Площадь ограничений

Всегда удивляла интеллектуальная ограниченность армянской оппозиции. Например, любимое место для организации судьбоносных (по версии самой оппозиции) собраний - площадь Свободы. Площадь эта - маленькая, находится перед Оперой, на площади - памятники композитору Спендиарову и поэту Туманяну. С тем же успехом древние афиняне собирались бы на холме Муз, а жители Петрограда в 1917 г. вершили бы революцию в каком-нибудь скверике.

Одного названия мало. Подумаешь, площадь Свободы.... Площадь должна поражать размерами. Но в Ереване нет больших площадей, и по причине ландшафта, и вследствие политики советского времени - зачем окраинам коммунистической империи площади, равные по размерам площадям Петербурга, например? Такой вот градостроительный великодержавный шовинизм. Но даже не ландшафт с директивами из Центра являются основными причинами отсутствия больших площадей (и широких проспектов) в армянской столице. Основная причина: менталитет. Менталитет провинциальный, боящийся масштабного мышления, страшащийся любого материального воплощения фантазий.

Есть, правда, площадь Республики. Она больше, что-то около трех гектаров. Но заполнить такую территорию армянской оппозиции не по силам. И она это прекрасно знает. Площадь Свободы подходит лучше - и напрягаться по поводу количества участников не стоит, и героическое прошлое... И политическое пигмейство: смотрите, как мы народ собираем, если что. (Только забывают дополнить - в рамках отдельно взятого клочка заасфальтированной земли).

Ошибается армянская оппозиция: во-первых, героическое прошлое связано с поблажками из Центра, когда была дана отмашка на развал СССР, и 1988 год плавно вошел в пазл по демонтажу советской системы. Во-вторых, последующие сборища на вышеупомянутом пятачке ничего, кроме поражений и бессмысленных, безрезультатных велеречивых мероприятий, не плодили.

И так бывает со всеми теми, кто подлинный центр своей столицы - у древней крепости Эребуни, переносит неведома куда.   Ведь не секрет, что было на месте нынешней центральной площади Еревана 100-150 лет назад... Торжище. Поменять крепость на рынок? Не слишком ли по-азиатски?

Мы знаем, что с 782 года до нашей эры до сих пор камни крепости Эребуни - на своем месте. Но абсолютно неизвестно, какую смысловую и символическую нагрузку должны нести площади Свободы и Республики, если нам неизвестно, что находилось на их месте хотя бы 2000 лет назад.

Одним словом - скажи мне, где ты проведешь митинг, и я скажу тебе, насколько ты серьезен в своем желании прославиться на страницах своей политической истории.

И когда я читаю: "митинг на площади Свободы", я вспоминаю ее территорию и скептически улыбаюсь - очередное показное телодвижение армянских оппозиционеров для того, чтобы просто напомнить о своем существовании.


Рецензии