А нас вы спросили?
Она улыбнулась своим мыслям, представив улетающий от дочери компьютер, и невольно залюбовалась дочерью. Юля была очень похожа на неё в те же 16 лет. Русые волосы, короткая стрижка, упрямые карие глаза, худая спортивная фигурка. Иногда ей казалось, что это она видит себя со стороны. И это было немного страшновато.
Но когда Юля начинала говорить, всё сходство пропадало. Перед ней был совершенно незнакомый, резковатый, категоричный человечек. То есть, видимо, у девочки отцовская «начинка», и вот она Светлану пугала. Она никогда не знала, что и почему скажет дочь.
Но с Иваном они развелись, когда Юле было пять лет, и сейчас ей, как и большинству матерей, предстояло улучшать «вкус начинки». Если так можно сказать…Или, думая, что мы что -то улучшаем, мы это портим? А ведь скорее всего! Но она всё -таки сказала :
- Опять компьютерные игры! Сколько можно?! - приобняла дочь, скользнув глазами по экрану. - Это чья -то публикация?! Неужели ты читаешь?!
- Это письмо. Моей подруги. Мамочка, сколько можно тебе говорить! За игрой мы знакомимся. Есть же и развивающие игры. Ну, а потом общаемся. Как и все подростки. Как и вы!
Светлана фыркнула. Сравнила! Они вообще дома не сидели. А эти и в маршрутках едут, уткнувшись в смартфон. И о чём же, интересно, они пишут друг другу?! О новых играх?!
Она спросила:
- Можно немного почитать? Мне сейчас показалось, что ты - это я в 16 лет…
Юлька рассмеялась. Прямо закатилась от смеха. И что смешного она сказала?!
- Читай! - Дочь, к её удивлению, встала, уступив ей место в кресле. Она впервые разрешила заглянуть в её переписку! Видимо, понадобился совет матери? Или захотелось узнать её мнение?
«Юлик, привет! - прочитала она.- Как же меня достала наша власть! Ты читала новости в телеге?! Мне кажется, ничего более смешного и нелогичного политики ещё не изрекали!»
У Светланы вспыхнуло лицо. Её дочь стала интересоваться политикой?! Этого только не хватало! И что они могут понимать в российской политике?! Светлана в ней сама ничего не понимала , кроме одного : власть нельзя критиковать. Идёт СВО. Если кто -то что -то говорит, значит так нужно. Во время войны приказы не обсуждают и не осуждают.
Это она и попыталась объяснить дочери.
Юлька к её удивлению улыбнулась.
- Мам, да знаю я всё. Эту власть критиковать можно и нужно. Это пишет Ютта, она живёт в Германии. Читай дальше и поскорей! Мне некогда, я спешу!
Вот так всегда! Ей некогда! Светлана уткнулась в текст:
«В наших газетах политики пишут, что Украину нужно срочно принимать в НАТО, тогда Россия не посмеет продолжать военные действия. Члены парламента с ними соглашаются и добавляют, что необходимо увеличивать военные расходы до 5% ВВП, потому что Россия собирается напасть на западные страны.
Так боится всё -таки Россия НАТО или нет? Почему политики сами себе противоречат?! И зачем вашей стране нападать на западные страны, если вы сами в 90 -ые годы вывели войска из Европы? Зачем рваться туда, откуда ушли?!»
Светлана улыбнулась. Какая умная девочка! Она бы до этого не додумалась. И как хорошо пишет на русском языке. И она сказала совсем не то, что собиралась:
А ты на каком языке отвечаешь Ютте? На немецком? Но всё равно, дочь, мы же с тобой договаривались: о политике мы ни дома, ни в школе не говорим. Всё оставляем за дверью…
Юля усмехнулась:
- Мы оставляем политику за дверью, а она лезет в окно... Конечно, мам, я пишу Ютте на немецком. Она хочет лучше выучить мой язык, а я - её и Романа. И с ней мы говорим не только о политике. Но сейчас у неё шок. Она из газет узнала, что её прадед был во время войны победителем соревнования! А он работал начальником концлагеря, больше всех сжигал людей в газовых печах. От Ютты это скрывали. А прадеда американцы вывезли в Мексику, как и многих военных преступников.
Это же США вооружали армию Гитлера, давали кредиты под гарантии правительства своей страны, чтобы уничтожить первое в мире социалистическое государство. Об этом сейчас много пишут и в западных странах. И сейчас происходит то же самое. Только США и западные страны вооружают уже Украину! Какой же мир вы нам оставили, мама!
Юлька раскраснелась и стала похожа на отца. Он всегда интересовался политикой и переживал то за индейцев, то за вьетнамцев, то за афганцев. И вот надо же! Теперь, по мнению дочери, и она в чём то виновата!
Светлана спросила: « А ты ничего не путаешь, доченька? Ведь во вторую мировую США были союзниками СССР. Они открыли второй фронт. Об этом и в учебниках написано.
Дочь улыбнулась: «Да, открыли, но уже в 1944 году. Чтобы примазаться к нашей победе. А так называемый ленд лиз это товары и продукты в кредит. И уже в 1945 году наши союзнички собирались объявить войну СССР. Ты знала об этом?
Светлана не знала об этом . Как и о многом другом . Старые знания мешали восприятию новых. И вообще её утомил этот разговор. Но когда ещё поговоришь с дочерью?! И она спросила: «Ну, а каким же образом Ютта, имея таких родственников, подружилась вдруг с тобой? Ведь и её дед получил, вероятно, дома соответствующее воспитание. И также воспитал своего сына. Большая часть немцев ни в чём не раскаялась.
-Ты права, мам, оказывается, и ты в чём-то разбираешься, - заметила Юля, - но все родственники Ютты жили в ГДР, а второй её прадед по маминой линии вообще герой! За его могилой в Курской области до сих пор ухаживают жители деревни!
- Жители деревни ухаживают за могилой немца?! С какой стати?
Для Светланы это был день сюрпризов. Почему же она так редко говорила с дочкой по душам?! Но главное — что это за Роман, ради которого Юлька учит немецкий? Видимо, и из -за него она показала матери письмо подруги. Нужен всё - таки совет? Не следует её торопить...Сама расскажет.
Но Юлька была погружена в историю семьи Ютты! Ей, похоже, не до Романа! И слава Богу!
- Ты не представляешь, -сказала она. - Прадеда Ютты звали Куртом и он воевал под Курском. И вот, когда немцы стали отступать, ему с двумя полицаями из подразделения Степана Бандеры приказали забить досками двери и окна в домах с людьми и поджечь дома. Полицаи стали успокаивать людей, говорить, что забивают двери, чтобы их не угнали в Германию, а сами приготовили уже канистру с бензином. И тогда этот Курт открыл огонь по этим ублюдкам и стал сдирать доски с домов. А через час деревню заняли партизаны. Он ушёл в отряд, но через месяц погиб в разведке.
Похоронили Курта на деревенском кладбище рядом с могилами партизан и уже 80 лет ухаживают за его могилой! Отец Ютты был на этом кладбище вместе со своей матерью. И Ютта туда собиралась с нашим общим другом, с Романом…
- Собиралась? - спросила Светлана, - больше не собирается?
-Но, мам, ты же видишь, что у нас происходит… Роман чуть не очутился в Курской области без Ютты… У него призывной возраст. Его собирались принудительно отправить в ВСУ воевать наёмником. Он сбежал. Мам, мы познакомились с Ромкой три года назад в лагере под Калининградом. Мы любим друг друга...Об этом я и хотела с тобой поговорить.. Что нам теперь делать?! Читай, вот его последнее письмо..
- Дорогой малыш, - читала растерянная Светлана, - я сейчас в православном монастыре, но не знаю, сколько здесь пробуду. Не волнуйся за меня, всё будет хорошо. Меня удивляют мои соотечественники. Как они не понимают, что на Украине действительно возрождается фашизм, почему им ничего не говорит это имя, Степан Бандера, ведь его присваивают в Киеве проспектам и школам! Я не знаю, когда мы увидимся, но я никогда не перестану любить тебя…
-Я знаю, когда вы увидитесь! - заявила Светлана, отвернувшись от Юльки, чтобы она не видела её подступающих слёз. - Пиши Ромке, что я приглашаю его к нам гости. Будет жить, сколько захочет. Может быть, поступит в российский вуз?
Юлька просияла:
- Но, мамочка, учти! Его родителям не нравится ни Россия, ни наша дружба!
Светлана засмеялась:
- Всё проходит, дорогая Джульетта! Кстати, вот интересно, мы Капустины, почти Капулетти, а фамилия Романа не Монтекки?! Но я думаю, что Роман прав : всё у вас будет хорошо!
- Нет, конечно, смешная ты, мамочка! Роман Монин. Его предки эмигрировали из России после революции 1917 года. Но, наверное, Монины также воинственны, как и Монтекки!
Они долго стояли обнявшись.
Наконец Светлана сказала :
- Иди, пиши своему Ромео! Похоже, он умный человек!
В голове мелькнуло: « И дочь умнее , чем она думала! Значит не нужно вмешиваться в её жизнь, нужно только помогать. Но почему же они так редко говорят по душам? Боятся, что не поймут друг друга?
- Иду! - Юля направилась к двери.- Мам, а очень стыдно, что я не читала Шекспира? Я только балет «Ромео и Джульетта» смотрела! Но сюжет, конечно, знаю. Но вот почему люди воюют не могу понять. Чего им не хватает?Никто не умирает с голоду… И ВСУ сбрасывала на Донбасс мины -лепестки задолго до начала СВО! Они же для мирных людей. Сколько малышей на них подорвались!.
Светлана снова обняла дочь. Похоже, сегодня утром они не расстанутся. Но нужно же договорить. Сказала:
- Давай по порядку! Стыдно было бы, если бы ты не смотрела балет «Ромео и Джульетта»! Сейчас другое время, вы иначе получаете информацию. Но мне кажется, что дети, которые совсем не читают книг, вырастают, не умея думать, образно говоря, разжёвывать мысли. Когда мы читаем, мы учимся думать. Клиповое молодёжное мышление — это когда глотают новую информацию, не разжёвывая.
И, кстати, бездумное, паническое отношение к войнам людей во всех странах- как раз следствие, как мне кажется, низкой культуры. Люди не понимают, что происходит, сбиваются в стаю, и вот появляется вожак, который ведёт их туда, куда нужно определённой группе людей. Хорошо, что ты мне напомнила об этом...Меня поразил недавно один чиновник, который заявил, что очень долго полагал, будто к войнам ведут идеологические разногласия. И только недавно до него дошло , что к войнам ведут геополитические конфликты! Ведь никаких идеологических разногласий между западными странами и Россией нет. Социализм остался в разрушенном Западом СССР.
Светлана почувствовала, как дочь напряглась.
- Мам, поясни, почему всё -таки идут войны? Как их вызывает эта самая геополитика? Это можно как- то доступно объяснить?
- Геополитика, если говорить проще, это та же самая зависть, самый тяжкий грех. У какой -то страны есть огромная территория, леса, выход к морю, нефть и газ, а у других стран всего этого с гулькин нос. Значит это нужно добыть! Оружием! Минами в форме лепестка! И вот уже 30 лет Россию окружают военными базами НАТО и мечтают разрушить, как и СССР.
- Спасибо! А что ты посоветуешь мне читать, чтобы лучше понимать всё происходящее?
-Доченька, начни с моих пьес! История страны начинается с истории семьи. И вообще даже врачи и диетологи рекомендуют есть и пить главным образом свои продукты, выращенные на той земле, на которой живёшь ты. Свои огурцы, помидоры, свой картофель. Чужие нам не нужны, они хуже усваиваются. Поэтому нужно беречь свой семенной фонд. В общем, где родился, там и пригодился.
А что ты не пишешь Роману? Скажи ему сегодня же о моём приглашении!
-Обязательно. Но у него сейчас служба в монастыре. Я знаю его расписание назубок. Мы связываемся по скайпу. Мам, как ты думаешь, это любовь?
-Ну, если ты знаешь его расписание назубок, то, конечно, любовь! Что же ещё?! И не случайно же я назвала тебя Юлькой! А хотела, кстати, назвать Джульеттой, Джулькой!
А её Джулька умнела прямо на глазах.
Усаживаясь за компьютер, она сказала:
- Учти, если ты напишешь пьесу о нас с Ромкой, никто не поверит. Скажут: агитка!
Светлана рассмеялась:
Тогда и «Ромео и Джульетта», и «Отелло», и «Маленький принц» - агитки. Все писатели, по сути, агитируют за любовь, за мир. На разных языках. Но ты права! Я напишу о вас не пьесу, а документальный рассказ нонфикшн! Ему невозможно будет не поверить!
Свидетельство о публикации №225083000754