Любовь, через горнило страданий прошедшая. Послесл

 Любовь,через горнило страданий прошедшая.
                Послесловие
 Отец Сонечки месяца  за три до сего судьбоносного события женился на той самой Лене, с которой по глупости расстался и которую вспомнил в драматический момент своей жизни.
Встретились случайно. Выяснялось, что она тоже замужем побывать успела. Только несчастье случилось: потеряла будущего ребёнка на пятом месяце. Семья как-то сама собою и распалась...
Почти через год у них с Юрием (Все помнят, наверное, что был он тёзкой главного героя) родилась дочь – сразу после новогодних праздников. И в том же году – в середине декабря  - вторая. Так что год  радостью начался - радостью и окончился. Назвали девочек Верой и Вероникой.
Обеих в срок крестили – а чтобы самим обвенчаться? Не пришёл, значит, как Н.С.Лесков сказал, Час Воли Божией…
 А что же случилось с Романом Николаевичем? Надо сначала кое о чём рассказать…
Конечно, принял он тогда Наталью и Сонечку. Жили вроде бы неплохо. Конечно, хотел ребёнка  так много выстрадавший человек, но не настаивал. Думал ещё, что, наверное, когда-нибудь с супругой  обвенчаются...
И всё же отношение к ней походило больше на покровительственное. Всё-таки на пятнадцать лет моложе, и  в расстроенных чувствах была, когда встретились.
Видимо, испытывал Роман Николаевич нечто похожее на чувства Андрея Болконского     к Наташе  - уже на другой день после бала, на котором встретились. Только высокомерия в герое нашем не было…
Однажды к Наталье зашла Лиза с дочкой, которая тогда во втором классе была. Романа Николаевича поразило выражение лица  Зои – серьёзное не по возрасту и вместе с тем выражающее душевную чистоту, что ныне не так часто встречается. Девочка была удивительно похожей на маму – прежде всего, наверное, тем, что в глазах отражено.
И вдруг - а может быть, и прежде, промелькнула у Романа Николаевича мысль, что, наверное, Лиза изначально ему бы больше подошла…
Только не в характере, не в  сути этого человека было людей, словно вещи, менять. Мелькнула мысль -  и всё. Наверное, и жили бы неплохо с Натальей, если бы не были наши главные герои однолюбами. Да кто же, кроме Господа, знает?…
И вот теперь… Позвонил Роман Николаевич Лизе под предлогом предложить позаниматься с Елисеем, если надо.  Елисей был на редкость серьёзным, способностями Господь не обидел - и потому учился прекрасно. Даже  в олимпиадах по химии, физике, математике участвовал.
Позже он, конечно, к профессору с отдельными вопросами обращался, но чаще всего разбирался сам – так воспитан был.
Вскоре и Елисей, и Зоя поняли, что Роману Николаевичу прежде всего их мама нужна.                И к детям, конечно, хорошо относился – иначе и быть не могло. 
Незадолго до того Елизавета Михайловна с позором прогнала незадачливого «жениха», узнав, что он от бывшей жены с ребёнком скрывает свои настоящие доходы, чтобы алименты меньше платить… Наверное, и объяснять нечего…
Никто так рано мир оставившего Петра Павловича не забывал и забыть не мог. Только нельзя же матери  в тридцать пять лет себя «хоронить». А отец отцом и останется…
Дети, как мы помним, серьёзными, рассудительными не по возрасту были. И чистыми сердцем…
И вот через полгода, вскоре после Покрова, в том же храме венчались супруги, две недели назад расписавшиеся. Хоть и старше наших главных героев, но тоже красивые, одухотворённые люди, которыми все невольно любовались.
В каком храме? В честь Рождества Христова, что в Измайлово.
Почти через два года Елисей с медалью школу окончил, поступил в МГУ и нашёл подработку почти по будущей специальности.
А вскоре в мир пришёл маленький Костя – Константин Романович. Маме было тридцать семь, а Роману Николаевичу – сорок четыре. Словно в последний вагон поезда на ходу запрыгнули – да всё же успели. Крестили его в том же храме…
  А Зоя тоже прекрасно училась – и думала, посвятить себя литературе или музыке, как мама. Она играет на фортепьяно и скрипке -  и  тоже в двух конкурсах призовые места получила.
И все маме с младенцем помогают... 
А наши главные герои?   
Готовясь к венчанию, жизнь свою с раннего детства вспоминали, чтобы духовные заблуждения больше скорбей не принесли.
Вспомнила Наталья, как на первом курсе была у неё любовь со студентом-психологом, собирались через год пожениться – да разбился парень на мотоцикле, хотя лихачом                не был. Пьяный водитель неожиданно выскочил…   
Казалось тогда Наталье, что жизнь кончена. Может быть, оттого чуть не вышла                за человека недостойного…
Но возродилась душа любовью к Юрию. И никто «заменить» его, как оказалось,  не смог.
А у Юрия была девушка – одна из двойняшек.  Да сгорела от рака – и ничего сделать                не смогли. В скорби своей всё же понимал Юрий, что его горе ни в какое сравнение                с горем родителей безвременно ушедшей возлюбленной не шло. И кощунственным было бы говорить: «Хорошо, что хоть другая сестра осталась».  А этой дочери на земле больше нет…
А потом возродилась душа любовью к Наталье, без которой жизнь словно смысл теряла.
Спасли дети, которые растут теперь, как брат и сестра. В день венчания их родители Юрия к себе забрали – Соня и Ваня ещё совсем маленькими были.
И Наталья, и Юрий думали о том, что жизни свои, по неразумению, могли в лишённое радости существование превратить.
Да помог Господь, вразумил. Господь, Которого у людей много лет отнять пытались.                Не вышло.  Только сколькими скорбями за безбожие заплачено. И скорби наших героев не самые большие…
Помните, Наталья, будучи ещё студенткой, писала рассказы, наподобие Лидии Чарской? Теперь их можно было публиковать и говорить о Творце как Начале мира.
  А ещё пишет она творческие исследования о духовном начале нашей великой литературы – прежде всего о произведениях Н.С.Лескова – своего любимого писателя…
Соня в четыре года уже бегло читала, знала много стихов. А в первом классе сказки сочинять стала – очень неплохие, главное - добрые. И в определённом смысле – философские. Многим не верилось, что пишет их семилетний ребёнок.
И Ваня в пять лет бегло читал…   
Мать Натальи построила отношения с профессором - вдовцом. Наконец-то, хоть напоследок…
А когда Соня в первый класс пошла, то провожали её мама с папой – ведь, как мы помним, Юрия девочка папой Юрой называла, младший брат Ваня – он сам                через год в  школу пойдёт, и маленькая сестрёнка, которой был год и три месяца. Звали девочку Серафимой, что значит «огненная».   
Её, как должно, тоже в сорок дней крестили. Старшие сестра и брат о младшей с радостью заботятся. 
В семье живёт лабрадор и две кошки…
Пусть скорби, через которые прошли за эти четыре года наши герои, научат беречь главное, преодолевать скорби, от Бога «в сторону» не уходя. Жить и трудиться во благо – с молитвой…
КОНЕЦ – И СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ…


Рецензии