Старый новый сорок третий год
Она родилась 5 декабря 1928 года в хуторе Нижнезундове. И помнит себя с трёхлетнего возраста.
Ей было пять лет, когда началась коллективизация.
– Чужие люди пришли на подворье и увели корову и лошадь. Кричали и мама, и мы, дети – пять девочек. Понимали: как же быть без кормильцев? Только папа молчал и был задумчивым. А потом пошёл в колхоз работать, чтобы хотя бы там как-то заботиться о своих корове и лошади.
В 1939 году случилось горе горькое. Скоропостижно, от воспаления лёгких умер папа. Мама осталась одна с дочками на руках. Разве что сестра её, Софья, помогала. Маленькая Паша называла её няней.
– Во время войны, в 1942 году, мы помогали взрослым эвакуировать скот. Мой крёстный пришёл и сказал: «Пойдём помогать». И мы, девчата, палками гнали запуганных, непослушных животных до Андрияновской балки, а там уже другие «эстафету» принимали. На плотах переправлялись через Волгу. В это время фрицы налетели, бомбили страшно! Немногим удалось спастись…
Прасковья Петровна и сегодня помнит, будто всё было только вчера, как пришли советские солдаты.
– На Старый Новый год туман был густой-густой. И вдруг в этом тумане мы услышали нашу речь! До этого очень долго мы слышали мужские голоса только немцев и румын: в хуторе-то мужчин не осталось, все были на фронте. Как мы обрадовались! Я кричала: «Няня, няня! Наши пришли!». Из небольших запасов муки мы напекли пышек солдатам, и они, грязные, усталые, ели их и нахваливали хозяюшек!
Весной 1943 года мы уже пахали на коровах. В основном ребятишки помогали. Нас в колхозной бригаде хорошо кормили: ставили большую кастрюлю с затиркой, и мы хлебали. И ещё кашу давали из ячменной или пшеничной крупы. По тем временам это было объеденье!
Прасковья Петровна рассказывает, как учились в школе. Она находилась за девять километров от Нижнезундова – в хуторе Островянском. Но Паша ходила с большим удовольствием. Много читала, училась хорошо, вот только математика поначалу не давалась. Паша уже тогда мечтала стать учительницей. А вот её старшей сестре, Нине, учиться не довелось. Ей исполнилось пятнадцать лет, и мама сказала: «А кто же будет работать?». Нас, младших, пришлось поднимать. После войны ох, как нелегко было.
Прасковья окончила семилетку и в 1946 году поступила в Пролетарское педагогическое училище. Там, благодаря преподавателю, стала понятной математика. Но появилась более сложная проблема: никакими математическими действиями не решить:
– Хорошо было тем, у кого отцы участники Великой Отечественной войны. Дети ветеранов учились бесплатно. А мы – сироты, папа умер, когда войны ещё не было. И маме предложили платить за мою учёбу 75 рублей. По тем деньгам – целое состояние!
Пришлось перевестись на заочное отделение. У Прасковьи Петровны к тому времени уже родилась дочь Анечка. Трудно было очень. Но учёбу закончила успешно и вскоре пришла работать учителем начальных классов в Черкесскую школу. Позднее её перевели в школу хутора Русского. Он стал родиной сыновей – Николая, Владимира и Ивана.
Правда, в школе не довелось долго работать – не с кем было оставить маленьких детей. Свекровь же сказала, как отрезала: «Я своих детей сама растила!».
Дома в те годы тоже не засиживались. Декретный отпуск продолжался всего полтора месяца, его хватало женщине, чтобы немножко набраться сил после беременности и родов.
Поэтому дети взрослели рано. Старшенькие за малышами присматривали, и все очень дружно втягивались в домашние хлопоты:
– Хорошо они помогали, к Первомаю у нас всегда был вскопан огород, все деревья в саду побелены. В школу ни разу меня не вызывали из-за детских шалостей – хорошо учились!
Дома, несмотря на усталость и хозяйские заботы, Прасковья Петровна читала детям книжки. Сама с детства любила, да только в те годы книг было мало. И вот теперь восполняла пробелы, читая по вечерам сказки, которые учили добру и трудолюбию.
В колхозах работы много – на полях и фермах, каждая пара рук на счету. И Прасковья Петровна пошла работать на плантациях, в теплицах. В какой-то момент С.А. Бурлуцкий хотел вернуть её в школу, да не получилось.
Председатель колхоза имени штаба четвёртой кавалерийской дивизии, из которого позднее вырос совхоз «Красноармейский», дал Прасковье Петровне «руководящую» должность – звеньевая. Она должна была организовывать процесс – распределять рабочих по участкам. На субботник, воскресник бросить клич – тоже её забота.
– У нас тогда сажали свёклу – сахарную и кормовую. А работники всякие были: кто по кустам прятался, кто демонстративно через колено тяпку ломал. Так что мне приходилось не только руководить, но и пример в работе показывать. Не могла же я допустить, чтобы рядок непрополотым остался!
Всех своих детей она научила доводить дело до логического конца. Всех в люди вывела. Хотя складывалось всё порой не очень-то и гладко. Молодым – всего 45 лет – похоронила сына. Рано ушёл муж:
– Нас, женщин, пригласили в 1983 году в Красноармейский Дом культуры, чествовали, поздравляли с 8 Марта. Вернулась домой, а он умер…
После того, как Прасковью Петровну торжественно проводили на заслуженный отдых, она ещё долго продолжала работать в совхозе. Лишь в 1995 году переехала к сыну в Орловский. Поначалу думала: всё незнакомое, никто меня не знает! А оказалось, весь посёлок знает и помнит: кто-то учился в её классе, кто-то приезжал на субботник помогать совхозу в уборке овощей на плантациях и теплицах.
Жизнь продолжается! Дети – рядом, внуки! Прасковья Петровна итожит: Аня с семьёй живёт в Иркутске, у неё трое детей, четверо внуков. Николай окончил педучилище и техникум заочно, в Красноармейке преподавал физкультуру, пока не женился, все дети у него с высшим образованием, правда, потом всё время на экскаваторе работал. У Вовы высшее образование, в семье – двое детей, дочка в Ростове работает детским врачом. Ваня окончил Новочеркасский гидромелиоративный, а потом так получилось, что связал жизнь с лошадьми. Тоже в семье двое детей. Наташа, невестка, работает в заповеднике «Ростовский». Словом, четверо детей и восемь внуков и внучек. И невестки у меня все замечательные! Вот соберёмся на юбилей – в доме, даже большом, тесно станет – такая семья большая получилась!
Возможно, по случаю торжества, Прасковья Петровна наденет свои награды: медаль «Ветеран труда», юбилейные в честь Великой Победы. Ведь Прасковья Петровна Медянникова, несмотря на возраст – 13 лет! – наравне со всеми тружениками тыла работала, чтобы приблизить Победу.
Свидетельство о публикации №225082900346