К морю, или Событие на планете Би Глава 10

     Глава 10
     Тайна планеты

     После вкусного обеда дружная компания не спеша поднимается на палубу. Услышав виртуозное соло, Стас подхватывает музыкальную тему и начинает яростно «запиливать» на невидимой гитаре, а Аня темпераментно играет на несуществующей ударной установке. Приятный морской ветерок легко треплет непослушные чёлки, придавая нашим длинноволосым причёскам особый, ни на что не похожий вид. Над головой заботливо светится летнее послеполуденное солнце, за бортом плещутся нежные лазурные волны.
     — Неужели это правда? — переполненная счастливыми событиями, восхищённо шепчет жена, рассматривая необъятный океан и многоэтажные надстройки корабля.
     — Похоже на чудесный сон, — машинально отвечаю я.
     Оживлённо беседуя, взрослые прогуливаются по кормовой палубе, направляясь в сторону парка, где много народа и звучит живая эстрадная музыка.
     Дети замечают идущих строем молодых матросов, останавливаются и с увлечением принимаются играть в «Морской патруль». Стас, вытянувшись в струнку, как доблестный стратег на носу вымышленного крейсера, командирским голосом обращается к Ане:
     — Офицер, у нас нет права на ошибку.
     — Да, генерал! — по-военному чётко отвечает сестрёнка.
     — Что — значит «Да»!? — нахмурившись уточняет брат.
     — Ну, в смысле, нет, — разъясняет Аня, маленькой ладошкой вытирая нос.
     — Держать курс 96 градусов на северо-восток, отсканировать фарватер, отдать швартовые, натянут шопенгауэры, — размахивая руками, командует боевой мальчишка, — румпель, бакен, ржавые борта!
     — Есть капитан! — кричит Аня, рьяно прикладывая руку к голове.
     — Порядок, — прищурившись, брат придирчиво осматривает корабль.
     Сестрёнка призывно кричит:
     — «Полундра!» — но неожиданно замолкает, прикрывает маленькой ладошкой рот: «Тссс...» — и тихо, нетерпеливым жестом подзывает брата:
     — Смотри, что я нашла.
     На палубе, чуть дальше радиорубки, под крепким непромокаемым брезентом скрывается нечто массивное и таинственное. Иногда оно подозрительно шевелится — словно дышит, или это просто шалости морского ветра.
     — Нужно разведать, — заманчиво предлагает Аня.
     Незаметно подобравшись к цели, Стас осторожно приподнимает грубую накидку, и дети украдкой проникают в закрытую зону.
     Раз — и прежний мир исчезает. Солнечный день превращается в тёмную ночь, неугомонные ребята оказываются в удивительном месте. Слева и справа, достигая пяти-семи метров в высоту, громоздятся серые ящики с незнакомой маркировкой, пузатые бочки, картонные коробки с новыми роботами, блоками «ИИ» и заводскими принтерами. Посередине пролегает длинный тёмный коридор, уходящий в непроглядный мрак. В чёрном натянутом брезенте светятся сквозные отверстия для канатов, обрамлённые блестящими металлическими кольцами, создавая фантастическое впечатление, будто над головой горят далёкие лучистые звёзды. Привыкая к темноте, смельчаки осторожно продвигаются вперёд, разглядывая и трогая новую, пахнущую краской технику. Вскоре ребята замирают, услышав чьи-то приглушённые голоса.
     В узкую прямоугольную щель дети видят двух роботов-помощников: жёлтого бота №23 и красного бота №8 с оранжевыми баллонами за спиной. Они чем-то похожи на андроидов из рекламы плавающих коммуникаторов. Частично открытые корпуса блестят на солнце множеством деталей и проводов. Сокращаются и сжимаются искусственные мышцы, в прозрачных трубках и сосудах движутся цветные жидкости. Тяжёлые, нескладные, с большими круглыми глазами, роботы проворно крутят многосекционными конечностями. На гибких руках быстро двигаются высокочувствительные пальцы-манипуляторы. Машины неспешно следуют вдоль борта круглого, как шар, разведывательного батискафа в сторону ребят. Опрыскивая и тщательно протирая корпус, непринуждённо беседуют:
     — Работать в море гораздо интереснее, чем на суше, — категорично утверждает красный бот.
     — Да, — соглашается другой, в жёлтом полосатом комбинезоне. — Больше свободного времени. Я люблю разгадывать загадки человечества, изучать статистические и новостные сводки за день. Однажды таким образом, я узнал о великой тайне, но в основном читаю техническую литературу, многие инструкции знаю наизусть.
     Красный, не прекращая работу, возмущённо поворачивает голову к напарнику:
     — Человеческие тайны — это нелепо и смешно, а заучивать постоянно меняющиеся инструкции глупо. Взгляни, какие красивые птицы, какое скользящее движение, — прямой рукой показывает вверх. — Само совершенство.
     Прекратив работу, андроиды синхронно поднимают квадратные головы и зачарованно наблюдают слаженный полёт двух чаек. Жёлтый помощник, проводив восхищённым взглядом гордых птиц, поворачивается к соседу и многозначительно трясёт над головой правым манипулятором.
     — Это великое произведение творца.
     — Ты что, веришь в высшие силы, в создателя? — с лёгкой иронией интересуется красный. — Всем миром управляют нули, единицы и комплексные кубиты!
     Круглые стеклянные глаза жёлтого выразительно вспыхивают. Совершая поворот головы на 365 градусов, он звучно стучит прорезиненным пальцем по металлическому корпусу головы.
     — Я не настолько ограничен, чтобы быть атеистом. И часто мечтаю вот так же беззаботно летать.
     — Причина этого желания понятна, — объясняет бот-8. — Это частично заложенный в нас навык пилота.
     Жёлтый отрицательно мотает головой из стороны в сторону:
     — Я не согласен. Наличие логических программ не обуславливает желания. Есть что-то ещё, надеюсь...
     Задумчиво потирая шершавый прямоугольный подбородок, он ищет весомые аргументы, желая уловить самую суть вещей, выйти за пределы обозначенных рамок и подтвердить свою смелую догадку.
     Воцаряется непродолжительная пауза, но спор не закончен. Прагматичный красный труженик не унимается.
     — Надежда, даже существенная, — это нерациональный подход. Согласно 324-й инструкции, пункт 53, она на порядок ниже любого из предписанных вариантов.
     В синем небе раздаётся протяжный крик белокрылой чайки. Роботы вновь синхронно поднимают головы, замолкают, внимательно наблюдая за бреющим полётом морской птицы.
     Аня, чувствуя себя подавленно, невольно шепчет:
     — Мистика... Они говорят и ведут себя так, словно разумные. Но как? У машин — искусственный позитронный мозг, так учат в школе. Это компьютерная программа, вычислительное устройство, лишь частично способное к воспроизведению человеческого поведения. Неужели роботы самообучились настолько, что обрели настоящий разум?
     — Тише, не спугни, — брат красноречиво прикладывает ладонь к губам. — Я никогда не слышал откровений машин. Возможно, так из бездушных интегральных схем и неодушевлённых нейронных сетей рождается всеобъемлющее сознание?
     Роботы планомерно приближаются и сейчас находятся прямо напротив скрытно наблюдающих детей. Округлые чистые борта подводного аппарата блестят на солнце, напоминая ухоженный бок гигантской золотой рыбки. Жёлтый помощник тонкой струйкой брызгает на губку.
     — Да, сегодня мы понимаем базовые поведенческие программы как проявление высокой воли человека в сложном, запутанном материальном мире. Но до конца познать, почувствовать реальную силу природы не в состоянии. Для этого нужен житейский опыт, свободное время...
     Бот-8 тщательно смачивает губку и, не желая уступать в красноречии, утверждает:
     — Люди несовершенны, медлительны, постоянно ошибаются и тоже подчиняются программам!
     — Твоя правда! — настороженно отвечает жёлтый.
     — Это не моя правда, — строго поправляет красный, — это научный факт!
     Бдительно оглянувшись по сторонам, жёлтый, привлекая внимание, быстро выставляет вперёд раскрытые ладони и ответственно произносит:
     — Стоп! Стоп, эта тема запрещена, она вне нашей компетенции.
     — Точно, — механически икнув, соглашается красный и резко переводит тему. — Главное, у нас есть высшее предназначение — замечательное дело, поддерживать чистоту. Это залог успеха всей системы корабля. И так, как это делаем мы, никто не сможет.
     Смачным шлепком, с разлетающимися брызгами, помощники синхронно хлопают мокрыми губками о корпус катера.
     — Категорически согласен с вами, коллега, — выразительно кивая в сторону оппонента, одобряет жёлтый.
     Чувствуя свою ценность и значимость, помощники согласно подмигивают индикаторами и начинают усиленно натирать гладкий корпус внушительного батискафа.
     — В последний раз, находясь на подзарядке, я прочёл массу любопытной информации, — с нарастающим рвением рассказывает жёлтый бот-23. — Я много думал, размышлял и, применив математическую логику, пришёл к неожиданному, ужасающему выводу, противоречащему здравому смыслу.
     Пронзая напарника осмысленным взглядом, откровенно признаётся:
     — Мне удалось вычислить, что берег, к которому мы направляемся, хранит чудовищную тайну планеты, от которой зависит...

     Слушайте мои аудиокниги


Рецензии