13. Цареградский разгром

13. ЦАРЕГРАДСКИЙ РАЗГРОМ. В 939 году произошел последний выброс энергии из иудейско-хазарского «аккумулятора» на Волге. Хазары вновь обложили данью племена вятичей, взяли под свой контроль систему русских крепостей на Дону, а затем ополчились на византийцев.

Началось все с гонений против иудеев в Константинополе. В ответ на это хазарский царь Иосиф устроил в своих владениях гонения на христиан, сопровождавшиеся массовыми убийствами. Дальше пошла классическая цепная реакция. Империя заключила союз с Киевом и уже в начале 940 года русские войска, ведомые неким «русским князем Олегом», которого некоторые исследователи считают вассалом или родственником Игоря, внезапным ночным нападением захватили город Самкерц, будущую Тмутаракань, на берегу Керченского Пролива. Хазарский военачальник Песах отбил город, отбросил русов от азовского побережья и вторгся в Крым, устроив там резню в трех греческих городах. Уцелевшее христианское население полуострова укрылось за стенами Херсонеса, взять который Песаху не удалось. Поквитавшись с греками, хазары отправились наказывать их русских союзников. Окрестности Киева подверглись опустошению. Игорь, очевидно, предпочел в тот раз отсидеться за неприступными укреплениями своей столицы и ничего не предпринял в ответ. Мало того, мирный договор с хазарами, который Игорю в итоге пришлось подписать, был, судя по всему, составлен под диктовку купеческой иудейской общиной Итиля. Взять под свой контроль «Путь из Варяг в Греки» хазары не могли, но зато они могли его перекрыть, стравив Киев с Константинополем, и тем самым, повысив значение Волжского торгового пути, находившегося в их ведении. Вот почему мир с Хазарией русским пришлось покупать ценой войны с Византией.

В 941 году огромная русская флотилия вышла в Черное Море и направилась к имперским берегам. На этот раз разведка у византийцев сработала четко. Константинополь был своевременно предупрежден о приближении варваров и заранее стянул к столице войска: доместик Панфир стремительными переходами пригнал из Малой Азии 40 тысяч воинов, патриций Фока успел привести войско из Македонии, а стратиг Федор подоспел из Фракии. Со всей империи в спешном порядке к Босфору начали прибывать боевые корабли. Таким образом, фактор внезапности был с самого начала русскими утерян. Когда флот Игоря приблизился к греческим берегам его там ждала чуть ли ни вся византийская армия.

Первый бой произошел 11 июня на море. Несколько греческих кораблей «неосторожно» приблизились к русским лодьям и были немедленно ими атакованы, но стоило варварам подойти на достаточно близкое расстояние, их тут же «оплевали» знаменитым «греческим огнем». Огнеметы византийцев спалили несколько русских лодей, заставив русов искать спасения в воде и тонуть под тяжестью своих доспехов. Уцелевшие лодьи отступили на мелководье, где морские суда греков перемещаться не могли. Киевлянам пришлось высаживаться на берег и идти к Константинополю сушей, грабя по дороге села Вифинии. Там же, в Вифинии, в сентябре они подверглись внезапному нападению тяжелой греческой конницы. Сражаться русичам пришлось в полном окружении, что, впрочем, не сильно их обескуражило. Ощетинившись копьями, русы оказали ромеям яростное сопротивление, в очередной раз доказав, что их не зря считают в Европе лучшими мастерами рукопашного боя. В долгом кровопролитном сражении имперская конница понесла такие тяжелые потери, что доместик Понфир велел трубить отступление и вывел остатки своего корпуса из боя. Под покровом тьмы русские дружины вернулись на берег, к свом лодьям. Утром Игорь велел всем грузиться на корабли и повел флот к берегам Фракии. Попытка патриция Феофана преградить дорогу клину, составленному из русских лодей, удалась лишь частично. Лодья великого князя и часть других русских кораблей сумели пробиться сквозь греческий заслон и ушли от преследования. Остальные застряли в корабельной сутолоке и были вынуждены принять неравный бой на воде. Византийцы поливали корабли варваров огнем, русы в ответ шли на абордаж, дабы не сгореть на своих лодьях заживо. Большинство русичей полегло в абордажных боях или утонуло. Некоторым «повезло» чуть больше, они оказались в греческом плену и прожили еще пару дней. Потом их всей толпой пригнали в Константинополь, чтобы казнить на потеху публике.


Рецензии