Относительность, обнаруженная Эйнштейном

Для муравья, ползущего по тротуару, мир сер, шершав и плосок. Для крылатых голубей – птиц мира и божественных символов – мир – это крыша дома, под которой они размножаются, и ближайшие дворы, в которых их кормят и поят.
Для человека – высшего живого существа – он огромен, но этот размер зависит от возраста, географических перемещений, получаемой информации и воображения.
Всё относительно.
Когда-то считалось, что земля в форме диска является центром вселенной. Абсолютов не существует. Даже классическая устойчивая гениальная механика Ньютона во времени и геометрии не совершенна, как и теории других гениальных учёных.

Великий физик Альберт Эйнщштейн, физик, автор теорий относительности, описывавшей процессы движения неодушевлённой материи при скоростях близких к скорости света, установивший связи массы и энергии, в исканиях и стремлениях не  ограничивался только пространственно-временными понятиями мира от космоса до атомов и полей.
Он вникал в процессы мира природы широко: с богом и религией, с поиском истин в науке, искусстве и философии, с происходящим с человеком.

Физик, материалист - а был религиозен, но вне церквей. Он был против представлений Бога антропоморфной сущностью,  внушающей  верующим страхи и надежды. Но при этом утверждал значительность для человечества моральной стороны религий. И отдавал должное тому, что - «высшие принципы наших устремлений и оценки даны нам иудейско-христианской религиозной традицией». Почитал Достоевского как великого религиозного писателя.

Эйнштейн верил в значимость религии для учёных и считал себя приверженцем     космической религиозности.  «Моё религиозное чувство – это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму».

Но, кроме теорий физики, объектом его размышлений был человек, и как научный инструмент. Ведь по мнению Эйнштейна, «исходным пунктом всех исследований служит чувственное восприятие».
«Чувства и желания лежат в основе всех человеческих устремлений и достижений».
«Природа человека такова, что он всегда стремился составить для себя простой образ окружающего мира. В созданную им картину мира человек помещает центр тяжести своей души».

И, казалось бы, какая мелочь для науки интуиция и человеческое воображение – но, по его мнению, воображение - это важный инструмент учёного, который «стимулирует прогресс…  и является источником его эволюции», и воображение важнее знания.
И интуиция, является «единственным способом постижения элементарных законов  мира». 
Вот уж он бы был противником поспешного применения ИИ в науке и в некоторых других сферах.

Положения математики по Эйнштейну «покоятся исключительно на объектах нашего воображения». Но трудно даже с богатым воображением представить трёхмерный мир, который «является конечным и в то же время бесконечным». И массу, которая по теории относительности, эквивалентна энергии.
Всё во Вселенной различно и универсально и описываемо одинаковыми математическими формулами.
«Нет ни одного закона природы, который нельзя было бы свести к некоторому закону, сформулированному на языке пространственно-временных понятий».

В геометрическом, временном, общественном, научном, личном пространствах - ни в религии, ни в культуре, ни в науке - нет абсолютных ориентиров.
Мораль, привязанность, любовь, долг, совесть, вера, психическое и физическое состояние,  бытовые и культурные ценности - всё относительно и изменчиво.
Нигде и ни в чём нет стабильных устойчивых точек отсчёта. Мы на примере развития нашей страны и мировых процессов это воочию ощутили.


Рецензии