11. Игорь Старой

11. ИГОРЬ СТАРОЙ. Смерть Вещего Олега автоматически возвела на киевский престол его племянника, Игоря Рюриковича. Игорь был первым Рюриковичем, возглавившим Русь. Именно с него началось триумфальное шествие этой династии по России. Правящей династия Рюриковичей будет оставаться вплоть до конца 16 века, когда последний из сыновей Ивана Грозного, Федор, сойдет в могилу, не оставив после себя наследника.

Свое правление Игорю пришлось начинать с разборок со своими собственными вассалами. Не все сочли нового князя достаточно решительным для того, чтобы его опасаться. Самое упорное сопротивление киевлянам вновь оказали древляне. Когда пришла пора «полюдья», они заперлись в своих крепостях и отказались впустить к себе великокняжеских чиновников. Два года Киев стягивал войска, ждал прибытия с Балтики новых отрядов наемников, готовил карательную операцию. Ее провал мог стоить центральным властям очень дорого. Вассалы должны были на чужом примере убедиться в том, что ждать поблажек от нового праителя им не стоит. В 914 году войско выступило в поход. Древляне были повторно завоеваны и признали Игоря своим государем. Размер дани с них был значительно повышен – чтобы впредь неповадно было бунтовать. Вассалы присмирели. А вскоре произошло событие, доказавшее всем, что быть вместе, в одном строю, все-таки лучше.

В 915 году печенеги, относившиеся к Вещему Олегу с трепетом и не решавшиеся тревожить его покой, сочли, что после его смерти у них появился шанс как следует тряхнуть богатых киевлян, и стремительным набегом разорили порубежные русские села. Игорь с войском выступил им навстречу, но степняки на открытое столкновение с русской армией не пошли. Прихватив награбленное добро, они растворились в бескрайних просторах Дикого Поля, всей массой откочевав к Дунаю, где им тоже было чем поживиться. На русских рубежах остались лишь мелкие отряды, ставшие для приграничных земель настоящим бедствием. Через какое-то время основная печенежская орда вернулась из разоренной Бессарабии и Молдавии назад к Днепру, и обстановка на границах со степью вновь резко обострилась. В 920 году Игорю это все надоело, и он отправился «чистить степь». Приграничные балки и солончаки были очищены от печенегов в буквальном смысле слова. Спасаясь от русской облавы, степняки бежали к черноморскому побережью, и на юго-восточной границе Руси на какое-то время все успокоилось.

Хазары, сидевшие на Нижней Волге и отделенные от Киева широкой полосой печенежских степей, опасности пока не представляли. Они лишь изредка наезжали на Оку в земли неподвластных великому князю вятичей.

Около 920 года у Игоря Рюриковича родился сын Святослав. Ранее считалось, что великий русский полководец Святослав Игоревич появился на свет гораздо позже, незадолго до гибели отца, где-то в 940 году. Однако сейчас эта дата многими оспаривается и более правильной считается та, что указана в русских летописях более поздних чем «Повесть Временных Лет». В ту пору на Руси было тихо. Это позволило Игорю вплотную заняться укреплением своей власти над многочисленными славянскими племенами. В 940 году была значительно усилена наемная варяжская дружина. Новых бойцов привел в Киев воевода Свенельд. Игорь отдал в кормление Свенельду непокорных древлян и уличей, что послужило причиной нового противостояния местной знати с Киевом. Дольше всех продержался неприступный град уличей Пресечен. Для его взятия Свенельду потребовалось три года.


Рецензии