Трудонолик

Помните рассуждение Джерома К. Джерома об онлайн-вдохновении отпетого трудоголика? Напомню: «Я люблю работу, я с детства люблю работу, я могу часами стоять и смотреть, как работают!»

В прежние годы, активно переживая собственное безделье, мне казалось, что время из союзника и поручителя будущего превратилось в вязкую заболоченную запруду, где любое движение, да что там движение, желание – непомерный труд и непозволительная трата сил.
С годами это переживание ушло. Клаустрофобия кулика, вынужденного нахваливать болото, чтобы окончательно не сойти с ума, стала моим естественным состоянием. Я всецело уподобился человеку, лишившему себя не только возможности трудиться, но даже желания вступать с кем-либо в какие-либо производственные отношения. Наблюдать – да! Трудиться самому – категорически нет. И пусть моё онлайн-отношение к творческому акту сродни ужимкам привередливой недотроги. Дело в другом. Специфика труда такова, что участники процесса, вложив силы и внутреннюю энергию в производство какого-либо продукта, всегда оказываются в минусе. Почему?  Всё просто. Мир - это наша общая собственность, значит любая мирская мелочь – объект как частного, так и коллективного владения. Поэтому создатель продукта является владельцем лишь его части, оставшейся за вычетом коллективной доли.

Далее. С раннего детства пристальное наблюдение за трудовым процессом вызывало у меня острое, порой даже болезненное сопереживание. Будто я сам катаю во дворе огромные шары снега, и мои пальцы зябнут в промокших и настывших на ветру варежках, или, став старше, карабкаюсь с грудой кирпичей на строительный настил, а по ночам, уперев брови в переносицу, переступаю границу человеческого познания по причудливому каскаду формул. Представляете, какая эмоциональная тяжесть ложилась в эти минуты на плечи моего плечевого пояса? Будто от меня зависело, вонзит гладиатор меч в плоть супротивных обстоятельств или, воскликнув: «Vita longa!», отойдёт от поверженного соперника со щитом наперевес.

Труд! Как многолик, как притягателен твой призыв! Из безликой плоти, созданной Богом, ты смастерил новое существо – человека умелого (Homo habilis), научил его жить без райских преимуществ, а потом улучшил плоды своего труда и произвёл habilis в Sapiens, вернув человеку надежду на возвращение в рай.

Но вот какое дело. В раю труда нет. Зачем трудиться, если всего в избытке. Не растеряет ли человек свой человеческий навык, добытый пОтом и кровью в сражении с супротивными обстоятельствами? Тут-то на ум и приходят тысячи онлайн-трудоголиков, привыкших наблюдать труд со стороны. Во-первых, оказавшись в раю, им не придётся ничего терять, так как они не приобретали ничего своим трудом. Во-вторых, привычка многочасового наблюдения в кущах Господних весьма кстати, ведь смысл райского существования и заключается единственно в наблюдении Бога.

Теперь понятно, райские пилигримы, это не трудолюбцы и не люди с врождённым внутренним беспокойством, но тихие аморфно-изотропические трудонолики. «В раю таким не место - ноль и в раю ноль!" - возразит читатель и будет прав. С другой стороны, бездельнику, не причастному к мирским делам, легче в назначенный час оторваться от земли. Последний на земле становится первым в небе! Ведь в наблюдении, как в математике, если подписать ноль к невзрачной на вид цифре, она преобразится в такое!..
А вы как думаете?


Рецензии
А я ничего не думаю: иногда нападёт такая лень, что шевелиться неохота. Давно вас не читала. Размышление ваше понравилось.

Валентина Забайкальская   06.09.2025 07:54     Заявить о нарушении