Вопросик-с
- А вы-то чем занимаетесь? – вдруг ни с того ни с сего спросил он меня. – А то всё я да я говорю; даже неудобно как-то.
Мы стояли на невысоком холме, созданном последним ледником в качестве отметки, до каких пор он дошёл, оставив груду камней, принесенных им из далёкой Скандинавии к великому неудовольствию горожан, ворчавших: «Спихнули нам из этой Европы булыжники, а мрамор да гранит себе, небось, оставили! На тебе, Боже, что нам негоже». Мы стояли на этих булыжниках и смотрели вниз на лежащий у наших ног город. Вопрос был одновременно и очень простым и весьма сложным. Я коротко рассказал о себе, а также о том, что в это время искал одного человечка, пропавшего 10 лет назад.
Недели за две до нашего разговора мне позвонила и назначила встречу некая женщина, просившая прийти в её кабинет. Судя по тону, она была уверена в себе и в том, что сумеет оплатить услуги частного сыщика, да и вообще привыкла повелевать мужчинами.
Каково же было моё удивление, когда, в большой прихожке, украшенной одиноким древовидным растением, меня встретила удивительно тощая девица, явно сидевшая на всех новомодных диетах сразу, с ногами длинными, как ночь в Заполярье, и чуть толще спичек, которыми ей запрещали баловаться в детстве, лишая ребёнка маленьких радостей, а спасателей и гасителей работы. Эти спички, свободно висевшие на коротком, как счастье любви, платье, вдобавок были затянуты в суконные чулки черного, как душа либерала, цвета, - поскольку молодые девы одеваются по моде, а не по погоде -- от чего казались ещё тоньше. На каждом чулке сверху имелось по три белых полоски. Я помнил, что у моряков эти полоски напоминают о трёх славных победах, а что они означали у девицы я не смог сообразить. Одно ухо торчало из встрёпанных волос, словно первый гриб их травы, а незначительного размера прелести вываливались из выреза платья, словно перепревшее тесто из квашни. Непривычно, но кто ж его знает? Может быть, так и должна выглядеть руководительница нового времени. Возможно, так она оделась перед каким-то важным собранием, а в обычные дни выглядит обычно.
Не сумев разгадать эту тайну, я обратился к деве со спичками вместо ног.
- Я тут работаю, -- просветила меня рентгеном своей проницательности заморившая себя девица.
- А как же, -- начал я …
-- Людмила Викторовна просила Вас подождать: она ненадолго отошла, -- известил меня ходячий скелет настолько писклявым голосом, что я вынужден был признать: три полоски на её чулках означали три поражения в войне с мужчинами или три замужества. Что, впрочем, одно и то же.
Дева села за доживавшую тогда последние деньки пишущую машинку и стала стукать по ней одним пальцем. Возможно, бывают на свете и машинописарки с большей скоростью набора, просто бешеной. Но у них и нрав такой же: примешь её на работу – потом греха не оберёшься.
Я присел на кресло у окна и, чтобы скоротать время быстротекущей жизни, взял со стола местное издание с неприхотливым названием «Наш город». На видном месте по-хозяйски располагался восторженный рассказ начинающей щелкопёрочки о предприятии моей работодательницы под названием «Уголок Канады в нашем городе», в котором в частности говорилось:
«Глава правительства неоднократно подчеркивал в своих выступлениях необходимость новых подходов в деле обеспечения населения доступным жильем. Одним из таких подходов называлось малоэтажное жилищное строительство. И вот решением Союза строителей на заводе «Стройдеталь» подготовлена площадка для производства сборных домов по канадской технологии. Одним из первопроходцев в этой области стало предприятие ООО «Новые решения», с начальницей которого Щербатовой Людмилой Викторовной мы сегодня беседуем:
- Людмила Викторовна, мы часто смотрим западные ленты и завидуем той же Америке, которая, как оказалось, застроена по большей части совсем не небоскребами. Настоящая Америка одноэтажная, поскольку средний житель США не хочет терять связь с землей, а потому каждая семья старается приобрести собственный домик.
- Больше завидовать не придется: предлагаемые нами щитовые дома позволят в значительной мере снизить стоимость жилья, сократить сроки его строительства, снизить оплату коммунальных услуг. Так строят во всем мире, включая и Антарктиду.
.- Снизить стоимость до какого уровня?
- До приемлемого в наших условиях. Давайте прикинем. В настоящее время мы предлагаем жилье площадью в 36 квадратных метров в двухквартирном доме на участке в десять соток по цене примерно 860 тысяч рублей. При этом мы привлекаем кредитные ресурсы Сбербанка и Агентства по ипотечному кредитованию на срок до тридцати лет размер ежемесячного взноса 5 – 6 тысяч рублей. Средняя зарплата в нашей области – около 12 тыс. руб. Таким образом, семья, в которой работают двое, вполне может позволить себе вселиться в новое жилье, не экономя на еде и не снимая десятилетиями жилье, которое в настоящее время в городе сдается за 7 – 8 тысяч. Кредиты на холодильники бывают гораздо больше. Таким образом, молодая семья не сливает деньги в унитаз, а оплачивает их за свое жилье, в котором уже живет. А молодая семья, родившая трех детей, получает практически бесплатное жилье.
- Неплохо, но сколько возьмут посредники за услуги?
-Мы сами производим и сами строим. Между нами и заказчиком нет ни одного посредника.
- А в чем заключается снижение оплаты за коммуналку?
- Мы отслеживаем судьбу своих домов. В одном из них, в Кузнецке, площадью 110 кв.м. за газ, горячую воду и отопление хозяин заплатил 700 руб. в месяц, а за двухкомнатную квартиру платят около трех тысяч. В Шестовке владелец нашего дома сжег за зиму 600 кубов газа, а хозяин соседнего кирпичного той же площади – 2600 кубов. Один из покупателей всю зиму отапливал сто квадратов до 17 – 18 градусов с помощью обычного масляного радиатора. В обычной квартире этого не всегда хватает на одну комнату.
- Кто поставляет горячую воду?
- В доме устанавливается собственный котел. Сейчас работаем над установкой инфракрасного отопления. Оно несколько дороже, но зато его применение, как показывает опыт, скажем, Финляндии, продлевает жизнь на 5 – 6 лет, поскольку этот способ отопления направлен на обогрев тех предметов, с которыми соприкасается человек. И никакой разводки, никаких радиаторов. Кроме того, предлагаем солнечные батареи, солнечные коллекторы.
- Это еще что такое?
- Это оборудование, позволяющее использовать энергию солнечных лучей для подогрева воды и отопления. Полностью отопление она заменить в зимнее время не может, но может существенно снизить расходы на него – процентов на 80. Если учесть, что газ и электричество дорожает на 15 – 20 % в год, эта система отопления окупится за 4 – 5 лет.
- Фантастика!
- Можем предложить и более фантастические вещи, например, тепловые насосы.
-?
- Бурится скважина глубиной сто метров, и из нее забирается теплая вода. При минимальном подогреве, скажем, с помощью того же теплового коллектора, она может использоваться для отопления. Пока эти системы, к сожалению, дороги, но в дальнейшем, при массовом применении, стоимость будет снижаться. Может быть, передовой продукцией заинтересуется какой-нибудь наш завод. Рынок для нее – вся страна. Пока на нем присутствует Европа, с дорогой и качественной продукцией, Китай, дешевый и некачественный, и Россия, нечто среднее по цене и качеству.
- Что-то слишком уж выгодные условия. Нет ли тут какой хитрости?
- Наш народ в последнее время стал бояться слишком выгодных условий, потому что обязательно обманут. Мы не пирамида. Наша честность подтверждается членством в Союзе строителей, все договоры страхуются. Это означает, что даже в худшем случае, если застройщик разорится, заказчик сумеет вернуть свои деньги.
- На Украине есть хорошая поговорка: «с брехней свет пройдешь, да назад не вернешься». Как у вас происходят встречи с заказчиками?
- Звонят, поздравляют с праздниками. Нашего бригадира, который эти дома собирал, приглашают на семейные праздники и на рыбалку. А он работает у нас уже пятый год.
- Что вы имеете в виду под сокращением сроков?
-На социальный дом у нас затраты времени следующие: коробка, тепловой контур – 4-5 дней; кровля – 5-7 дней. Если жильцы не сами делают фундамент, то примерно за 20 дней дом будет стоять под крышу. С полной отделкой получается месяц – полтора. И можете вселяться.
- Какие дома вы строите?
- Мы предлагаем двухквартирные дома, поскольку стоимость участка значительная. Можем, если средства позволяют, построить дом и для одной семьи, и восьмиквартирный, и 18-квартирный, а также двухуровневый.
- Поточное производство – это хорошо. Оно сильно удешевляет продукцию. Но не будут ли ваши дома такими же серыми и однообразными, как наши пресловутые «хрущевки»? Не получится, как в знаменитой ленте: герой прилетает в другой город, заходит в чужой дом и у него даже ключ к двери подходит?
- Нет. Мы предлагаем любые архитектурные решения, любую отделку, любую кровлю в зависимости от вкуса и возможностей заказчика. Возможно, кстати, и сдать дом без отделки, чтобы заказчик произвел ее своими силами. Если понадобиться, можем построить забор по индивидуальному проекту и разработать дизайн ландшафта, т.е. сдать дом под ключ. Но пока в основном делаем фундамент, стены, крышу, окна и двери. Обои жильцы наклеивают сами.
- А как насчет полезной площади?
- Она начинается от 53 метров. На одном и том же участке мы можем построить дом, у которого жилая площадь будет на 18 м больше, чем у кирпичного, за счет более тонкой и более теплозащитной стены. Такое использование площади застройки снижает стоимость квадратного метра.
- Не снизится ли прочность дома при таких тонких стенах?
- Такими домами сейчас застраивают сейсмоопасную Японию, поскольку дома выдерживают до девяти баллов.
- В последнее время в России случаются странные вещи. Не известно, откуда, словно романтические герои, появляются фирмы, руководимые не известно откуда взявшимися генеральными директорами. У них нет ничего, кроме письменного стола и печати, нет ни оборудования, ни специалистов, тем не менее, выигрывают торги.
-У нас имеется собственная линия по производству домов на заводе «Тяжстанкпром» и, если понадобиться, можем поставить вторую.
- Многие строительные организации находятся в настоящее время в сложном положении. Что можно им посоветовать?
- Мы готовы сотрудничать со строительными организациями, имеющими участки под застройку, предоставлять им готовые комплекты домов для сборки при тех же условиях финансирования. Сегодня при односменной работе мы производим двадцать домов, при двух- или трехсменной будем производить до 60.
- Чего бы вы могли сегодня пожелать?
- Большего содействия местных властей в подготовке строительства: подведении коммуникаций, прокладки дорог. Нельзя рассчитывать на то, что население при существующих доходах сумет само проложить магистральный газопровод, линию электропередачи
- Где ваше предприятие работает сегодня?
-- Это поселок «Солнечный» в Лопуховке, сразу за зданием сельсовета. Там уже проложены коммуникации, на каждом участке торчит водопроводная труба, стоит электрический столб, подведен газ, к каждому участку подведена асфальтовая дорога
Оставалось только позавидовать жителям Лопуховки, а то и подумать об открытии собственного строительного подряда. Когда видишь таких успешных людей, неизбежно приходит в голову мысль: «А чем я хуже других? Займусь строительством. В наши дни нет ничего проще: лишних справок не требуют, не допытываются, где сам учился, да кто у тебя работает, да какое оборудование?
Конечно, совсем без оборудования нельзя, тут уж ничего не поделаешь, придется потратиться – печать купить, название придумать. Например, ООО «Констракшн и реконстракшн». Нынче все жулики применяют в своих вывесках английский язык. Это раньше народ был необразованным, по фене ботал. Нынче феню заменяет английский.
Главное, никаких самосвалов и мешалок не покупать. С ними одна морока. Сегодня, чтобы участвовать в торгах печати вполне достаточно. Приходишь и говоришь: «Смета вашей плотины, к примеру, 8 млн., а я берусь за четыре построить». Если спросят, как сумеешь построить плотину целиком, если средств только на половину хватает, всегда можно ответить: «Совершу трудовой подвиг! Грудью заткну!» Тебе тут же вручают средства и чертежи. И вот тут уже главное – скорость. Успеть потратить средства, пока не отобрали.
Сейчас тебе не прежние времена -- отбирают долго. Пойдут к следователю, а тот скажет: «Давайте доказательства». Пока дают доказательства, успеешь дать деру. Это раньше все кричали: «Вредительство, вредительство!» А нынче никакого вредительства быть не может! Как вы можете взорвать плотину, если она не построена? Человека, который ее не построил, вообще награждать надо. Предотвратил теракт!
Второй способ затратней, но надёжней. Вспомни правило гласящее: чтобы работа доставляла радость, пусть ее сделает кто-нибудь другой. Поэтому вы договариваетесь с чиновником, он выделяет вам вместо 8 млн. 16 млн., 8 из которых вы делите с ним пополам, как последнюю краюшку хлеба. И ещё 8 останется на строительство.
Я повертел эту мысль в голове и продолжил чтение. Следующее песнопение называлось
«Творящие красоту». Оно начиналось издаля, с Достоевского:
«Достоевский как-то обронил, что красота спасет мир. Но не уточнил, кто должен принести красоту в этот несовершенный мир.
Между тем, есть в городе люди, которые творят красоту ежедневно и ежечасно. Мы редко задумываемся в суете и сплошной лихорадке буден о том, что останется от нас и после нас. А они создают то, что останется на века, не только детям, но и внукам, и правнукам. Вновь после долгого перерыва появляются в городе изделия художественной ковки, которыми занимается ООО «Коваль», производящее как внутреннюю, так и внешнюю отделку зданий. Кудесники этого предприятия могут сделать из самой серой и заунывной коробки нечто невероятное.
В качестве доказательства и наглядности ради были напечатаны несколько снимков кованых изделий с привязкой к местности, сопровождавшихся подписями:
1. Не перевелись еще мастера на Руси!
2. В таком доме семья не распадется.
3. Вход, которым хочется воспользоваться.
4. Даже вход в подвал не должен вызывать мысль, что вас туда ведут на расстрел.
Дочитать хвалебную песнь строителям мне не пришлось – начальница вошла в прихожку, увидела меня и, будучи деловой женщиной, после краткого, как надгробное слово на войне под обстрелом, приветствия сразу перешла к делу:
- Пойдёмте в мой кабинет, поговорим – тут неудобно.
Я, разумеется, ответил согласием. Почтительно, но без подобострастия.
Свидетельство о публикации №225083101116