Средний сын

Зоран был средним сыном в семье и, пожалуй, самым бестолковым. На него не возлагали никаких надежд. Старший сын, будучи первенцем, был, понятное дело, на особом счету. Младший, улыбчивый, румяный и разговорчивый, пользовался общей любовью.

Но Зоран… Зоран был рыжеволосым, вихрастым, полноватым и леноватым. Не стремился особо помогать по дому: делал, что велят, но как-то без особой охоты. И самое досадное: до дрожи боялся грозы.

Конечно, к такому природному явлению у сербов издревле принято относиться с уважением: и о домашних животных позаботиться, и посевы поберечь. Под кронами священного сельского дерева молятся о защите от непогоды, а именно грозы и града. Но все же будущему мужчине не следует терять голову при первых раскатах грома.

Бабушка жалела Зорана. Поглядывала на него с любовью, как и на других внуков, поила парным молоком и трепала по рыжим вихрам. Дед учил его работе по хозяйству.

Отец знай поторапливал:

- Шевелись, Зоран!

Сербы говорят, что человек хочет быть лучше других, но хуже, чем сын. Вот и отец Зорана хотел гордиться сыновьями. Он был простым человеком, но, как гласит сербская пословица, когда Бог раздает счастье, он не спрашивает, чей ты сын… и отец Зорана надеялся, что все его мальчики вырастут достойными людьми и настоящими мужчинами и обретут счастье в жизни.

А мать, хлопотливая и молчаливая, любила всех своих сыновей - любила по-разному, но каждого одинаково сильно.

Зоран знал, что ничем особенным не выделяется среди товарищей и в семье, и что похвалиться ему нечем. Он и не претендовал на похвалу. Дружил с другими мальчишками, никого не задирал и жил в своем мире, в своих мыслях.

- Кто его знает, этого парнишку, что у него на уме, - говорили соседи. - Все молчит да поглядывает…

Тот год был ничем особенно не примечателен. Уже отметили Пасху и одарили друг друга крашеными яйцами, а дети играли с ними, соревнуясь, кто разобьет скорлупу и какое яйцо будет самым крепким. Такое яйцо на весь год оставляли дома в качестве оберега.

Первое же пасхальное яйцо хранили дома и выносили в случае грозы, чтобы защитить посевы.

Лето выдалось дождливым, с частыми грозами. Однажды гроза разразилась особенно сильно, с градом и проливным дождем. Такой град был уже опасен для посевов.

Вся семья Зорана укрылась от града и дождя в доме, и родные не сразу заметили, что самого мальчика дома нет, такой уж он был неприметный.

Но мать вспомнила о нем и спросила:

- А где же Зоран? Он ведь боится грозы. Неужто прячется где-то?

Стали искать, но Зорана нигде не было. Отец обеспокоился и посмотрел и в сарае, и в загоне до животных, но Зорана не было и там. Тогда старший брат с отцом, еще раз осмотрев дом, кинулись искать по округе. Гром гремел, бил град, молнии раскалывали небо пополам. Мать в страхе молилась дома о муже и сыновьях.

Обыскали всю округу, но Зорана нигде не нашли.

- Неужто гроза застала его в поле? -  сказал отец старшему сыну - Иди домой, а я посмотрю в поле.

И он пошел сквозь непогоду, пригибаясь под дождем и вздрагивая от раскатов грома, и испытывая мучительное беспокойство о среднем сыне.

Когда он дошел до их поля, он испытал невероятное облегчение, увидев плотную, невысокую фигуру среднего сына. Зоран не прятался, а стоял под градом, как стойкий оловянный солдатик, и что-то прятал за пазухой.

- Зоран! Что ты?! Что ты здесь делаешь? Мать дома с ума сходит, мы обыскались тебя! - бросился к нему отец.
- Со мной все хорошо, папа, - пробормотал мальчик, бледный от холода. - Я вынес из дома первое пасхальное яйцо, чтобы защитить посевы от града. - Говоря это, Зоран продолжал бережно прижимать к промокшей и замерзшей груди свою драгоценную ношу.
- Ох, Зоран, - вымолвил отец, и впервые взглянул на среднего сына другими глазами. - Так вот ты какой… Настоящий мужчина… Идем домой, сынок! Ты весь вымок и замерз. Бежим!

В тот год посевы удивительным образом в основном уцелели, и в деревне стали говорить, что в этом заслуга Зорана, который не побоялся встать на их защиту под громом, молниями и градом. Парнишку зауважали… По-новому увидели Зорана его близкие.

А главное, что и сам Зоран понял для себя, что он сильнее своего страха, и ради своей семьи готов на все. Как говорят сербы: семья в сборе - и туча не страшна!


Рецензии