Петровна

Все живут, собираясь однажды начать жить
Сергей Шрамко


Рано утром Петровна проснулась со странным ощущением. Какое-то маятное чувство нахлынуло. Будто бы жизнь не задалась…

Вставать не хотелось, реагировать на мяуканье проголодавшейся Луши тоже.

Петровна повернулась на бок, закуталась в одеяло и решила, что поспит еще. Ну, часок, а то и два… Глядишь, и глупости про неудавшуюся жизнь сами собой рассеются.

Собственно, а зачем вставать-то? Куда спешить?

Луша, грамотно оценив обстановку, пристроилась под боком, готовая сорваться на кухню при первых признаках хозяйкиного подъема.

Петровна полежала с закрытыми глазами, но сон не шел. Тогда она уставилась в окно, где утренняя дождливая пелена понемногу светлела и очертания соседнего дома проступали все яснее. Окна напротив уже победно светились, на балкон второго этажа выдвинулся мужичок с папироской и толстым рыжим котом. Кот уселся на перилах и принялся методично вылизывать сначала одну лапу, потом другую. Облачка табачного дыма медленно ползли вверх и таяли, свидетельствуя о полном безветрии. Петровна немного понаблюдала за ними, но вскоре отвлеклась на свои невеселые мысли…

И как так получилось, что ей стало совершенно некуда спешить? Еще вчера она планировала встать пораньше и провернуть стирку, попить кофейку с булкой, а потом отправиться в магазин. Надо бы прикупить кое-что из продуктов, да и мелочей по хозяйству… Как раз на днях пенсию дали, можно вкусненького себе позволить… Но…

«Не пойду!» - решила Петровна и снова предалась размышлениям.

Что изменится, если она не выстирает белье именно сегодня? Ни-че-го… Завтрашний день подойдет для этого ничуть не хуже. В магазин можно и после обеда прогуляться. Все равно, свежий хлеб привозят только к полудню…

Получается, одни бытовые заботы… Стоило так рано просыпаться!

Когда Петровна была еще вовсе не Петровной, а маленькой девчушкой по имени Соня, она терпеть не могла эти утренние подъемы. Мама ее будила, не позволяя поваляться лишнего, торопливо заплетала жидкие косицы и тащила едва переставляющую ноги дочь в детский сад, где нужно было под строгим приглядом воспитательницы съесть завтрак. Соня давилась, но мужественно съедала и холодную манную кашу, и сырые недожаренные гренки из белого батона, запивая их молоком, подернутым пенкой… На всю жизнь она возненавидела и манку, и кипяченое молоко. После завтрака наступал период ожидания: когда же домой?

Став немного постарше, Соня начала мечтать о школе. Там никто не будет заставлять есть противную кашу и можно возвращаться домой уже к обеду.
Учеба в первом классе поначалу нравилась, домой ее забирала бабушка, приехавшая по такому случаю «пожить». И Соня истово ждала конца уроков, чтобы оказаться дома, вдосталь порисовать, пока готовится обед, а потом отправиться в осенний лес за поздними грибами.  Но вскоре бабушка уехала.

С каждым годом школьные домашние задания становились все сложнее и занимали все больше времени. Сидя допоздна за уроками, Соня представляла себе, как будет здорово, когда не потребуется читать параграфы и решать задачи! Как замечательно будет приходить вечером, ужинать и, уделив некоторое внимание домашним хлопотам, садиться к телевизору или бежать на прогулку… А каникулы? Как она мечтала о каникулах, праздниках! Скорее, скорее бы Новый год, скорее бы день рождения! Подарки, гости, детские «елки»… Но, увы, между ними бесконечно тянулось время ожидания…

Школьные годы наконец завершились, Соня поступила в институт и тут стало ясно, что загрузка учебой еще только началась. Побыстрее бы избавиться от этого и пойти работать! Тогда и наступит «свобода», начнется настоящая жизнь!

Сидя ночами над курсовыми, бегая в соседнюю общагу «на танцы», она все торопила время: пора бы уже и замуж выйти, и работу достойную найти, и детей бы родить…  И вышла, и нашла, и родила… Прежние заботы сменились новыми, а мысли о том, что вот-вот все это должно закончиться и наступит настоящая жизнь, оставались.

Соня вместе со всей страной одолела перестройку, развал девяностых и устояла! Сохранила профессию, вырастила дочку, по мере сил поддерживая ее в получении образования, поисках работы, создании своей семьи. Потом терпеливо ждала появления внучки, обретения дочерью собственного жилья...
 
Но личные отношения с мужем Соне уберечь не получилось, и развод явился естественным результатом. Дочь вскоре со всей своей семьей уехала покорять столицу. Родители незаметно состарились и тихо ушли. Бывший муж отбыл в Москву вслед за дочерью. Подруги звонили все реже.

Соня оказалась предоставлена самой себе.

Что теперь-то?! Пора остановиться, выдохнуть, начать жить для себя? Делать то, что хочется, ходить, куда хочется. Ведь раньше никак времени не хватало, все не переделаешь, но ведь нужно! И крутилась, крутилась, оставляя на потом и отдых на море, и интересные поездки, и встречи с друзьями, и спокойную работу без оглядки на заботы о семье… Она все откладывала. Сначала нужно доработать до отпуска. А потом неплохо бы зубами подзаняться. Да и не только зубами. Есть еще проблемки. Вот завершит все, тогда... Одно, другое, третье…

На службе молодое поколение инженеров стало обращаться к ней не иначе, как Софья Петровна, а начальство намекало на необходимость готовить смену.

Оформив пенсию, она проработала еще лет пятнадцать, благо «дышащих в спину» сменщиков не нашлось, да и не мыслила себя Софья Петровна без работы!

Время летело, и, уйдя на заслуженный отдых, она стала просто Петровной…

Петровна тяжко вздохнула, пошевелила затекшими ногами, поправила сползающее одеяло. Луша недовольно подняла голову, вопросительно посмотрела на хозяйку: «Что, пойдем уже на кухню?» и, не дождавшись ответа, снова улеглась.

Петровна машинально погладила кошку и опять вздохнула.

Почему именно сегодня вдруг нахлынуло это ощущение безысходности? Пришло осознание, что именно все эти годы она и жила по-настоящему! А не понимала, не ценила, торопила время от события к событию… И? Судя по всему, никакой другой, новой и настоящей жизни у нее уже не будет. Никогда. Нет там впереди ничего, прошла жизнь.

Оглянуться есть на что, правда, не все вспоминать хочется, а вот ждать-то уже нечего.

Может быть, просто хорошо, что она сегодня проснулась, что за окном дождит, нужно сходить за хлебом, да и стирку нечего откладывать? Кошку опять же покормить надо. А потом можно будет сериал «про Машу» посмотреть. И кофе выпить. И дочке позвонить, и с внучкой поделиться фотографией спящей Луши. Перед сном детектив Устиновой перечитать. Любимый. А там и ночь, и снова будет завтра…

Может быть, просто жить и перестать ждать?


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна.
К каждому человеку приходит осознание бренности бытия, или не к каждому...
Вашей героине однажды утром, на пенсии, стало понятно, что жизнь промелькнула в суете и мелких заботах. От манной каши, до одинокой старости оказывается "один только миг". Увы, это так.
Но можно было Петровне немного раньше "проснуться", оглянуться, посмотреть на себя со стороны. А вдруг что-то не так?
Спасибо Татьяна. Легко читается и навевает мысли.
С уважением.

Александр Черкасов 66   31.08.2025 06:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Спасибо за отзыв и внимательное прочтение! Мне очень хотелось, чтобы действительно "навевало мысли". Жизнь надо ценить, чувствовать каждый день, каждый час. Не все легко и гладко, но это жизнь, и жаль, если вот так на финише кто-то проснется и поймет, что не жил, а все собирался начать жить...
С уважением, Татьяна

Татьяна Еникеева Торнуева   01.09.2025 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.