Свадьба

 Эй, гармонь, скрипки! Наш громогласный бубен! Выдайте нам коломийки, да так, чтоб полы затрещали. Чтоб душа радовалась и весь свет заплясал. Давай, народ, пляши, свадьба!
Меня разбудили рано утром, бесцеремонно подняли с постели, принесли мой новый костюм, и в машину. Я не сопротивлялся, видя родные, улыбающиеся лица. Разобравшись, что ждет впереди, попытался изобразить что-то вроде улыбки.
- Да дайте мне проснуться,- кричу я.- Куда в такую рань пить и плясать?
- Ты не будешь пить ни утром, ни вечером,- отвечают мне.- Тебя ждёт большая и ответственная работа, старостой на нашей свадьбе.
- Как же так,  я давно не гулял, почти позабыл застольные песни и обряды.  Какой с меня толк?
- Ничего подобного, мы тебя знаем, ты хоть офицер, но нашей породы.
 И я уже на кухне, здесь снуют озабоченные женщины, в котлах кипит, шкварчит, мне же велено снимать пробу с каждого кушанья. Ну, это я умею, в армии доводилось  заниматься, и довольно часто. Вижу картошку, а там мясо, студень, отдельно готовится фруктовый кисель. Я уже вошёл в свои обязанности и подал голос, как в солдатской столовой:
- Здесь недосол, мясо еще не сварено. В кисель добавить сахара.
Старшая повариха немедленно выполняет, и я чувствую, что дело пошло. Стою уже на улице и смотрю, как готовится танцплощадка. Сама площадка готова, но никак не могут управиться с брезентом. Это уже по моей части, укрывать боевые машины я научился.
В одной из комнат невеста и ее подружки готовятся приглашать гостей на свадьбу. Мне так хочется посмотреть на это таинство, но мужчинам вход воспрещен, даже старосте.
И вот они появляются. Нет ничего краше на свете, как эта юность, эти светящиеся счастливые лица. Молодая, с венком на голове, поправляет разноцветные ленты, которые спадают ей на грудь, плечи, и делают еще краше. Под стать ее подружки, украшенные  букетами барвинка, на правой стороне груди. Они пойдут по селу и принесут радость в каждый дом. Скажут такие прекрасные слова: «Просылы тато и мати, и мы просымо на наше весiлля».
Нет времени любоваться, нужно расставлять столы, стулья, да украсить свадебный зал зелёными ветками. Не хватает стульев, нужно искать строганые доски, да установить всё это прочно. Мне не советуют добавлять разного рода ёлочные украшения, достаточно рушников да красивых вышиванок. Я не соглашаюсь, и там где будут сидеть жених и невеста, добавляю маленькое «дерево жизни». Оно является обиталищем небесных светил, звёзд и душ прадедов. Птицы, живущие на нём, всегда приносят на землю весну. Так было до нас, и пусть этот  старинный обряд снова оживёт. Наконец, зал для приёма гостей почти готов. Решено стелить на столы красивые, с узором, скатерти. Никаких клеенок, это вам не столовая.
Спрашиваю:
 - Жених- то любит невесту? Сваты были?
- Любить-то любит, и сваты были, но его мама не очень согласна.
- Да, дела. На свадьбу приглашали?
- Отец и мать Марийки обошли всю родню, всех звали. А для неё особое приглашение.
- Дай-то бог, уже ничего изменить нельзя. Скоро гости будут у нашей хаты.
Тут самый главный  «виновник» торжества где-то затерялся. Бегаю, ищу этот поднос. Наконец-то всё готово. Нет, не всё, не определились, что же наливать в рюмки? Свою или «чужую?» Решено встречать гостей хорошей водкой. Пришли музыканты, целый оркестр. Я встречаю их и приглашаю на танцевальную площадку. Предлагаю небольшой завтрак. Мне очень понравилось, что ребята с утра не «употребляют». Решили по «ходу пьесы».
Погода как по заказу, солнышко пригревает, значит, гости будут сидеть во дворе и вести беседы. Вижу, что места для отдыха маловато, нужны скамейки. Бегаю, ищу, что-то «сооружаем», добавляем, и вот они, первые гости. Встречаем, как положено по ритуалу: хлебом,  солью и рюмочкой горилки. Я держусь поодаль, с запасом «горючего», мне пить нельзя. Музыка играет. Всё, началось. Через некоторое время узнаю, что не решен серьезный вопрос, как рассаживать гостей? Нужен тамада, чтобы на месте распоряжался и создавал атмосферу радости. Я разорваться не могу, и мне назначают помощника. Его место строго в зале.
Возвращаются невеста с подружками. Уставшие, голодные, но лица радостные, несутся ко мне в объятия.
- Всех пригласили, никого не обошли? У Неё были? – спрашиваю невесту.
- Нет, побоялись. Будь что будет, как бог даст.
- И это верно. Придет, а там посмотрим.
Этот диалог вокруг той самой матери жениха. Но процесс пошёл, как говорится, и никто не может помешать этому торжеству. Я приглашаю девчат в «коморку», и предлагаю лёгкий «перекус».
- О, да тут сколько печёного, пирожных, сладостей, мы хотим этого всего.
- Невестушка, и вы красавицы, вам весь вечер и всю ночь гулять. Там некогда объедаться,  вы в центре внимания, вами любуются, вас обожают. А придет жених, нужно целоваться. Так что кушать мясо, овощи и запить родниковой водой.
- Вы слишком уж строги  к нам, это же свадьба.
- Марийка, красотулечка наша, даю вам полчаса - туалет, зеркало, прически-расчёски и в зал. Порадуйте гостей, будьте краше всех! Никакой грусти и никаких слёз!
Действительно, прошло назначенное время, и наши красавицы появились в зале. Гости зааплодировали и встали со своих мест. Перед ними стояли нарядные красуни. В центре выделялась виновница торжества, в бело-снежной фате, красивой вышиванке, и украшенным Караваем  в руках.   
Она одарила всех присутствующих своим взглядом и заняла почетное место. Рядом расположились подружки, и пошло веселье, и пошла радость, как было во все времена до нас и будет после нас.
Начались здравицы в честь виновницы торжества, а на улице уже поют, во все голоса, самое старшее поколение. Это такое задушевное протяжное пение – латканье. С давних времен в нём передаются боль и потеря кормилицы: «Ой, невестушка, ой красавица наша, на кого ты нас покидаешь? В чужой дом войдёшь, будет ли тебе там сладко, полюбят ли тебя? Плачьте мамо, дитя уходит и покидает родную хату…»
 Это пение наводит такую тоску, от которой многие плачут.
Но свадьба, с молодой и подружками, выливается на простор, и пошли коломийки гулять. Музыка всё звонче и припевы всё громче: «Коломыя, коломыя, по селу ходила, много счастья и добра, в дом наш приносила!..»
 И вот уже пошли свадебные:  «Ой не журись матусю, що рано вiддаюся. Доля дiвоча, замiж iти; до весiлля готуйся… Як заграе звiнко, музика «троиста» и пiшло весiлля от села до мiста. Чарiвна сопiлка, скрипка та цимбалы, так iще нiколи весело не грали». И пошли плясать, да так, что полы затрещали и каблуки отлетали. А по селу уже идут женихи. В центре главный виновник – молодой – он должен добраться до своей невесты и «выкупить» её. Играет гармонь, бьет бубен, со всех хат выбегает народ и преграждает дорогу свадебной процессии.
- Не пропустим!  Выкуп за молодую. Гроши или дарунки?
Раздает подарки наш молодец, и продолжает свой путь до дома любимой.
И вот уже дорогие гости добрались до заветного порога, где ждет-не дождется невестушка наша. Но что это? Вместо милой и любимой, какое-то «чучело гороховое?»
- Угадай, жених, где твоя невеста? Не эта ли, а может та?
 Начинаются игры и поиски настоящей невесты. Тут без выкупа не обойтись. Бедолага уже вспотел, и готов выложить драгоценности: самое красивое намысто  для любимой.
- Покажись, подай свой голос, и получишь подарки!
Продолжаются поиски и, наконец, Она предстает перед своим суженым.
И все видят, как они очаровательны, со всех сторон доносится: «Какая пара! Какие  наши Цари! Как вы подходите друг другу!»
Свадебное торжество продолжается уже с женихом и невестой. Гости  поют: «Ой гiрька горiлка, не будем пити, просим молодую та посолодити! – Гiрко! Гiрко!» (укр.)
Целуются наши молодята, и свадебное торжество разгорается с новой силой. На Каравае появляются новые  украшения, из золотых и серебряных монет. 
Вечером, под окнами появились дети. Они также захотели принять участие в этом торжестве. Но более всего, они хотят увидеть красивую невесту. Я попросил подруг Марийки угостить малышню, чтобы помнили наше  весiлля. Всем раздают сладости. 
 А где же свекровь? Где мать нашего жениха? Неужели не придёт? Невеста приготовила подарки для неё. Этот старинный обряд  необходимо исполнить. Она пришла, ссылаясь на плохое самочувствие, но приняла с рук будущей невестки красивые, с узорами, рушники. Мы облегченно вздохнули. Примут в новой семье нашу Марийку. Традиции и предания нашего народа живут.               
  Гуляла, пила и плясала свадьба до утра. А после небольшой дрёмы, наступил еще более торжественный момент – венчание в церкви. Жених и невеста, с Караваем в руках, предстают перед родителями и ближайшими родственниками. И уже сыпется зерно на головы и плечи молодых, они получают благословение:
- Любите друг дружку, будьте всегда вместе в радости и горе. Чтоб в вашем доме «плодились» детки и всегда был достаток.
Процессия направляется в церковь, где уже всё приготовлено для такого Великого  Таинства. Венчание – это важный, духовный момент единения, когда двое берут на себя ответственность за сохранность брачного союза.
Это решение всегда добровольное и свободное, оно читается в глубинах души:  «Слушайте своё сердце, оно подскажет, нужно ли вам благословение Господа…  Да, мы всей душой хотим быть в Царстве Небесном и стать перед Богом». Только тогда, Господь одаривает будущих супругов благодатью, и благословляет их на вечный союз и христианское воспитание детей.      
Крещёные жених и невеста с иконами Спасителя и Божьей Матери, с венчальными свечами и караваем входят в Храм. Невеста без яркого макияжа и «густого» запаха духов, голова покрыта белым платком. Также учтиво ведут себя свидетели, уважая многовековой обряд.
Церковь категорически запрещает браки двоюродных, троюродных, сводных братьев, и сестер, а также атеистов.
На невесте пояс, или подарок от матери и бабушки, свидетельствующие о любви к своим родным и близким, а также о неразрывной связи между прошлым и будущим.  Часто, невеста держит в руках голубое украшение, как символ верности и преданности. Родители и свидетели также встают перед алтарём – Царством Небесным, и начинается обряд Таинства. Молодые держат в руках зажженные свечи, знаменующие целомудрие будущих супругов. На головы возлагаются венцы – Царские Короны, символизирующие их «царское» достоинство. Они построят своё царство, свой мир для себя и своих детей.
И уже с глубин веков слышится: «Венчается раб Божий Николай и раба Божья Мария, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Далее, возносится молитва к Господу Богу, жениху и невесте, которые дали клятву Святой Церкви. В этой молитве заложена вечность: «Господи, Боже наш, венчай молодых, пусть войдут в Царство Небесное».
 У алтаря, на отдельном возвышении, украшенном вышитым рушником и караваем, золотые кольца, как символ вечности и неразрывности брачного союза. Священник  продолжает молитву, которая также обращена к Господу и молодым. Завершается Таинство словами: «Обручается раб Божий Николай и раба Божья Мария во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Молодые обмениваются кольцами. С этого часа перед нами предстают новоявленные муж и жена, они вступили в законный брак. 
Напомню, что давние церковные традиции давали право совершать свадебное торжество в летний и осенний периоды. Это было связано с Богородичными праздниками. Чаще, под Покрову Пресвятой Богородицы, с первого октября по четырнадцатое ноября.  В народе говорили:  «Як прийде Покрова – зареве дiвка  як корова».
Лучшим временем для венчания считалось: 21 июля, 26 октября и 4 ноября.
Ныне не все придерживаются вековых традиций. А следовало бы, так как эти традиции  создавали прочный союз и благоденствие в новой семье.
Далее, свадебный поезд направляется на регистрацию, где будет юридически узаконен брачный договор между супругами.
   Мы всегда должны помнить, что Свидетельство о заключении брака не является полным актом данного действа. К нему прилагается брачный Договор. Будущая супруга, войдя в новый дом, должна знать не только свои обязанности, но также стать полноправным членом семьи. И она, и ее дети, которые появятся на свет, должны обладать всеми правами законных наследников. Это очень важно в настоящее, жестокое, время. Мы все свидетели, как выгоняют на улицу женщин, детей, оставляя без средств существования. Какие перипетии по поводу прописки, выделения «доли»; суды переполнены подобными «военными наступательными операциями».
Приведу один лишь пример: дочь моего друга годами судилась, чтобы хоть что-то получить после развода. В конечном итоге, детей она забрала с собой, а в придачу «вырвала» только  дачу. Не сосчитать, сколько здоровья и нервов унесли эти «разборки».
В те годы почти не заключались подобные договора. Но жених, в присутствии свидетелей, давал клятвенное обещание, содержать жену и детей до конца жизни. Зная, как относится свекровь к невесте, мы потребовали такую клятву.   
Наконец, молодые возвращаются в дом невесты, и здесь она совершает «печальный» ритуал. Предстоит расстаться с фатой и передать новой молодой «поросли». Выбор падает на младшую сестрёнку, ей пятнадцать лет, будущая невеста.
А виновница торжества, с непокрытой головой, просит мужа открыть бал.
Она, в красивых черевичках, подобранных для такого обряда, приглашает всех к танцу.  Жених поднимается на стол, подает платок своей нареченной, обхватывает ее за талию и очень бережно опускает на пол. Первый танец дарится мужу. Затем, она танцует со всеми желающими, а жених со старостой собирают подарки, полученные за танец. Следует сказать, что во многих местах это считается древним обрядом. Здесь радость гостям и незначительная прибыль молодым.
Это чудесное действо длится до изнеможения невесты. Наконец, она падает в объятия суженого. На этом свадьба не кончается. Готовится приданное невесты - «скрыня». Там всё ее богатство, накопленное при подготовке к замужеству. Подарки от родителей и гостей. Это добро грузят в машину и везут в дом жениха. А там гости заждались, да напились, да все хотят увидеть новую хозяйку дома. И снова родители жениха, да свидетели, да родственники призывают молодых к любви, добру и послушанию. Повязывают вышитые пояса, как символ воссоединения.  На головы сыпятся конфеты и монеты, чтоб жилось им сладко, да богато. Всему свидетель Каравай, он сопровождает виновников торжества и принадлежит только им. Свадьба продолжается и может длиться еще день, а то и два.
   Я так натрудился на этой свадьбе, что был голодным, не доспавшим, уставшим. Получил в награду пол литру горилки и настоящий торт. Проспал в чужой хате полные сутки. Но это Великое торжество не забудется никогда.
 


Рецензии