамзина, современница поэта, в одном из писем утверждала: "У Пушкина каждый день дуэли".
А известный дуэлянт Иван Митранди оставил следующие записи в своём дневнике:
"Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления, но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает
себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло
до барьера, к нему он являлся холодным".

Однако можно заметить, что с возрастом отношение к жизни и смерти, как и отношение
к дуэлям у человека претерпевают изменения.
Поначалу это было чистой воды мальчишеством, требующим испытания себя, своего бесстрашия, своей выдержки, а с другой стороны, это было своего рода саморекламой
для формирования общественного мнения. Которое совсем не обязательно должно было
быть благоприятным. Скорее даже наоборот. Особенно если это мнение исходило от дам. Для них, дорогих и прекрасных, все старания и все геройства.

Тем более, когда человек наделён недюжинным литературным талантом, который сам Державин заметил "и в гроб сходя, благословил". Как такой человек мог не жаждать признания и всяческих жизненных испытаний...чтобы на пике страстей и разнообразных ощущений...чтобы потом правдиво отображать жизнь в творчестве, отдавая всё
пережитое своему ненасытному перу. Сидеть запертым в душной келье, посвящая себя молитвам вдали от жизненных потрясений и высасывая сюжеты и приключения героев
из пальца? Этого юный гений позволить себе не мог.

Он был горяч, энергичен, жаден до впечатлений, и потому бросался в водоворот жизни, познавая её во всём разнообразии, в том числе и с греховной стороны. Чтобы
впоследствии всё накопленное отдать душам своих литературных героев.

В сознании молодого человека обитало понимание того, что его талант должен быть погружён в гущу событий своего времени. И дуэли считались неотъемлемой частью жизни такого человека. К тому же ему, как представителю дворянства, хоть и мелкопоместного, не безразлично было, какое мнение о нём гуляет в свете, о чём судачат, чем ужасаются
и восторгаются дамы... Конечно, а как же без этого?! Тем более, что мода того
времени требовала от молодых людей ношения маски байронизма. Это было необходимо, чтобы общество, и в первую очередь дамское, испытывало трепет при пересудах в
светских салонах по поводу того или другого имени, связанного с теми либо другими выходками упоминаемого субъекта.

Список дуэлей несовершеннолетнего Пушкина. (В те времена, как известно,
совершеннолетие человека наступало в двадцать один год):

1816 - Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил
у молодого Александра девушку Лотакову на балу. Итог: дуэль отменена.
1817 - Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 - Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал
на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1819 - Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбеккер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбеккера, а именно пассаж "кюхельбеккерно и тошно". Итог: Вильгельм
в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
1819 - Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфе, служащего в министерстве юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его убил. Итог: дуэль отменена.
1819 - Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вёл
себя в театре, крича на артистов. И Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
1820 - Пушкин вызвал на дуэль Фёдора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.


Рецензии