Любовь во время чумы

Именно эту книгу я взяла с собой в путешествие. Я купила её с полгода года назад, но всё некогда, суета, суета, а тут в дороге 6 часов лету, столько же на автобусе, еще ожидание в аэропорту, в общем, будет когда почитать, не в телефоне же сидеть, чесслово!

Моей подруге, гончарной сестре Наташе посвящается

Приготовление

Это моё путешествие в Скопин было пронизано волшебством и чудесами, которые начались задолго до. Сначала мы с детьми думали-гадали, чего бы нам такого слепить, чтоб там всех удивить? Ведь Скопин славен своим гончарным промыслом, поэтому удивить их очень сложно. Это должно быть что-то удивительное, при этом, чтоб мои дети смогли самостоятельно сгончарить, чтоб это вошло в ручную кладь, в багаж керамику сдавать – черепки привезу. Задача была непростая. Наташа, с которой я советовалась, кому передала свои мысли-печали, предложила «писаницы» А почему нет? Тарелочки по Матвеичу, сграфитто, наши Ленские писаницы – это оказалось верным решением, на выставке не было ничего подобного. Шесть ребятишек, больше половины из них со статусом ОВЗ, согласились принять участие в выставке. И вот дети гончарят, царапают тарелки, я же решила сделать нечто посложнее – небольшой набор для молока: крынка, тарелка и три стаканчика. С трудом нашла время на работу, но успели до летних каникул. Фестиваль в августе, но в августе школа на каникулах. Так что в июне у меня все готово.

Ретроградный Меркурий, будь он неладен, тоже приготовил мне свой сюрприз, сначала я отказалась от поездки, по объективным причинам, про которые я писать не буду, потом в один прекрасный день проснулась с мыслью, что нет, я еду, и сразу, пока не передумала, купила билеты, как я детям в глаза смотреть буду? Раз уж взялась за дело, надо доводить до конца. Потом уже перед самой поездкой была вынуждена билеты сдать, я сроду так не делала, немного потеряв в деньгах, но сдала, чтоб купить другие, на другие даты и самое удивительное, дешевле на 10 тысяч. Я своим глазам не верила, это было настоящее Чудо, видимо Небесам было угодно, чтобы я полетела. Я это так и чувствовала, что это Судьба. Когда это твоё, то случаются чудеса. И вот я в самолете читаю Маркеса, подом мною мой родной город, я даже нашла свой дом, в ногах стоит букет полевых цветов для Юли и саженцы вишни для Наташи, а впереди увлекательное путешествие, к которому я готовилась полгода.

После были блуждания по Москве, мой топографический кретинизм с годами только усилился, от 2гиса никакого толку, в Москве никто ничего не знает. У меня было несколько часов до электрички, поэтому я не могла не заехать к Юле на работу, проболтали часик, перекусив нечто средним между роллами и шавермой, я, худо-бедно кружа везде, таки добралась до Курского вокзала. Я чувствовала себя Венечкой Ерофеевым, который никак не мог найти Кремль. Так же и я, сначала пыталась дойти пешком, после трех кругов и, сбив ноги, а плечи отваливаются от тяжести рюкзака с керамикой, еще же у меня с собой были саженцы вишни в руках и зонтик, так как шел дождь, так вот я бросила эту попытку, потому как решительно не могла понять в какую сторону мне идти, сдалась и села на метро. Там выйдя на площади трех вокзалов я никак не могла найти свой, спросила бравых омоновцев, они махнули мне рукой, куда идти, но и тут, спустившись в подземный переход, я никак не могла найти нужного выхода, и мы с мужиком тоже бросались на людей, которые решительно ничего не знали, пока женщина в погонах нам не показала куда идти, так как оказывается наш выход закрыт, ремонт, то нам надо выйти тут и обойти и о слава богам, вот он вокзал. Но и он огромный все не то не то, и я никак не могу найти кассы, хожу кругами, уставшая, а кругом бутики, бутики, торговля, продажа, комната отдыха, но нет касс. И вот они мои заветные, маленькие две самые важные пригородные кассы, я покупаю билеты, у меня 10 минут, чтоб найти свой путь. Думаете мне было легко? Нет, пришлось спрашивать народ, я выскочила на перрон, но забыла поглядеть путь, назад уже не пускают, а путей много, времени мало, благо мимо шла тетя и услужливо сказала, что мой путь седьмой, и вот, я уже мечусь в поисках этого пути, а он, падла, такая спрятался за поворотом. Но я успела. О счастье мне и моим уставшим ногам, моим плечам, рюкзак на полку, в вагоне холодно, натянула кофту, читаю книгу, надо уточнить у гугла, кто такие ауры, и правда ли есть такая река Магдалена? Телефон сел почти в нуль, через четыре часа я в Рязани.

Рязань

О счастье мне, меня встречает Наташа на машине, я убитая дорогой, чуть живая, рада, что мне больше не надо блуждать, искать, привезла меня домой накормила, напоила, спать уложила.

Вообще, надо сказать большое спасибо Наташе. За всё: что убедила меня поехать на фестиваль, что встретила, что возила везде, и не только меня, нас девчонок: «такси «Наташа» к вашим услугам». Сама бы я на такой шаг не решилась, скорее всего, что познакомила со своими друзьями, что подставляла плечо и давала мудрые советы, за тепло, доброту, любовь.

И вот утром, вполне себе выспавшаяся, у меня была целая комната, удобный диван, чистая постель, свежий воздух, я готова знакомиться с Рязанью. Но сначала завтрак, кофе, я все еще не верю, что я в Рязани, что я добралась, что это все не сон. Собака у Наташи изумительная, Кейси настоящая королева, она знает себе цену, обаяние зашкаливает.

Любовь во время чумы, изображение №17
Мы едем в Гелиос, где работает Наташа, это центр от Сириуса, на экскурсию. Находится мастерская в ботаническом саду, красота неописуемая, яблони склонили свои отяжелевшие ветви к земле, а запах! Тут и сливы и орехи и еще всякая разность растёт.

Я набрала полную шляпу яблок, не удержалась, падает на землю такое добро, пропадает.

После мы едем в Кремль, Рязанский кремль – это место, куда стоит сходить, умиротворяющее. Жаль, что уже вечереет, могли бы покататься по реке на кораблике, зато небольшой дождик и звон колоколов, а после радуга, небо, такое небо, как подарок. Это было ВОЛШЕБНО!!!

И потемну уже ВДНХ, погулять, вкусно покушать хинкали, и домой.

Наташин дом – это отдельная тема, любой музей позавидует, чего тут только нет: рыцарские доспехи, мечи, щиты, копья, шлемы, кольчуги, золотые и серебряные пуговицы на кафтанах, целый сундук с настоящей древней одеждой, домотканые рубахи, крашенные васильками, только в Рязани такие есть, понёвы, фартуки, лапти, украшения, валенки на каблуках, платки, пояса, смотреть не пересмотреть, время час ночи, а мы рассматриваем добро. Да и сундук не простой, комната Наташина обставлена по-королевски, ну настоящая комната принцессы. Она в индийском стиле, кровать, столик, тумбочки, все из дерева, с инкрустацией, статуэтки Шивы, Ганеши, Будды, а сколько у неё книг по керамике! А сколько различной авторской керамики, Наташины работы, работы её друзей, настоящий музей. В общем, тут не один день надо все это читать, рассматривать, изучать, есть и настоящие археологические находки, пряжки, пуговицы, свистульки, черепки. Но нам завтра с утра ехать на фестиваль в Скопин. Поэтому ложимся спать.

Утром я уговариваю не мыть машину, но машина моется, идет дождь, а как же, примета работает, мы едем вдоль полей с подсолнухами, проезжаем комбайны, заехал к Наташе в деревню, чтоб оставить собаку у мамы и дальше уже вперед на Скопин. Дождик закончился, с погодой нам свезло, вместо обещанных дождей была чудесная, солнечная погода.

IX Международный Фестиваль гончаров
День 1 – 14 августа

Регистрация, первым делом регистрация. Как хорошо, что Наташа знает куда нам. Что мне не надо искать, блуждать.

Отдаем на выставку работы, потом в художественную школу, сдаем работы детей. Всюду очень доброжелательная атмосфера и приподнятое настроение, ощущение праздника. На выставке уже довольно много работ, я поражена, какой высокий уровень профессионализма, причем на обеих выставках, дети лепят так, как я не умею, ну не хуже точно, а уж взрослая выставка, это мне еще расти и расти, я нигде не встречала такого высочайшего уровня у современников, мне даже несколько страшно, а достойна ли я? И при этом есть это ощущение сопричастности к прекрасному, я убеждена, что Достоевский был прав, когда писал, что «Красота спасет мир». Так вот, тут столько красоты этой, что за мир я спокойна, миру быть, миру мир, что все эти люди, которые лепят такую красоту, что именно они этот мир и спасут.

Мы приехали довольно поздно, нам надо успеть заселиться и успеть на открытие. Наташа встречает множество знакомых, тут же и наши есть, Света, тоже только приехала, Лена, Андрей, как это чудесно, мы все уже, как родные. Обнимашки, Заехали в общагу, закинули вещи, комната на три кровати, у нас есть загадочная соседка по имени Лена, мой телефон опять сел, но заряжать его времени уже нет, надо спешить на открытие.

Парад гончаров в шесть вечера. Идет колонна, я тоже в ней, единственная с Иркутской области, Наташа со своими Рязанскими, Лена Нижегородцами, Света с Липецкими, Андрей – Томск, а с Алтая никого нет, неужели Матвеич не приехал, а ведь должен быть. И тут мы видим Матвеича, он опоздал, приехал с дочкой и внучкой, ну мы его тут же закружили в объятьях, такая радость, такая радость. Матвеич, родной!

А после мы поехали к Наташиным друзьям, замечательная семья Саша Воеводкин и Таня Половинкина, прекрасные художники, добрые люди, я походила по мастерской, в голове не укладывается, когда они столько красоты успели налепить? Я же понимаю, как много на это надо времени, тут тоже не дом – музей, богатства несметные, красота неописуемая, очень яркий, узнаваемый стиль, особенно мне запала в душу девушка-медведица, такой образ… но так как мой телефон уже сел, то фото не будет.

И фуршет. Мы едем в ресторан, тут много художников, керамистов, все радостные, довольные. Танцы, пляски, праздник. Кровать – панцирная сетка, провисает до самого пола. Не выспалась, Лена сказала, что я храплю.

День 2 – 15 августа

На завтрак яичница. Впереди день для работы на конкурсе. Задание гончарное надо сделать копию кружки-кумочки в двух экземплярах, у меня не шибко выходит, глина проседает, хорошо, Матвеич дал горелку, удалось подсушить, но все равно я работами не довольна, не похоже. Вижу, что не похоже, но исправить не могу, глина не даёт, но плохому танцору знаем, что мешает. Наташа ушла на второй этаж лепить свистульки, тут слишком тесно, я же сижу на первом за её гончарным кругом. Меня походя хвалит местный гончар-учитель, будь я его учеником – поставил бы 5, мелочь, а приятно. Сегодня я записана на различные экскурсии, но я выбираю работу, сижу за кругом до последнего, после третьей неудачной кумочки, гончарю чайник, как без чайника, времени в обрез, собираю его сырым, как учит Матвеич, ощущение, что я снова в Сириусе, рядом сидит Лена, я счастлива.

Лена наша попала в газету – знаменитость. Еще сегодня открытие выставки, надо везде успеть, детской, нашей, Попова, белорусов, день очень насыщенный, и пообедать не забыть. Приехал Денис. Встретили его на открытии выставки, это очень ценно, мы обнялись, сфотографировались. Мы – семья, гончарная семья, совершенно тепло на душе, и будто только вчера расстались. Жаль, всего на день Денис вырвался, но молодец, что приехал, такое событие пропускать нельзя. Лена готовится к битве гончаров, берет 5 кг глины. И лепит ангела.

а потом мы пошли искать, где бы нам поужинать, и нашли таки чудесное местечко!

День 3 – 16 августа

Надо успеть доделать работу до двух дня. У меня снова экскурсии, на которые я не еду, некогда. Матвеич дал ценный совет по чайнику. Сделать не просто чайник, а чайник-шутиху с двумя носиками. Наш Матвеич – голова! Чтоб я без него делала?

Столько дел, столько дел, все смешалось у меня в голове, надо забрать работы с детской выставки, забрать свои, завтра в 6 утра автобус до Москвы, узнать, где автовокзал, съездить на фабрику, это святое, успеть на разбор полетов, успеть на битву, успеть купить сумку, успеть на мастер-класс, сходить на выставку, потом награждение и огненное шоу, собрать вещи, поужинать, короче, все я все равно не успела, но мы старались.

Скопин – небольшой городок, тут всюду принимают только наличку, исключение сетевые большие маркеты, типа «Магнит». Когда я долепила чайник и отнесла его наверх к другим работам, там уже вовсю работало жюри. Мои кумочки пересохли, с большим трудом удалось мне одну из них разрезать струной. - А хорошо! – похвалили меня, и впрямь, стеночка тонкая, ровная, не опозорила Сириус. Я рассказала, что чайник этот о Байкале, что такое саргэ и какое предназначение у него в нашем мире, что после обжига планирую навязать там ленточки. Наташа свою свистульку не стала выставлять, она у неё не готова. И мы помчались, в школу за работами, выставка Попова, ярмарка и быстрее ветра, на фабрику.

Фабрика

Благо, Наташа тут все знает. Приехали, тут как раз экскурсия. Я, конечно же, была удивлена ценами в магазине при фабрике. Это какой-то советский союз, чесслово. Эта ваза точно стоит 450 рублей, не 4500? Не ошиблись, не забыли нулик. Вот тут то я и приняла решение, что я куплю сумку и сдам шмотье в багаж. Так как уйти из этого магазина пустым никак нельзя. Уж слишком хороши работы и цены. Всю свою наличку я там оставила, на билеты собирали с Наташей уже из двух кошельков по сусекам. Будь моя воля, я бы весь магазин скупила, но ручная кладь не резиновая, а в багаж керамику сдавать – одни черепки привезу.

Фабрика вызывает одновременно восхищение и ужас. Восхищение печами, производством, мастерством, и ужас, что все это в разрухе и запустении. Один литейщик на весь завод, один! Два гончара, зарплаты, еще смешнее, чем цены. Очень понравился музей, тут гордость, тут восторг, уважение мастерством, традицией. Наташины друзья тут тоже есть, точнее их работы.

Люди

Наверное, пришло время рассказать о людях, о самой большой ценности фестиваля, о мастерах. Меня поразили люди. Какие это красивые, добрые, честные, удивительные, гордые, достойные, талантливые, трудолюбивые, невероятные люди. В самый первый день я познакомилась с Ириной Куровой. Я тогда не знала, кто она, я просто подошла к ней с вопросом, куда мне поставить мои работы на выставке. Но она сразу мне понравилась, как человек вежливый, чуткий, интеллигентный. Это позднее я узнала, что работы солнечных детей, что так запали мне в душу на детской выставке, это ей учеников вещи. Позднее я внимательно рассмотрела её работы на выставке и узнала почерк, эта доброта, особая цветовая гамма, очарование. Теперь я большой почитатель её таланта, творчества, мастерства.

Воеводкин Саша и его жена Половиткина Таня, тоже Мастера с большой буквы. Мне посчастливилось увидеть их работы не только на выставке, но и побывать в святая святых, в мастерской, где готовые работы соседствуют с незаконченными, с только что выкрученными – это настоящее богатство, в голове не укладывается, как, когда они столько шедевров наваяли, я же понимаю, что это все трудоемкий процесс, тут часы, дни, недели труда, это не просто красиво и талантливо, это очень трудозатратно и трудоемко. Тут я задумалась надо вопросом – а что сделала я? На что потратила свою жизнь? Вот эти чудесные люди, ненамного меня старше, они всю жизнь делают Красоту, они делают этот мир лучше. А я? Что сделал я? Что хорошего сделал я? Вы же помните, красота спасет мир. Может это единственно ценное – делать красоту. Я ходила по мастерской, как по музею. Не удержалась, купила одну вазочку, маленькую, тогда я еще не знала, что поеду на завод и наберу там керамики. И вот эти люди, эти художники, а ведь вы понимаете, что не всякий керамист гончар, и не всякий гончар художник, что это особый вид творцов, кто и керамист, и художник, и гончар, таких людей единицы., мало суметь выкрутить горшок, чтоб он стал произведением искусства этого мало, надо еще быть художником, чтоб форма была совершенной, линия, чтоб декор был не чрезмерным, чтоб он украшал, дополнял, чтоб другого не было такого. Эти люди, они красивые сами, душой красивые, честные, спокойные, мудрые – это современные живые классики, не побоюсь таких громких слов, но вот это они!

Или вот другой художник-керамист из Богородска - Чернышёв Саша, не было человека, кто бы не отметил на выставке его ваз. Настоящее произведение искусства, шедевры, любой музей будет счастлив иметь в соей коллекции такие экспонаты. И вот я хожу, знакомлюсь, вижу этих людей, творцов, небожителей гончарного мира.

Не всегда мне хватает смелости/наглости подойти и познакомиться, многих я знаю лишь в лицо. Это и Якушкины-Киселёвы, они сделали скульптуры, что будут в огненном шоу обжигаться, совершенно уникальные, очаровательные и великолепные лев и рыбоквасник, и Егор фамилиюзабыла, с его офигительными вазами с кристаллическими глазурями, и наша распрекрасная Света Пастухова, удивительный мастер, добрейшей души человек и замечательный педагог, и победитель битвы гончаров невероятная Олеся Андреева, о которой я много наслышана и заочно знакома, но увидела живьем впервые, и наш замечательный ведущий «Волшебство Керамики» Илья Калашников, обаятельный мастер Юрий Гефенедер, да всех и не перечислить. Все эти замечательные люди делают красоту.

Битва была интересная, по 20 минут давалось на задание и 8 кг глины. Вел её наш Андрей. Первое задание пробная визитная карточка, я опоздала, так как носилась в поисках сумки. Второе, кто выше скрутит цилиндр, третье, чашу самую широкую, а четвертое - с закрытыми галзами скрутить изделие на ощупь. Это скорее спорт, не искусство, девушки участвуют на уровне мальчиков, на мой взгляд это несправедливо, тем приятнее, что победила девушка, Олеся выиграла гончарный круг аймолд.

На награждении я очень удивилась, когда прозвучала моя фамилия, не поверила своим ушам. Я победитель? Меня награждают? Как такое возможно, что меня заметили, отметили, ведь мне еще расти и расти, неожиданно, приятно, почетно. Вот и нашу Лену награждают – 2 место, Света взяла сразу несколько наград, не посрамили Сириус, родную группу, не посрамили, внучка Матвеича на третьем месте, сам Матвеич участвовал в битве гончаров, и Лена тоже, Лена волевая, сильная, смелая, настойчивая, а это тоже немало.

И само огненное шоу, народу на площади тьма, но зрелище конечно очень впечатляющее, это надо видеть.

Потом мы сидели в нашей комнате нашей душевной маленькой сириусной компанией до двух ночи и никак не могли наговориться, ведь утром мы разъедемся кто-куда и когда снова увидимся только богу известно. И долгая дорога домой, я сутки добиралась до дому. В пять подъем, в шесть автобус, потом мытарства по Москве, самолет, вынужденная посадка в Улан-Удэ, я дочитала книгу Маркеса за эту долгую дорогу домой, высадка в новом международном терминале, утомительное ожидание багажа, но я всё равно счастлива, что съездила на такой чудесный фестиваль, конечно же в рассказе я не охватила все, все эмоции и события, так как я думаю и этот то текст кто дочитал до конца, от меня медаль, а если бы описывала все-все-все, то и месяца не хватит, настолько богаты на события были эти три дня.

Я привезла домой скопинскую керамику, авторскую и с завода и, смотря на неё, мне становится тепло на душе и радостно на сердце, я оставила нашу суровую сибирскую керамику в Скопине в доме ремесел, и это тоже здорово, что часть меня там навсегда, так же как и часть Скопина теперь всегда со мною, душистые рязанские яблочки, еще источают свой аромат на подоконнике, осталось всего два, остальные раздарила, угостила, съела. Пора заканчивать этот долгий и длинный рассказ, спасибо всем, кто дочитал, тем, кто был рядом, тем, кто делает этот мир лучше, красивее, СПАСИБО! И до новых встреч.

27 августа 2025


Рецензии