Москва. Как много в этом слове...
Давайте признаемся себе откровенно: так ли уж хорошо знаем мы историю своей Родины? Вот взять, к примеру - историю нашей столицы Москвы?
С какого времени она обрела своё нынешнее название? Как называлось поселение до того, как оно вошло в состав владений Юрия Долгорукого? А, собственно, кто же был такой - этот самый Юрий Долгорукий? Почему поселение назвали именем реки? Откуда взялось такое странное название реки? Почему у этого обычного и, казалось бы, ничем не примечательного славянского поселения оказалась невероятно удивительная и своеобразная судьба? Почему оно, будучи не раз сожжённым и разорённым до основания, потом, как ни в чём ни бывало, снова, как Феникс, возрождалось из пепла?
1. Москва или Кучково?
Первым летописным упоминанием о Москве (согласно официальным источникам) является запись в Ипатьевской летописи, известной по спискам XV и XVI веков, о встрече в неком Москове (?!) ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в 1147 году от Рождества Христова: «Приди ко мн; брате въ Московъ». Почему-то именно этот год и стал считаться годом основания Москвы.
Но ведь уже в те времена было известно, что на месте указанного в летописи поселения существовало другое и с другим названием - село Кучково.
Согласно летописи «О зачале Московского княжения», пересказанной историком XVIII века В. Н. Татищевым, сёла на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке.
Так почему же всё-таки Кучково стало Москвой? Ведь местные жители, обитавшие в тех краях, долгое время не принимали нового названия. Более того, они ещё многие годы, когда оно стало официально признанным, продолжали своё поселение называть прежним именем.
Будущий город (поселение стараниями Юрия Долгорукого основательно обустраивалось) был основан на Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы.
Вот что пишет по поводу появления «града Москвы» известный российский историк Н.М. Карамзин: «…Летописцы современные не упоминают о любопытном для нас Москвы начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в отдаленной земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей Монархии в свете». А ссылаясь на летопись «О зачале Московского княжения», он подробно описал события, предшествующие появлению нового «града».
Вот как, по его мнению, это происходило. Возвращавшийся из Киева и направлявшийся во Владимир, где княжил его старший сын Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий остановился в «месте, где ныне царствующий град Москва». Летопись, естественно, не давала точного объяснения того, почему владелец здешних земель боярин Кучко в тот, знаменательный для него момент не встретил высокого гостя и не воздал ему соответствующих почестей. Но зато смачно описала ярость князя Юрия, который, «не стерпя хулы», велел немедленно казнить «возгордившегося» хозяина тех мест.
«Сам же, взыде на гору и обозре с неё очами своими по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, древян, и нарече его Москва-град, по названию местной реки», - приводит слова летописи Карамзин и поясняет, что с семьёй умерщвлённого боярина Долгорукий обошелся всё ж таки довольно гуманно: двух его сыновей забрал к себе в армию, а прелестную дочь Улиту, сделал женой своего сына, Андрея (?!).
Да, упомянутая летопись довольно вскользь прошлась по причине гибели боярина Кучко. Истинные причины конфликта, возникшего между Долгоруким и Кучко, историкам до сих пор неизвестны. В. Н. Татищев, например, приводит легенду о том, будто Юрий Долгорукий «любился» с женой Степана Кучко. Воспользовавшись отсутствием князя, боярин увез супругу в деревню на берегу Москвы-реки и хотел бежать к сопернику Долгорукого, князю Изяславу Мстиславовичу. Узнав об этом, Долгорукий оставил свое войско под Торжком, а сам отправился вызволять свою любовницу: убил ревнивого мужа и захватил его владения. Не правда ли -странная какая-то легенда? Обиженный любовник… и строптивый муж.
И всё-таки среди ученых-историков считается более достоверной версия о том, что конфликт Юрия Долгорукого со Степаном Кучко возник вовсе не из-за проявленного боярином неуважения и уж, тем более, не на почве «любовных обстоятельств».
Принадлежавшие боярину села на берегу Москвы-реки населяли вольнолюбивые вятичи, не желавшие платить дань Владимирским и Суздальским князьям, регулярно выказывали свои протестные настроения. Возможно, что Кучко сознательно те настроения подогревал, за что и поплатился жизнью.
2. Киевские страсти основателя Москвы
Но кто же такой был тот своевольный и, по всей видимости, любвеобильный князь Юрий Долгорукий? Если коротко то: сын влиятельного князя Владимира Мономаха и его второй жены Ефимии (первой женой была Гита Уэссекская, дочь английского короля Гарольда II).
Почему - Долгорукий? Скорее всего, не в смысле «хаповитый», а в обычном физическом смысле - имеющий длинные руки (а может быть, пальцы?).
Точная дата его рождения историкам неизвестна, поэтому они условились считать - 1090-е годы. Известно, что когда Юрия и его родного брата Мстислава отец отправил княжить в город Ростов, он был совсем мальчишкой. Самостоятельно он начал править в 1117 году.
И с самых юных лет он сразу начал выказывать свой жёсткий и агрессивно-задиристый характер. Во всех, вспыхивающих в те времена межкняжеских распрях, истрики неизменно находят следы его участия. И чаще всего объектом пристального внимания честолюбивого юноши стал со временем почему-то великий Киев, во главе которого Владимиром согласно завещанию был поставлен Изяслав, сын брата Юрия - Мстислава.
В 1149 году войска Долгорукого, разбив дружину Изяслава, торжественно вошли в Киев. Но уже через год Изяслав с помощью венгерских и польских наёмников (вот уже когда Киеву помогали соседи. Автор статьи) Киев отвоевал.
В 1153 году после очередной попытки Юрий снова отбирает Киев у Изяслава. Но и на этот раз - ненадолго. И только в 1155-м году Юрий Долгорукий добивается свой желанной цели - он не только добивается престола, но и получает звание «Великий князь Киевский».
… В мае 1157 года на балу одного влиятельного киевского вельможи «Великому князю» вдруг стало плохо. Долгорукий умер 15 мая 1157 года. По мнению историков - это было обыкновенное для тех времён отравление. Киев снова перешёл в руки Изяслава.
Какова изощрённо-замысловатая ирония судьбы! Правитель, который всю свою жизнь посвятил завоеванию Киева, общепризнан (и вполне справедливо) основателем нашей столицы - нашей Москвы. Конечно, Москва стала столицей благодаря усилиям уже других российских правителей. Но именно Юрий Долгорукий сумел прозорливо разглядеть удачливость её месторасположения.
Кстати, известно, что Долгорукий женился два раза. Первый раз (по настоянию отца Владимира Мономаха) на дочери хана половцев. В том браке жена родила ему восемь детей. После того, как она умерла, Юрий женился снова. На этот раз на дочери императора Византии. А в этом браке у него родилось пятеро детей. Самым успешным из его потомков стал правнук Александр Невский, победивший ливонских рыцарей в ледовом побоище.
3. Почему «Москва», а не, скажем, «Вондюга»?
Итак, общеизвестно, что название «града Москва» произошло от названия реки, на которой он был расположен. Уже названная летопись «Повесть о зачале Москвы» так и утверждает, что именно князь Юрий Долгорукий однажды повелел: «соделать мал деревян град и прозва его званием Москва-град по имени реки, текущия под ним».
Интересно, что города Руси тех времён носили (за редким исключением) имена только мужского рода. А тут - Москва…
Ну, хорошо. А река-то откуда получила такое название? Какое-то немножко «заковыристое». Не то что, скажем, соседние речушки: Руза, Истра, Нара, Яуза, Икша, Вондюга, Куйма, Курга и так далее. Хотя, если честно, «Вондюга» - название тоже ещё то…
Одной из версий происхождения названия реки является так называемая «славянская».
Дело в том, что слово «моск» в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый» или «болото, сырость, влага». Менее убедительными выглядят другии версии. А если сравнить название Москвы с прикамскими и сибирскими гидронимами на -ва (Колва, Яйва, Сылва, Сосьва, Лозьва, Каква и т.д.), то нетрудно предположить, что и название реки Москва вначале имело ударение на первом слоге.
Да, как говорится, Бог с ним - с названием. Река стала судьбоносной для облюбованного Юрием Долгоруким места будущего «града», скорее всего, благодаря её удачным (по нынешней терминологии) «логистическим возможностям».
Уже в те времена река Москва представляла собой связующее звено между важными торговыми путями. Её верхнее течение почти примыкало к северной части волжского торгового пути, выводившего далее через озеро Селигер и Великий Новгород в Балтику. При движении на восток через расположенные вблизи Москвы истоки Клязьмы либо вниз по самой реке Москве можно было попасть на Оку и вниз по её течению на Волгу, в Булгар и Каспийское море. При движении от устья реки Москвы вверх по Оке, на юг, можно было попасть в верхнее течение Дона и по нему в Азовское и Чёрное моря либо на Нижнюю Волгу и Каспий.
4. Иван Калита, который «всегда даяше нищим, сколько вымется»
На протяжении почти двух веков Москва входила в состав территории великого княжества Владимирского. Много чего она пережила за то время.
Осенью 1176 года Москва и окрестные сёла были сожжены во время нападения рязанского князя Глеба Ростиславича, но вскоре город был восстановлен.
В январе 1238 года Москва была разграблена и сожжена монголами, воевода Филипп Нянка убит, князь московский Владимир Юрьевич был взят в плен и позже убит под стенами Владимира.
Московское княжество было выделено из великого княжества Владимирского в 1263 году и, согласно завещанию великого князя Владимирского Александра Невского, было передано во владение его младшему сыну Даниилу Александровичу.
Первоначально Московское княжество после своего образования включало только земли в среднем течении реки Москвы. Любопытно, что Москва была единственным городом княжества. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены соседние Коломенское и Можайское княжества.
… Но как и почему Московское княжество стало вдруг объединительным центром российских земель?
Вот и в нашей истории существенную роль в возникновении столицы сыграл так называемый «человеческий фактор».
Повторимся, что Даниил был младшим сыном великого князя Владимирского Александра Невского. У него было семеро сыновей: Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий, Семён и Андрей. Когда Даниил умер (1303 год), по его завещанию Московским князем стал старший сын Юрий, а остальные сыновья, вопреки существовавшим тогда традициям, никаких уделов не получили. Но со временем ситуация круто поменялась.
У Юрия не было сыновей, Борис взялся княжить в Нижнем Новгороде, а Александр умер. Всё шло к тому, что очередным московским князем должен был стать Иван Даниилович. Он с середины 1310-х годов и становится фактическим соправителем Юрия.
Именно этому предприимчивому и хитроватому правителю впоследствии удалось путём умелого заигрывания с ордынскими ханами стать главным посредником между ними и русскими княжествами.
… История знает его по имени Иван Калита. Почему - Калита? Да потому что он, якобы, был чрезвычайно добросердечен и «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется». Хотя многие историки, хорошо знавшие Калиту по его делам, всегда считали это прозвище саркастическим.
Да, он был из тех политиков, которые идут к своей цели, не чураясь порой откровенно нечистоплотных действий. Да, он, можно сказать, предал интересы подвластных ему сограждан, вступив в сговор с татарами. Но так ли уж он был не прав?
В 1328 году, передавая Калите ярлык на московское княжение, тогдашний татарский хан Узбек (согласно летописным источникам) «и иныя княжениа даде ему к Москве». Исключительность полномочий Калиты была при этом подчёркнута титулом, дарованным Узбеком - «Князь великия всея Руси», который с тех пор стали носить и его потомки.
А итогом хитроумно построенных отношений с татарским Ханством стало успешное княжение Ивана Калиты на «великом столе», совпавшее с началом довольно долгого мирного периода в истории Владимирской Руси (1328—1368 годы). Этот мир наступил благодаря тому, что Калита наладил бесперебойные выплаты дани Орде. Ну и пусть он самолично передавал хану дань, собранную не только в своих владениях, но и в большинстве других княжеств Владимирской земли. Пусть он имел какие-то свои «дружеские» каналы с ордынской знатью. Но факт остаётся фактом: по словам летописцев началась «оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю, и отдохнуша христиане от насилия татарского».
Именно Калита начал активно укреплять свои политические позиции на Руси, используя для этого мирные способы. В частности, он сам и его бояре покупали в других княжествах сёла и целые волости, становившиеся в дальнейшем очагами московского влияния. В завещании Ивана Даниловича упоминаются купленные им сёла, находившиеся во Владимирской, Костромской, Переяславльской, Ростовской, Юрьевской землях…
5. Послесловие
Много с тех пор, как говорится, воды утекло. Освободилась со временем Русь от татарского ига. А Москва строилась, обновлялась и хорошела.
Династию Рюриковичей сменила династия Романовых. Много ещё бурь предстояло Москве пережить на своём многовековом пути. И пожары её не сломили, и нашествия разных «подлых иноземцев». Она даже на какое-то время теряла свой статус столицы. Но никогда Москва не теряла своего гордого ореола «города русской славы». Никогда Москва не переставала быть гордостью нашего народа.
Свидетельство о публикации №225083000694