Творим себя
(На снимке - картина художника Жана-Жерома Леона «Пигмалион и Галатея»,
хранящаяся в Метрополитен-музее Нью-Йорка)
Вы, уважаемый читатель, наверняка знаете, что в начале Новой эры древнеримский поэт Овидий написал поэму «Метаморфозы» на темы греческих и римских мифов. В пятнадцати книгах этой поэмы раскрыты двести пятьдесят сюжетов античной мифологии, рассказывающих о фантастических превращениях-метаморфозах сущего – камней и небесных тел, растений, животных и людей. В десятой книге «Метаморфоз» рассказывается о скульпторе Пигмалионе с острова Крит, вырезавшем из слоновой кости статую женщины. Дышащее негой творение мастера получилось таким впечатляющим, что стало его страстью. Скульптор делал ей подарки, наряжал в роскошные одежды, но могла ли ответить на его любовь холодная статуя? И вот однажды во время праздника богини любви Афродиты Пигмалион, уже потерявший надежду встретить женщину, столь же прекрасную, как созданная его воображением, обратился к богине с мольбой о даровании ему жены, похожей на эту скульптуру. Тронутая такой любовью и искренностью Пигмалиона, Афродита не стала мудрить и попросту оживила сотворенную им статую, обратив ее в прекрасную женщину, ставшую женой Пигмалиона. По прошествию веков швейцарский философ, писатель и мыслитель Жан Жак Руссо придумал имя этой женщине, назвав ее Галатеей.
Возможно, не без влияния этой красивой легенды и уже в наши дни американский психолог и профессор Калифорнийского университета Роберт Розенталь рассмотрел и изучил психологический феномен влияния на других людей каких-либо наших ожиданий от них. Было впервые доказательно установлено, что само это ожидание экспериментатора влияет на результаты деятельности испытуемого в направлении реализации этого ожидания без какого-либо иного влияния экспериментатора. Этот психологический феномен открыл нам удивительные способности нашей психики и наши поразительные возможности. В науке сегодня он известен под именем «Эффекта Розенталя», но в память мифического героя поэмы Овидия Пигмалиона получил и второе имя - «Эффект Пигмалиона».
В начальном блестящем эксперименте профессор предложил ученикам двух первых классов решить задание для количественной оценки уровня интеллекта каждого ученика - IQ-тест. Результаты теста Розенталь сообщил учителям, выделив самых талантливых учеников. Однако в этом он слукавил, в действительности игнорировав результаты теста и назвав детей «талантливыми» произвольно, путем рандомизации. Те же произвольно обозначенные результаты теста он сообщил самим испытуемым. Интуиция на путях поиска не подвела ученого – школьники из числа «талантливых» при повторном прохождении теста IQ в конце того же учебного года реально показали значительно лучшие результаты в сравнении не только со своими прежними достижениями, но и с результатами своих соучеников. Анализ причин этого интеллектуального скачка показал, что учителя сознательно или бессознательно выделяли этих якобы талантливых учеников, ставя перед ними более сложные задачи и создавая больше шансов проявить себя. Они ожидали от «талантливых» учеников больше, чем от остальных, и своими ожиданиями укрепили в этих учениках уверенность в своих силах и возможностях.
В более поздних работах профессор Розенталь разработал метод определения восприимчивости человека к невербальному общению. По мнению Розенталя, если кто-либо ожидает от другого человека какого-нибудь поступка или поведения, и тому человеку это известно, то такое ожидание сознательно трансформируется в некую программу решения задачи, которая закрепляется в подсознании. И здесь самое время подумать о роли подсознания в поведении человека. Позволю себе пофантазировать. Почему бы не представить себе подсознание человека как некую программу реализации намеченных им задач, а самого человека при этом не сравнить с компьютером? В такой версии нет внешнего управления, есть только ожидание. Человек сам определяет и создает для себя некую новую реальность, носителем плана по достижению которой становится его подсознание.
Каждый человек в немалой мере является творцом собственной судьбы и может многое, когда уверен, что может. Или же не может, если в себе не уверен. Неуверенность рождает страх неудачи, что становится прологом будущего поражения. Но надо ли нам ждать внешнего посыла, сторонней мысли о наших возможностях? Почему бы нам не засевать поля наших планов семенами собственной уверенности, взвешенной на весах здравого смысла? Вера в собственные силы – вот тот фундамент, на котором, строя свою жизнь, нам надлежит двигаться дальше. И тогда даже у нерешаемых задач могут найтись решения, как это описано в произведениях классиков фантастики.
Свидетельство о публикации №225082900987