Големы. Особое поручение

22 ноября 1941 года

Берлин, Великогерманский рейх

Гиммлер удивлённо-вопросительно посмотрел на шефа РСХА. Было совершенно очевидно, что о Големе… точнее, о Пражском Големе, он имеет весьма смутное представление. Максимум из изданного в 1914 романа Голем австрийского писателя-экспрессиониста Густава Майринка… и то не факт, что Гиммлер этот роман вообще читал.

Но даже и если читал …, то представленная в романе версия легенды о Големе существенно… даже, пожалуй, радикально отличалась от канонической. Согласно Майринку, раввин по канонам каббалы изготовил из глины искусственного человека – Голема - чтобы тот помогал ему в качестве служки. Голем предсказуемо влачил жалкое полуосознанное существование и оживал, только когда раввин вкладывал ему в рот записку с магическими знаками.

Однажды, когда раввин позабыл вынуть записку, Голем впал в бешенство и начал крушить все вокруг. Раввин бросился к нему и вынул бумажку со знаками. Тогда истукан замертво рухнул на землю. Говорят, что он появляется в городе каждые тридцать три года… неясно зачем.

В любом случае, Голем Майринка даже в разбушевавшемся состоянии был этаким гигантским глиняным луддитом (в широком смысле слова, ибо разрушал движимое и недвижимое имущество).

Но никак не серийным убийцей – а заставить новоиспечённого (он был назначен на этот пост менее двух месяцев назад) рейхспротектора Богемии и Моравии бросить всё и сломя голову рвануть в Берлин на личном Тайфуне (таком же, как у Колокольцева, только несколько иного происхождения – Гейдрих бесцеремонно отжал птичку у люфтваффе) могло только последнее.

Шеф РСХА опустился на диван в гостиной виллы Колокольцева в Ванзее (кресла занимали хозяин дома и рейхсфюрер СС) и предсказуемо озвучил каноническую версию легенды о глиняном андроиде.

«Голем, точнее, Пражский Голем - персонаж еврейской мифологии. Согласно самым ранним легендам, еврейские маги-каббалисты периодически создавали – из глины, собранной на берегах пражской реки Влтавы – искусственные человекоподобные существа для выполнения разных неподъёмных для человека работ, жизненно важных для еврейской общины. После выполнения задания голем самоликвидировался – или его разрушали его создатели...»

Гейдрих начал свою карьеру в СС с должности начальника СД – службы внутренней разведки (которую сам же и создал). СД занималась сбором и анализом информации в первую очередь о врагах НСДАП (и СС, и СД были партийными, а не государственными структурами). А о врагах необходимо было знать всё, имевшее хоть сколько-нибудь существенное значение.

А поскольку Гейдрих искренне (и совершенно некорректно) считал евреев смертельными врагами НСДАП, СС, Германии, Европы и вообще всей человеческой цивилизации, то он потратил немало времени на тщательное изучение в том числе и истории, и религии, и даже фольклора еврейского народа.

Ни идиш, ни иврит, правда, не выучил – в отличие от английского, французского и русского… видимо, считал западные демократии и большевистский СССР намного более опасными врагами.

Шеф РСХА продолжал:

«Более поздняя легенда, получившая наибольшее распространение – причём не только среди евреев...»

Последнюю часть фразы Гейдрих произнёс с нескрываемой брезгливостью. Ибо с его точки зрения интерес к еврейским сказкам был позором для истинных арийцев. Кроме тех редких случаев, когда это было необходимо по службе.

Майринку этот интерес был простителен… в некотором роде. Ибо, по одной из версий, Густав Мейер (настоящая фамилия писателя), родился в еврейской буржуазной семье и потому был евреем по крови.

На самом деле это была чушь собачья – Майринк лишь был воспитан в еврейской семье. По крови он был стопроцентным немцем - незаконнорождённым сыном государственного министра Австро-Венгерской империи Карла Варнбюллера фон Хеммингена и актрисы Марии Вильгельмины Адельхайд Майер.

Гейдрих продолжал:

«...приписывает создание Голема знаменитому среди евреев талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Согласно этой легенде, император Рудольф II (чудовищный антисемит) вскоре после своего восшествия на престол в 1576 году решил радикально решить еврейский вопрос. Изгнав или ликвидировав всё без исключения еврейское население Священной Римской Империи, императором которой он был...»

Вопреки распространённому заблуждению, нацисты вовсе не были первыми, кто пытался решить еврейский вопрос столь убийственно-радикальными способами. И не вторыми. И даже не третьими.

Первым был сирийский царь Антиох IV Эпифан из династии Селевкидов, ещё в 168 году до нашей эры попытавшийся осуществить проект по поголовной эллинизации евреев Палестины (отказников безжалостно убивали).

Ничем хорошим для царя это предсказуемо не закончилось: четыре года спустя он был убит в сражении с (очередными) повстанцами в городе Габы. Гонения предсказуемо привели к восстанию Маккавеев, которое закончилось победой повстанцев и восстановлением независимости Иудеи. В честь этой победы отмечается еврейский праздник Ханука, существующий до сих пор.

Однако далее всего в окончательном решении еврейского вопроса продвинулись императоры изначальной Римской империи, учинившие аж три геноцида евреев в I-II веках уже нашей эры (справедливости ради, надо отметить, что эти три геноцида евреи привезли себе сами, последовательно подняв аж три самоубийственных восстания против Рима).

Римляне убили около миллиона евреев (примерно ; тогдашнего еврейского населения Римской империи); Второй Храм в Иерусалиме был сожжён и разрушен до основания; его территория – как в Карфагене – была перепахана и засыпана солью (видимо, римлянам что-то там очень не понравилось).

Иудея полностью утратила даже ту довольно куцую автономию, которая была до Третьей иудейской войны; все евреи были изгнаны из Иерусалима; римская провинция Иудея была переименована в Сирию Палестинскую, чтобы убрать любое упоминание еврейского народа.

Разрушенный Иерусалим был переименован в Элию Капитолину и заново отстроен как чисто римский город. Евреям было запрещено посещать город кроме одного дня в году — Девятого ава (это национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы).

Историческое название городу вернулось лишь два столетия спустя – эдиктом римского императора Константина Великого. Который разрешил свободно посещать город евреям… христианского вероисповедания.

Однако за 1800 лет евреи сумели настолько восстановить и свою численность, и своё влияние в мире, что по (совершенно ошибочному) мнению нынешних властей Германии стали в прямом смысле экзистенциальной угрозой и Германии, и Европе, и христианской Церкви, и всей человеческой цивилизации.

Настольно экзистенциальной, что ещё в 1919 году «теневые властители» приняли решение о поголовном уничтожении еврейского населения подконтрольных Германии и её союзникам территорий. Завершив работу, которую (по их мнению), римляне должны были сделать ещё 1800 лет назад… но явно поленились.

Решение об нулевом варианте окончательного решения еврейского вопроса (полной физической ликвидации евреев) было принято 23 марта 1941 года начальником Главного Управления Имперского Безопасности Германии группенфюрером СС Рейнгардом Гейдрихом – в то время уже де-факто имперским уполномоченным (фюрером) по решению еврейского вопроса. Де-юре он стал таковым 31 июля, получив мандат де-юре Геринга, а де-факто фюрера.

Крайне нехотя утверждено рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером (рачительный курячий фермер считал истребление весьма ценного человеческого материала даже не глупостью, а преступлением перед рейхом), безразлично вторым человеком в рейхе Германом Герингом и с энтузиазмом фюрером.

С энтузиазмом потому, что именно Адольф Гитлер ещё 16 сентября 1919 года подписал письмо своему тёзке Гемлиху (письмо написал граф Вальтер фон Шёнинг – уполномоченный решать еврейский вопрос инстанцией, вышестоящей по отношению даже к фюреру).

В котором впервые публично озвучил твёрдую решимость полностью очистить подконтрольную рейху территорию от евреев методами, которые дадут результат. Даже нулевым вариантом, если понадобится.

Колокольцев (категорически несогласный с нулевым вариантом… да и с очищением германских территорий от евреев тоже), сразу заподозрил, что «второе пришествие Голема» … если первое имело место, конечно… имело самое прямое отношение к нулевому варианту.

И потому очень внимательно слушал своего «малого шефа» (в силу специфики особых поручений, которые он выполнял для Гиммлера, Колокольцев был приписан к РСХА, а не к личному штабу рейхсфюрера СС).

Шеф РСХА продолжал:

«А поскольку у евреев информационная служба была на высшем уровне – это было необходимо для того, чтобы элементарно выжить – вышеупомянутый раввин об этом узнал – и принял необходимые превентивные меры. Создав из глины гиганта. После чего оживил истукана, вложив ему в рот так называемый шем, или тетраграмматон…»

В иудейской религиозной и каббалистической традициях - четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других титулов Бога.

«… в результате получилось существо, обладавшее нечеловеческой силой и неуязвимое даже для пушечных ядер. Через считанные минуты после создания Голем приступил к выполнению задания, безжалостно истребляя императорских солдат... и вообще всех неевреев, попавшихся ему под глиняную руку...»

В точности, как восставшие евреи-фанатики во время Второй иудейской войны 115—117 годах нашей эры. Которые за два года с чудовищной жестокостью убили четверть миллиона гоев – просто за то, что те были не-евреями. Так что в плане проведения геноцида евреи были ничем не лучше римлян…  как и любой нации. 

Шеф РСХА сделал многозначительную паузу (Гейдрих обожал театральные эффекты) и, вроде бы, закончил:

«Перепуганный император не только отказался от своих планов по окончательному решению еврейского вопроса, но и обеспечил охрану еврейскому сообществу, положив конец антисемитским погромам. Удовлетворённый этим результатом, рабби Лёв ликвидировал Голема, начертав на лбу последнего соответствующий магический знак...»

Что-то подсказывало Колокольцеву, что его «малый шеф» ещё не закончил. Он не ошибся – ибо обергруппенфюрер СС продолжил: «Согласно одной из версий легенды, Голем был не разрушен, а всего лишь усыплён...»

Что было куда как разумнее, ибо императоры приходят и уходят, а антисемитизм остаётся. Поэтому и защита от погромов – а то и от «окончательного решения еврейского вопроса» может потребоваться в любой момент.

«... и помещён то ли на чердак, то ли в подвал пражской Староновой Синагоги...»

Старейшая действующая синагога Европы, расположенная в Праге, в квартале под названием Йозефов. Была возведена в XIII веке королевскими каменщиками, работавшими неподалёку на строительстве Анежского монастыря.

Первоначально здание именовалось «Новой синагогой» или «Большой синагогой». Позже, когда в XVI веке начали строиться новые синагоги, его стали называть «Староновой синагогой».

Гейдрих сделал очередную многозначительную паузу – и продолжил:

«По официальной версии, в 1883 году чердак тщательно осмотрели во время ремонтных работ, но никаких следов Голема не нашли...»

«Кто бы сомневался» - подумал Колокольцев. Но промолчал.

«Тем не менее» - бесстрастно продолжал шеф РСХА, «три метра лестницы были удалены, что сделало чердак недоступным...»

Насколько было известно Колокольцеву от его учителя детства раввина Шломо бен-Баруха, на чердаке каждой синагоги находилась так называемая гениза - место хранения пришедших в негодность свитков Торы, священных текстов и их фрагментов, а также предметов ритуала, уничтожение которых запрещено еврейскими религиозными нормами.

Поэтому было вполне возможно, что доступ закрыли дабы защитить эти священные для евреев предметы... например, от радикальных антисемитов. А вовсе не по причине наличия Голема на чердаке.

С другой стороны, если его уже сформировавшаяся догадка соответствовала истине (а он в этом уже не сомневался), то гениза тут была не при делах совсем. На чердаке Староновой Синагоги действительно обитал Голем (после многократного общения с волколаками существование глиняного андроида Колокольцева не удивляло нисколько) … который снова вышел на охоту.

Куда дул пражский ветер – причём непреодолимой силы – Колокольцеву тоже было совершенно очевидно. Поэтому он сразу взял инициативу в свои руки (к немалому удовольствию своих большого и малого шефов):

«Правильно ли я понимаю, что в Праге началась серия убийств, вещдоки которых однозначно указывают на Голема?»

Гейдрих кивнул: «Уже восемь убийств; дважды в неделю – по пятницам…»

Ибо канун субботы – еврейского выходного дня…

«… и воскресеньям…». Ибо выходной день христиан… еженедельный праздник.

«… на каждом трупе следы влтавской глины в достаточном количестве, чтобы патологоанатом сделал однозначный… хотя и совершенно дикий вывод…»

«…  что убийство совершает Голем» - задумчиво закончил за него Колокольцев. И усмехнулся: «Тем более, что как раз время пришло…»

Его начальники изумлённо уставились на него. Он пожал плечами и объяснил: «Голем Первый был создан, скорее всего, в 1578 году – император взял с места в карьер и устроил евреям весёлую жизнь почти сразу же после коронации. Согласно легенде, Голем просыпается каждые 33 года… одиннадцать раз по 33 плюс 1578 даёт как раз 1941. Нынешний год…»

Сделал гейдриховскую паузу – и продолжил: «В древнеримской нумерологии число 11 - число Прозерпины, владычицы подземного царства…»

«Королевы мёртвых» - кивнул не чуждый мистике и оккультизму Гиммлер. «И потому повелительницы живого мертвеца Голема…»

«Кроме того» - уверенно продолжал Колокольцев, «число 11 наделяет человека или событие просто колоссальной магической энергией…»

Гиммлер кивнул: «Достаточной для возвращения Голема к жизни…»

Колокольцев вздохнул: «Я всё понял. Справлюсь я с этим… творением сумрачного еврейского гения». И ответил на незаданный вопрос начальства: «До моей благоверной мне далеко… но за 72 часа, думаю, управлюсь…»

Супруга Колокольцева Ирма фон Таубе служила детективом убойного отдела берлинского Крипо и раскрывала любое дело не более, чем за 24 часа.

Начальство откланялось – а Колокольцев приступил к выполнению очередного особого поручения рейхсфюрера СС.


Рецензии