У меня есть мама!

   Мишке было всего 7 лет, когда ушёл отец. Вот так - просто взял и ушёл. Мишка тогда учился в первом классе. Пришёл со школы, а на кухне мать сидит. Правда, Мишка ее не узнал сначала. Подумал, какая-то бабка к ним приехала. К ним часто приезжали гости из другого города, родственники отца. Бабка плакала, подвывая, уткнувшись в ладони. А когда подняла голову - Мишка обомлел! Мать! Она постарела лет на двадцать! Увидела Мишку, прижала к себе, почему-то шепотом сказала:
-Остались мы одни, сынок… ушёл наш папка…
   Мишка очень любил отца, очень! Он никак не мог поверить, что его сильный, самый лучший на свете папка бросил его. Наверное, мать его обидела чем-то?
-Да нет, не может быть, чтобы папа забыл про меня! - твердил как молитву. Даже какая-то злость появилась на мать - что уж такого она сделала отцу, раз он так поступил?
   Так и стали они жить, вдвоём. Трудно было очень! Мать, несмотря на предательство мужа, тяжёлую обиду, не сломалась, не спилась. Выстояла. Хваталась за любую подработку, только чтобы Мишка не почувствовал себя обделённым на фоне других сверстников.. После работы ходила что-то расклеивала. Ночами мыла подъезды. Что-то вязала, шила. Даже одно время пыталась стричь собак. Пока какая-то злобная собачонка ее не искусала.
   А Мишка все ждал, ждал каждый день. Утром, просыпаясь, едва открыв глаза, он уже ждал звонка от отца. Вечером, засыпая, ждал утра, чтобы опять с надеждой прожить день. В выходные он часами стоял у окна, боясь пропустить отца. Почти перестал выходить на улицу. А вдруг отец придёт, а он с ним разминется?
   Мать, глядя на страдания сына, каменела. Она ничем не могла помочь своему ребёнку. У отца была новая насыщенная жизнь, в которой не нашлось места мальчику.
Конечно, она звонила и писала бывшему мужу. Сначала просила, потом чуть не на коленях умоляла прийти. Ответ был один:
-Позже, может быть, мне сейчас некогда.
Женщина даже отказалась от алиментов, но взамен попросила, чтобы хоть раз в неделю он навещал сына.
   Алименты перестали приходить, но бывший муж все равно не появлялся. Мишка не знал об этом. Он ждал. Каждый день. У матери не спрашивал. Что толку ее спрашивать, если из-за неё отец и не хочет его видеть..
   Как-то он, отчаявшись, решился и набрал номер отца. Сердце колотилось где-то в горле, ладони и спина стали мокрыми. Слёзы мешали набирать номер. Мишка так хотел попросить отца, чтобы тот не забывал его, Мишку. Что он его очень-очень любит и ждёт. Чтобы не обижался на мать. Попросить, чтобы отец пришёл к нему. Мишка бы прижался к нему крепко-крепко! А потом они пошли бы гулять! И Мишка рассказал бы ему, как сильно по нему скучает!
   Разговора не получилось. Мишка  плакал и что-то пытался бессвязно сказать. Отец не обрадовался, ответил коротко и жестко:
-У тебя есть мать. Мне некогда.
И положил трубку.
   Мишка, оглушенный, стоял с трубкой в руке и чувствовал, как в груди что-то растёт, ширится и вот-вот лопнет.  Стало трудно дышать. Потом что-то вспыхнуло перед глазами и он потерял сознание.
   К вечеру Мишка слёг с высоченной температурой. Он  не узнавал мать. Что-то шептал в горячечном бреду, шевеля сухими потрескавшимся губами. Мать совсем почернела. Если бы можно было, она, не задумываясь, отдала бы свою жизнь, лишь бы сын был здоров и счастлив.
   Болезнь сильно сблизила их. Мишка понял, что отцу он не нужен. Совсем. И никакой вины матери нет. Просто отец бросил их. И вообще, кроме матери он никому не нужен. Обида на мать растаяла. Про отца мальчик старался не думать. Он спрятал мысли об отце в дальний уголок сердца. Хотя иногда слёзы наворачивались, и внутри саднило. Особенно когда видел чужих отцов с сыновьями. И вообще, после болезни он, казалось, повзрослел лет на семь-десять. Детство кончилось.
   Время шло.
Так и жили они вдвоём. Со своими маленькими радостями и горестями. Мишка старался во всем помогать матери и, по возможности, не огорчать ее. Он видел, как ей тяжело. Отец по-прежнему не появлялся и не звонил. Мишка теперь знал, что у него новая семья, в которой растут двое деток. Мишкой он не интересовался и алименты не платил. А Мишка мечтал, что когда вырастет, пойдёт работать на хорошую работу. Заработает много денег и купит для матери красивый дом, и ей не придётся так тяжело трудиться.
   Но однажды случилась беда. Мишка пришёл со школы и с ужасом увидел, что мать лежит на полу без сознания. Рядом валяется телефон. Мальчик сжал челюсти, чтобы не заплакать и бросился на колени перед матерью. И все-таки не удержался - заревел в голос! -Мамочка! Мамочка, родненькая!! Вставай! Мамочка! Что с тобой? Что мне сделать, мамочка?
   Мишка как будто впервые увидел маму - она была такая маленькая, худенькая. Совсем беззащитная. С белым как мел лицом. Седая.. а ведь ей чуть больше тридцати..
Мишка бросился к телефону и вызвал скорую помощь. Они с матерью никогда не ходили в храм, не молились. Но тут Мишка, захлёбываясь от рыданий,  взмолился:
-Боженька! Не отнимай у меня маму! Пожалуйста! Пожалуйста! Пожалуйста! Не отнимай!!! У меня же больше никого нет!
   Скорая приехала быстро, и мать увезли с сиреной в больницу. Мишка остался один в пустой квартире. Он сидел в каком-то отупении. Боль тяжёлым камнем давила в груди. Ничего не хотелось, ни есть, ни пить, ничего. Он только сглатывал и сглатывал какой-то ком в горле. Сколько он так просидел, он не помнил. Потом вдруг ему пришла в голову мысль, что маме не понравилось бы, что он не делает уроки. Это немного вывело его из оцепенения, и он принялся за домашнее задание.
   Сделав уроки, он свернулся калачиком на маминой кровати, обнял подушку и тихонько заплакал, повторяя про себя как молитву:
-Только бы мама выздоровела…, только бы мама выздоровела…- до тех пор, пока не заснул тяжёлым беспокойными сном.
   Утром это был совсем другой человечек. Маленький взрослый мудрый старичок.
   В школе ему было не уроков. Он даже не сразу реагировал, когда к нему обращались. Учителя, зная его семейные обстоятельства, не вызывали его в этот день. Тем более, что учился он вполне прилично. А Мишка сидел и думал, как и чем помочь матери. К отцу обращаться не хотелось.
И все-таки, после долгого раздумья, Мишка решился позвонить отцу. И хотя Мишка сразу же сказал, что случилась беда, и маму увезли в больницу, разговор был так же короток и жесток, как и несколько лет назад.
-Это не мои проблемы. Разбирайтесь с матерью сами. Ничем помочь не могу. Мне некогда.
Вот и все, что сказал отец на мольбу сына о помощи. И бросил трубку.
   Все. С этой минуты Мишка окончательно вычеркнул отца из своей памяти и жизни. Остались только он и мама.
   То ли Мишкины просьбы-молитвы дошли, то ли врачи постарались, а, может, и то и другое, но мама быстро пошла на поправку. Она очень беспокоилась, как там сынок один справляется. А Мишка каждый день после уроков бежал домой. Обрезая пальцы, неумело чистил картошку, варил. Потом жарил магазинные котлеты, складывал все это в кастрюльку и, завернув кастрюльку в маленькое ватное одеяльце, которым его укрывали в детстве, торопился в приёмные часы в больницу. Там, в палате, развернув и достав кастрюльку, он торжественно ставил перед мамой свою стряпню. И сидел рядом. Смотрел радостно, как она ест. Очень гордый, маленький, но уже - настоящий мужчина. Ведь мужчина не обязательно должен быть старше. Настоящий мужчина - это не возраст, а поступки. А маме кусок в горло не лез. От счастья, от радости. Она плакала, улыбалась и с трудом глотала недоваренную картошку и пережаренные жесткие котлеты. Не из-за того, что еда была полусырая и горелая. А из-за того, что в горле ком стоял. Ее СЫН ее кормит! И казалось ей, что вкуснее в своей жизни она ничего не ела!
   Шло время. Мишка вырос. Закончил с отличием школу, потом институт. Тоже с отличием. И, как и мечтал в детстве, устроился на очень хорошую работу. Теперь он мог позволить себе и хорошую квартиру, и хорошую машину. Но самое главное - попросить маму уйти со всех работ и подработок. Что она с удовольствием и сделала. Тем более, что в личной жизни Михаила намечались серьёзные радостные перемены. И мама уже мечтала о внуках. Или внучках, все равно!
   Про отца по-прежнему ничего не было слышно. Да и они давно не вспоминали про него.
   Как вдруг, в один из вечеров, в квартире раздался телефонный звонок. К телефону, улыбаясь, подошел Михаил. Хрипловатый, чем-то смутно знакомый  голос радостно произнёс:
-Мишенька, сынок! Здравствуй!
-Кто это?- Михаил не сразу понял, что спустя столько лет вдруг объявился его родной папаша.
-Не узнаёшь папку? Сынок, это я. Я так по тебе соскучился!
Улыбка сошла с Мишкиного лица. Минуту он стоял молча, играя желваками. А трубка тем временем радостно продолжала:
-Сынок! Когда мы встретимся? Я так соскучился! Надо поговорить!
Мишка молчал. Молчал и вспоминал:
-Не звони мне. Это не мои проблемы. У тебя есть мать.
Да. Да! У него есть мать. Мама. Его мама. А этого дядю он не знает. И знать не хочет. Он так и сказал:
-Вы ошиблись. У меня нет отца. И, как оказалось, не было. У меня есть только мама. Не звоните сюда. Прощайте.
И аккуратно положил трубку на рычажки. Немного постоял, глядя на телефон. Потом тряхнул головой, прогоняя воспоминания. И пошёл, улыбаясь, на кухню, где мама учила молодую невестку печь пирожки.


Рецензии