Славный век Марии Семёновны

2 февраля Марии Семёновне Васильченко из посёлка Орловского исполнилось 100 лет.
С раннего утра к имениннице поспешили дорогие гости – дети, внуки, правнуки, праправнуки – чтобы поздравить с юбилеем. Почётное место заняли букеты цветов. На настенном ковре засияла поздравительная надпись и внушительное число – 100.
--Когда мы пришли на пекарню, чтобы заказать праздничный пирог и написать на нём «100», хлебопёки удивились: таких заказов у них ещё не было! – рассказал сын Марии Семёновны Василий Иванович.
И то правда. Не часто такие события в жизни случаются. Видимо, судьба спохватилась и решила порадовать людей – за то, что когда-то у них было украдено детство, они раньше времени повзрослели, не нарадовались сполна.
…Родилась Мария Васильевна в селе Бараники Сальского района. В 1920-м, когда ей исполнилось пять лет, умерла мать. И остались сиротки мал-мала-меньше: сестрёнке – десять лет, брату – восемь… правда, отец долго не вдовствовал, нашёл женщину, у которой уже  подрастали двое детишек. Так семья сразу выросла! Мария Васильевна и сегодня помнит, что сестра в детстве пасла овец. Да и ей не удалось в куклы заиграться. С учёбой не получилось. Семья росла, мачеха родила ещё девять детей, надо было всех поднимать.
Бараники расположены на землях, принадлежавших с девятнадцатого века калмыкам, когда началась борьба за территории, семья перебралась в хутор Весёлый Орловского района.
В тридцатые годы, когда в колхозах появились первые тракторы, Марию решили послать учиться. По всей стране создавались бригады девушек-трактористок. А тут загвоздка: Мария грамоты не знает! Но оказалось, что с трактором справиться проще, чем научиться читать и писать.
--Работала уже, а ходила босиком, -- вспоминает Мария Васильевна. – Председатель колхоза имени Кагановича как-то взял с собой в Островянку, чтобы купить мне сапоги, но мы их не нашли. Тогда он отдал мне свои. Правда, сам босым не остался. Потом мне купили ботинки, и я в них всё лето по стерне ходила. Мы коров запрягали в косилки и косили траву на сено. И быками управляла – всё умела! Тогда-то меня Иван и сосватал. 26 декабря нас расписали.
Иван Петрович Васильченко был старше на шесть лет. Он работал в колхозе со дня его основания. Но когда началась финская кампания, пришлось ему надеть гимнастёрку. Да так и остался в ней – до Победы. Был связистом. Домой вернулся с медалью «За отвагу» и орденом Славы третьей степени, в звании старшины. Снова стал работать в колхозе, возглавлял бригаду трактористов, позднее – на машинотракторной станции, водил по полям прицепной зерноуборочный комбайн. В последние перед пенсией годы работал в колхозе имени ХХ партсъезда. Сыновья помнят, как, уже тяжело больным – сказались боевые ранения – он мечтал встретить 50-летие Победы. Не довелось…
До войны у Марии Семёновны и Ивана Петровича родились сын Иван – в 1937-м и дочь Тамара – в 1939. Даже представить трудно, сколько пришлось ей пережить, когда осталась одна с малышами.
--Во время войны мы жили в Курмоярке. Колхозники перед оккупацией весь скот и технику угнали, чтобы не достались фашистам. Люди остались. Куда ехать среди зимы? Тут мы натерпелись! Немцы, когда садились водку пить, одного из своих ставили у дверей – для охраны. Нас на это время выгоняли, мы прятались в сарае. Один раз мы все выбежали, а Тамарочка юркнула под кровать и затихла. Мне и в хату зайти страшно, думала, только бы они её не заметили. Но обошлось. Когда наши войска стали подступать, немцы при отходе спалили стога люцерны.
--Я на всю жизнь запомнил: проснулся от того, что кто-то копошился у меня под подушкой. Глава открыл – в хате никого, подушку откинул, а там плитки шоколада. Долго не мог взять в толк, как такое может быть. Сладостями угостили те, кто только что заставлял нас страдать, бояться, плакать, видеть страшные гримасы смерти, -- добавляет к рассказу мамы Иван Иванович.
Семье стало полегче, когда вернулся отец. Пусть не на широкую ногу, но жили, уже не голодали. В 1947 году родился младшенький сын – Василий. Иван уже учился в школе, в 1955-м окончил её. Два года работал комбайнёром – ещё на прицепном «Сталинце», самоходные тогда ещё только-только стали появляться. Отслужив в армии три года, поступил в Новочеркасский политехнический институт и получил диплом инженера-конструктора. По распределению был направлен в Нижегородскую область, тогда ещё Горьковскую, да так там и остался. Но в родном доме в Орловском всегда желанный, долгожданный гость. С младшим братом любят ездить на рыбалку.
Василий Иванович всю жизнь связал с Орловским. 23 года посвятил молочному заводу: окончив Вознесенский техникум молочной промышленности, работал машинистом холодильных установок и механиком.
Нынче у братьев – юбилеи: 60 лет, как окончил школу Иван Иванович, и 50 – как стал выпускником той же, первой Орловской, Василий Иванович.
Жаль, что не увидит их, вновь «вернувшихся в школьное детство», сестра Тамара: она уже покинула этот мир.
Но жизнь продолжается во внуках и правнуках, праправнуках. А их у Марии Семёновны очень много! Семь внуков, тринадцать правнуков. Праправнуков пока четверо. Старшему – пять лет, младшему – всего полгодика. Бабушка и в столь почтенном возрасте помнит все дни рождения и даже напоминает сыну, чтобы вовремя поздравил!
Живут продолжатели рода Васильченко не только в районе и области, но и далеко за пределами. Многие стали людьми известными и любимыми на малой родине. Освоенные ими профессии позволяют приносить пользу обществу: хлебопёки, фармацевты, музыканты, хлеборобы, учителя, инженеры-инструкторы. Пышное генеалогическое древо выросло у Марии Семёновны Васильченко! Долгая лета!


Рецензии