Стимул и реакция в конфликтных отношениях

Конфликтные отношения – это прежде всего межличностная коммуникация, в которой интересы, ценности или цели одной стороны сталкиваются с интересами, ценностями или целями другой. Направленность коммуникации может быть деструктивной – на обострение конфликта, либо конструктивной – на нейтрализацию конфликта или его погашение.

Основные понятия, относящиеся к сути межличностного конфликта, хорошо развернуты в статье «Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.» (А.А. Федорова, 2020)

Конфликт в общении начинается со «стартового» посыла, вложенного в коммуникационный стимул произвольно (преднамеренно), непроизвольно или вынужденно. Самый интересный из этих трех вариантов – непроизвольное, или даже случайное вложение заряженной конфликтом составляющей в коммуникационный стимул. Непроизвольность заключается в том, что эта конфликтная составляющая не осознается коммуникатором как конфликтная, но именно так воспринимается реципиентом. Кому из нас не доводилось случайно, абсолютно незлонамеренно обидеть своего партнера по общению, будь он случайным собеседником или самым близким вам человеком? Кто никогда не ронял случайно в разговоре неосторожное слово, вызывающего обиду? Или делал что-нибудь нейтральное или даже хорошее, «а получалось как всегда»? Ведь сказано же, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Это и про непроизвольную обиду тоже.

Восприятие коммуникантом конфликтного посыла зависит от многих факторов и условий, таких как предыстория отношений, степень психологической зрелости, текущий контекст и другие. В зависимости от сочетания этих условий и «уровня конфликтного заряда» стимула, последний может быть «пропущен мимо ушей», то есть,  воспринят без последствий, либо будет отреагирован механизмом активации обиды. Осознанный как обида, стимул может быть пережит слабее или острее. Сильное переживание часто выплескивается в ответную трансакцию, нагруженную обнажающим обиду содержанием – претензией или ответным выпадом. Это составляет первый акт эскалации конфликта. Чаще всего  наступает состояние неосознания разности веса конфликтного заряда для коммуникатора и реципиента, меняющихся местами в первой и второй трансакциях. В обеих трансакциях обычно отправителю конфликтный посыл кажется мелким, незначительным, а получателю он представляется совсем в другом масштабе, как бы многократно усиленным. «Многократно» может быть настолько масштабным, что обида может вырасти до размеров вселенной и вызвать настоящую эмоциональную бурю. Негативную бурю.

Крупномасштабная обида может возникнуть и без повода, «на пустом месте», у человека склонного к конфликтам и, как правило, подверженного повышенной тревожности и невротизму.

В последующих трансакциях конфликт может развиваться в ссору, угнетающую размолвку, смертельную обиду, полный разлад отношений. Так происходит «обмен любезностями» при втягивании процесса в треугольник Карпмана, где обидчик и обиженный, коммуникатор и коммуникант, отправитель и получатель выступают как Преследователь и Жертва.

С психологической точки зрения конфликт разворачивается в четырех фазах: Предконфликтная ситуация, Инцидент — начало конфликта, Эскалация — стадия наивысшего развития противоречий и Разрешение. В треугольнике Карпмана Разрешение – это появление «на арене» Спасателя, которым может выступить как один из конфликтующих, так и незадействованный в конфликте человек.

В описанную динамику конфликта не включен подробный разбор стадии Разрешения поскольку эта фаза для ее описания потребовала бы отдельной статьи.


Рецензии