О целевых аудиториях производителей клавиатур

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ МАТВЕЯ ЧЕРНОВА О КРЕАТИВНОМ ЗАСТОЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ КЛАВИАТУР ДЛЯ НАБОРА ТЕКСТОВ

 Статья Матвея Чернова, опубликованная на Хабре 5 июня 2025 года, называется-
 " Почему мы до сих пор пользуемся QWERTY:  история самой неэффективной раскладки."

(Кстати,  важно сказать пару слов и о самом Хабре. Очень плохо, что этот популярный портал, освещающий весьма серьёзные  темы IT -сферы,  не даёт читателям возможности свободно высказать свою точку зрения без регистрации, которая обременяется ещё и требованием рекомендации  уже зарегистрированного автора. Этими ограничениями он просто отталкивает от себя не только графоманов, занятых исключительно саморекламой, но и серьёзных, опытных аналитиков, особенно из гуманитарных областей деятельности.  И тексты в итоге приобретают только один стиль, одну манеру изложения. Чувствуется даже некая "узурпация  власти" техническими специалистами, которые направо и налево "мечут икру" из  жаргонных словечек,  совершенно непонятных  даже другим технарям, не говоря уже об обычных читателях. Спрашивается, зачем же тогда эти публикации для широкого круга?)
 
 Короче, прочитав на Хабре великолепную, глубоко профессиональную  статью петербургского технического писателя  Матвея Чернова,  и не получив возможности,  без лишних процедур,  опубликовать свой комментарий там,  на Хабре,  я публикую его здесь, в своём аккаунте.

Проблемы, которые высветил Матвей в своей статье, - это результат многолетнего  пренебрежения производителей клавиатур  объективно необходимым дифференцированным подходом к аудиториям пользователей. Он ведь, так или иначе, вынуждает отказаться от единственного, монопольного, варианта клавиатуры  на все случаи жизни, и начать, наконец, учитывать интересы не только машинисток, а потом  операторов набора текстов на компьютерах.

Но  в гонке за прибылью от продаж пишущих машинок, а позднее от настольных компьютерных  клавиатур, этот вопрос с давних времен затушёвывался.   

В конце 19 века, в период бума СМИ, когда желтая пресса расхватывалась на улицах за считанные минуты,  выгодно стало  использовать труд машинисток, способных быстро выдавать для газетных номеров огромные объёмы текстов. Для них, по сути, и был популяризирован слепой десятипальцевый метод набора, разработанный Маккгуррином*,  и изменена клавиатурная  раскладка Шоулза и его соавторов, которая первоначально выглядела иначе.

(* Точнее говоря, до т. н. "десятипальцевого" способа печати, не глядя на клавиатуру, уже применялся восьмипальцевый метод, придуманный другим человеком.)

А вот о создании  пишущих машинок с раскладками клавиатур для стенографистов, например, и уж тем более,  для небольшого числа математиков, никто не задумывался.  Не выгодно! Ибо возможные прибыли, по расчетам, оказывались гораздо меньше, чем  возможные  затраты. 

В былые годы изобретатели не раз пытались, в частности, создать машинку для печатания нот, музыкальных символов и знаков. В 1885 году такое устройство сконструировал американец  Чарльз Спиро. В 1910 году - свой вариант придумал немец Людвиг Массен.  Ими даже пользовались, но устройства были неудобными .

Наконец, в 1931 году был создан промышленный образец достаточно удобной  машинки для печати нотных записей -  Melotyp, на 44  клавишах которой было 88 нотных символов. Но до производства  машинки дело так и не дошло.  И я думаю,  что камнем преткновения в иннновационном процессе тоже стал вопрос рентабельности.

И ничего не поделаешь!
Предприниматели любой проект рассматривают с точки зрения  выгоды от инвестиций.

 Но вернёмся,  однако, к машинисткам и раскладке QWERTY. Так " сошлись пазлы".  Слепой десятипальцевый метод набора, как говорится, пришёлся под руку именно в период газетного бума. В струю  попала  и раскладка  QWERTY,  которой оружейники вкупе с политиками быстренько придали статус госстандарта США.  Потому что в тот период на слуху была только она.

Чуть позднее, правда, с 1883 года, серьезную конкуренцию  ей составила  клавиатурная раскладка  на пишущей машинке   Crandall Typewriter,  в которой наиболее частотные буквы были расположены в центре. Но  эта машинка изначально была задумана не как средство эксплуатации дешёвого труда машинисток. Она  выглядела внешне шикарной и распространялась  чуть ли не эксклюзивно,  в среде состоятельных людей, для спокойной, неспешной работы владельца машинки. Да и уже действовал один, поддерживаемый властью госстандарт QWERTY!  И в этих условиях тратиться на переобучение слепому методу на раскладке Crandall Typewriter было совершенно бессмысленно. Тем более, что потребности такой  в среде состоятельных пользователей  не было. 
Потребность-то, при желании, можно было  сгенерировать...  Но если экономикой заправляют заинтересованные политики, о каком вообще равенстве в конкуренции может идти речь?

 И спустя годы, когда тысячи пользователей  уже были приучены и привыкли к стандартной раскладке QWERTY, а также к слепому десятипальцевому способу набора на базе этой раскладки, переобучение  и на предложенной Двораком клавиатурной  раскладке  тоже стало бессмысленным.

А вот что мешает  сегодня изготавливать  специфические клавиатуры с разными  раскладками, удобными именно для целевой аудитории? Вы где-нибудь видели клавиатурную раскладку для писателей, поэтов, любящих печатать неспешно, тщательно обдумывая тексты? А специальную клавиатуру с  раскладкой для ученых-физиков, разработанной Антоном Вяткиным? А специальную раскладку для математиков с множеством часто используемых дробей? А раскладку для программистов?

Не видели, конечно. Я это знаю. И не увидите, пока в головах производителей всё еще царствует креативный застой. Или они находятся под неусыпным влиянием монополистов, предлагающих, как выразился Матвей Чернов, самую неэффективную раскладку. Или они - просто компрадоры, сознательно продвигающие иностранные клавиатурные раскладки,  в ущерб отечественным.
Но вопросы коммерческого риска, при этом, всех волнуют одинаково.


Рецензии