Друзья уходят как-то невзначай

             
               Полгода назад друг Виктор К., прислал нам печальную весть: "В Экваториальной Африке ушёл на Небеса наш начальник ПДП и друг, полковник запаса, лётчик-истребитель, Тофик Бабаев...

     (Принимали  сёдня в гости Тофика Бабаева, который, имея 2000 часов налёта на истребителях, не проиграл НИ ОДНОГО ближнего воздушного боя, потому что вырос в Казахстанских степях, привык смотреть вдаль, и всегда первым обнаруживал противника. Тофик один из двух полковников на Украине, кто прыгал с ИЛ-76 на Северный полюс, а сейчас уже более 12 лет живёт и работает в Африке, помогает им налаживать АСС) - из рассказа от Тофике - ...

Вынужден. посадка АН-2 в океане - прощай Тофик
Полковник Чечель
      Сегодня утром из Киева пришла печальная весть: "Василич, ты в курсе что в Африке умер Тофик Бабаев?" "Блин, от кого информация, насколько она точна:" - задаю встречный вопрос другу, с которым мы в своё время вместе летали и много прыгали с парашютом. Ответ: "Позвонили пилоты из Одессы, с которыми Тофик пересекался в Афганистане. Умер недавно, в госпитале. Сейчас решают дети, где хоронить? Или в Африке, которой полковник, лётчик - истребитель Бабаев отдал около 20 лет своей жизни, или везти тело на родину и хоронить здесь"...

    В общем, мой долг, как друга и человека, который знал Тофика, написать некролог, но я решил ничего не выдумывать, а оставить рассказ, как есть, а его фото с сыном, когда они приезжали в 2021 году к нам в гости в Херсон, размещу уже в книге, когда будем её издавать...

     "Этот мир принадлежит мужчинам. Нам, женщинам, важно хранить то тепло, которое они однажды зажгли". (Анна Аракелян)

                И вот "проблемы" возникли у самого Виктора К.

           Рецензия на «В мире интересного 3» (Александр Грунский)

Саша, очень интересные фаты - но Голтис на яхте прошёл путём Колумба с 40-кадневным голоданием, из них первые 14 дней "насухую", БЕЗ ВОДЫ...!!! А вообще, спасибо - чуть поднял настроение, а то с утра СМС пришла из Польши от друга Виктора К., с которым вместе служили в 33 ЦБП города Николаева: "Для инф. - сейчас везут на "Скорой" в больницу - обширный инфаркт...", - связь прервалась...

Виктор летал на ИЛ-38, потом более 10 лет в ГА на "Боингах", а когда Авиация на Украине стала в глубокой "жопе" и, Витя остался без работы, перебрался в Польшу - работать "водилой - дальнобойщиком", чтобы кормить семью, которая осталась в Киеве... А ещё мы с ним много и успешно прыгали с парашютом...

ТРАГЕДИЯ НА АЭРОДРОМЕ

Каково же было моё удивление, когда из очередной маршрутки вышла одна Вера. Причина — Ивана вызвали на работу, хотя это была суббота и начинался церковный праздник Троица. (С Геннадием Ивановичем Кустовым я предварительно по телефону договорился, обозвав их богатыми потенциальными клиентами). Тот день навсегда отпечатался у меня в памяти, и отнюдь не из-за Веры, хотя она тоже приложила к этому руку. Когда перелетали, я попросился за штурвал вне очереди, так сказать. Какое-то предчувствие мне подсказало, что сегодня отлетаем не до конца.

Взлетели, слева Коля-Боня, бывший комэска с ТУ-22м3 и мой подчинённый, а сейчас зам. по лётной подготовке и теперь я него на подхвате. Соответственно сижу справа, а посредине на привязном ремне посадили Веру, как дорогого будущего клиента и кандидата в парашютисты.

Боня, понимая, что клиент мой, мне его и убалтывать, чтобы раскошелился на круглую сумму за парашютный прыжок, и желательно, не на один, демонстративно снял руки со штурвала и начал что-то Вере объяснять. Я после взлёта закладываю лихой вираж, насколько так можно сказать применительно к лайнеру АН-2. Повезло со стартом, так перелёт займёт целых шесть минут, а с противоположным — аж две. Взлёт, минута полёта по прямой и доворот вправо на посадку.

В общем, погода шепчет. Я весь такой невозмутимо загадочный, с нестерпимо волевым подбородком. Эх, жаль не в ЗШ, тогда точно все девки наши, но в белом подшлемнике под гарнитурой - это тоже «не хухры-мухры». Казалось, лучшей ситуации, чтобы понравиться женщине, и желать нельзя — лети и наслаждайся. Но что-то мне мешало отдаться этому ощущению.

Произвожу посадку, Коля-Боня слегка подправляет мой расчёт, заставив сесть метров пять до створа начала полосы. Когда самолёт остановился точно возле старта с парашютистами, я понял, зачем он это сделал, чтобы избежать разворота на 180 градусов после пробега и лишней рулёжки. Хоть ведро бензина, а сэкономил.

Вышли с самолёта, убеждаемся, что народ «для разврата собран» - стоит штук 15 машин и уже установлено штук 10 палаток. Быстро определяемся с очерёдностью полётов и подъёмами. Я поручаю Веру сразу двум инструкторам ПДП — Славе Слободянникову и Жене Савинцу.

В первый взлёт идём таким же экипажем, как прилетели. Бросаем 12 человек с высоты 1000 метров. Все ребята с Белгород-Днестровского. И в этом же залёте их старший на приземлении ломает ногу. Парня увозит кто-то из наших на своей машине. Второй подъём делает Володя Минеев с Боней-Колей. Четверо уходят на «дубах» с 1000 метров, восемь в два захода покидают борт с 1500 метров на крыльях. Цель — начинаем осваивать азы купольной акробатики.

Чётко вижу, как спутались два парашюта, Гена Ковтун приземляется на запаске, Виталик Кущенко на основном куполе, но на грани скручивания. Нам бы остановиться, подумать — в двух подъёмах два ЧП, почему?

Но народу много, некогда, надо успеть дать прыгнуть всем. Третий взлёт на высоту 3000 метров, восемь человек идут на отработку групповой и индивидуальной акробатики. Все вышли, открутили комплекс, раскрылось восемь парашютов. Все «профи», дальше «семечки». Мы с Геннадием Ивановичем уже не смотрим вверх, стоим возле его машины и решаем - сейчас сделать перекур между вылетами, съездить за бензином, а заодно отвезти Веру на остановку маршрутки.

Она свой план выполнила — как укладывают купола посмотрела, в парашюте не только постояла, но и сфотографировалась. Всё «абге-махт». Вера уже в машине, мы с Геннадием Ивановичем стоим рядом, я задом, пардон, мадам, спиной к приземляющимся парашютистам, он военно-морской грудью. («Вы не смотрите, что она впалая, зато спина колесом»).

Вдруг я вижу как лицо Гены искривляет гримаса ужаса. Быстро поворачиваюсь, вижу — один парашютист лежит без всякого шевеления и попыток встать, а второй со спутанным куполом врезается в землю рядом. Подбегаем, первый - Веня Фомичёв с Ильичёвска, второй — Серёжа Молдаван, он приезжает на прыжки то с Киева, то с Молдавии, то ещё откуда-то. Хрипит, видно, что поломался сильно, а Веня даже не шевелится. Пипец. Вызываем скорую, пытаемся оказать первую помощь.

Дальше помню смутно. Прекращаем прыжки, помогаем грузить парашюты. Боня с Олегом перегоняют самолёт в Баловное, а мы всей толпой оказываемся у стен больницы, куда привезли наших ребят. Сидим — ждём. Серёга переломан, но в сознании, Веня — в коме. Завтра воскресенье.

С утра почти все опять съехались к больнице. Проводим там почти весь день. У кого группа крови совпадает, сдаём, собираем деньги на лекарства, у всех настроение «ниже плинтуса». После обеда приехала Вера с мужем. Иван тоже сдаёт кровь, у него группа та, что нужна Вениамину. Потом они с Верой тоже сдают деньги в общую кассу.

ПОХОРОНЫ

Веня на 9-ый день умер. Мы все были на его похоронах в Ильичёвске, через месяц у него родился ребёнок, кажется, сын. Серёжа год залечивал переломы и по «слухам» вернулся к парашютным прыжкам. О причинах ЧП я писал в каком-то из рассказов, поэтому больше этой темы не касаюсь... (http://proza.ru/2016/08/06/1105)

Сейчас с Ирой молимся, чтобы Витю спасли - она его тоже хорошо знала, а он дружил с Тофиком Бабаевым, который приезжал в 2021 г из Африки к нам гости в Херсон, а в прошлом году нам сообщили, без подробностей, что он уже на "Небесах"...
                Жму кисть, ВВЧ.
                Полковник Чечель   29.08.2025 12:22

             Вадим Егоров - Друзья уходят как-то невзначай

Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять.
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам.

А мы во сне зовем их, как в бреду,
Асфальты топчем юны и упруги,
И на прощанье стискиваем руки,
И руки обещают нам: "Приду".
И руки обещают нам: "Приду".

Они врастают, тают в синеву,
А мы во сне так верим им, так верим,
Но наяву распахнутые двери
И боль утраты тоже наяву.
И гарь утраты тоже наяву.

Но не прервать связующую нить.
Она дрожит во мне и не сдается.
Друзья уходят - кто же остается?
Друзья уходят - кем их заменить?
Друзья уходят - кем их заменить?..

...Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять,
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам…

   На фото - Тофик у нас в гостях в Херсоне, с которым мы прыгали когда служили, и после, когда оба были уже на "дембеле"...


Рецензии
На прошлой неделе похоронили 80 из моего выпуска Алма-Атинского ВОКУ 1975 года, Нас выпускалось 240 человек, первым погиб Марат Давлетбаев в Афганистане в сентябре 1980 года.
См. Мемориальный комплекс.

Андрей Бухаров   30.08.2025 22:31     Заявить о нарушении