Рукописи не горят. Воплощенный роман

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Заметка
"Воплощенный роман"

Спектакль"Рукописи не горят" С.Э.Алдонина Музея-Театра "Булгаковский дом"
(30.08.2025)

Сохранение живого произведения театра как сохранение самой неповторимой и уникальной жизни - задача не из легких. Данная заметка - одновременно часть исследования и жизнеописания спектакля "Рукописи не горят".

Спектакль словно живое воплощение самой книги, рукописи, ее страниц - в действиях, словах, музыке, звуках и цвете. Роман Михаила Афанасьевича позволяет применить подход к постановке, выбирая сюжетную линию и словно информационную нить вытягивая из полотна произведения. И это сам роман, над которым трудился Мастер, та история, ее правда и истина, которую писатель сквозь время явил в действительности перед современниками и на века. И это история Пилата и Иешуа и Мастера и Маргариты.

Еще в самом начале действия колоссальный смысл заключается в передаче страниц рукописи любящей любимому, то, как именно совершается, казалось бы, простое действие, сложное на самом деле: спина к спине Мастер и Маргарита сидят на лавочке, и вот Маргарита не глядя передает Мастеру листы страница за страницей, и как Мастер словно угадывает каждое движение Маргариты, ожидая новый лист рукописи, а затем оставшиеся в руках возлюбленных листы рукописи соединяются, и замечательная находка с освещением, падением света с двух сторон, когда Мастер и Маргарита стоят напротив друг друга, и соединение этого падающено света между ними - воплощение единение мыслей, жизней и душ. И действительно, с чего все началось, с идеи о романе, с угаданной истории, с прошлого, или предчувствия любви, вдохновляющей сделать шаг в жизни вместе с выстраданным и любимым романом.

То, как искусно выбран текст из романа - о написании самой рукописи внутри произведения - высокое мастерство, и так начало рукописи большой, самого романа, явления Воланда на Патриарших прудах и рассказа о Понтии Пилате плавно перетекает в работу Мастера над рукописью, его переживания и проживание жизни Иешуа, и это даже не параллельная реальность, а будто "воплощение в воплощении": в прошлом происходит суд проеуратором Иешуа и в настоящем мучения и страдания Мастера - за правду, истину, о которой говорил сам Иешуа, которую знал он и знает Мастер. И это соединение усилено и другими приемами, которые позволяют воплотить единство истории, например, свет горящего огня в подвале Мастера продолжает светить в сцене допроса прокуратором Иешуа, или копье, которым пронзили сердце философа, попадает в руки Мастера, уничтожающего свое творение в огне, с которго все началось и которым все заканчивается. Но рукописи не горят.

Музыка разнообразна и играет как еще один актер, создавая настоящее действие. К примеру, музыкальная композиция, сопровождающая полет Маргариты и учиненный ею погром в квартире критика Латунского, начинается с ударных, с ритма, нагнетающего накал страстей разгоряченной полетом летуньи и переходит в звуки фортепиано, словно предваряя уничтожение Маргаритой дивного музыкального инструмента. Так и перебор струн, соединенный в бесконечную мелодию, воплощает то состояние Маргариты, пришедшей к Мастеру, как Летвий Матвей к Иешуа, так поздно, когда ход событий и поступки других людей вырывают из жизни любимых.

И само действие уникально: три актера воплощают историю рукописи, и только число ролей Сергея Эдуардовича бесконечно - Воланд, Понтий Пилат и Каифа, Азазелло и Коровьев-Фагот, как и смена настроения и сила характера Маргариты и воплощения Мастера и Иешуа ведущими актерами.

2025, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Рецензии