О литературных неграх

Я дважды попробовал этот хлеб (к счастью, не в очень больших количествах), и отказался от него очень быстро, вот почему. Каждому человеку для творчества отпущено определённое количество сил и способностей; и это количество отнюдь не бесконечно. Я всё-таки предпочёл эти силы сохранить для собственной работы, под моим именем.

Кроме того, мне вообще неприятна любая работа в соавторстве (ну вот такой я человек, ничего не поделаешь, нет лучше способа со мной поссориться, чем предложить соавторство); а когда ты пишешь текст «для кого-то» и этот текст будет читаться от его, а не от твоего имени, то постоянны мелкие и крупные конфликты, в основном, связанные с разным восприятием двумя разными людьми одного и того же контента.

То есть, это только во влажных мечтах молодых журналистов известная маникюрщица или политик заказывает книгу от своего имени, читает, восхищается и осыпает йуное дарование брильянтами. На самом деле, в самом лучшем случае, заказчик этого текста не читает вообще (человек, не способный писать, обычно ещё менее способен читать, поэтому отдаёт вашу работу на «внутреннюю рецензию» любовнице, детям и даже водителю. Известны прецеденты).

В худшем же варианте заказчик - несостоявшийся творец, начинающий влезать в каждую мелочь «я это не так вижу», «это что-то не моё получается», «я б так никогда не сказал, а как сказал бы - не знаю».

В общем, типичное "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Но шоб непременно великое.

Мешает процессу еще и отсутствие четко формализованного ТЗ - а оно и нереально, если задача написать книгу ЗА ДРУГОГО человека. Ибо критерий всего один - книга должна удовлетворять ЗАКАЗЧИКА, всё остальное - похрен.

Денежное вознаграждение же, чаще всего пересматривается в сторону уменьшения; а не увеличения (меня бог миловал, но я знаком с большим количеством таких случаев). Мотивация одна и та же - за что тебе столько платить, я тут полгорода построил (ну или депутатом стал); а ты - книжку написал. Херня же, и не спорь. Ну, месяц за компом посидел. Или: я Алёне дал почитать, она половины твоих слов не поняла, не понимаю, за что платить тут, дам уж от щедрот тысяч семьдесят.

Договоры на такие вещи не пишут, а если и пишут - то я лично (будучи довольно ушлым в этом отношении человеком) не понимаю, по какому критерию их неисполнение рассматривать в суде.

В общем, гнусное это дело, совсем не такое, как в детективных романах описывают, не беритесь за него никто.


Рецензии