По поводу ст-я м. светлова рабфаковка
Декрет “О ликвидации безграмотности” был подписан В.И. Лениным 26 декабря 1919 г. Масштаб и результат последующих событий поражает воображение. Взрослые люди всех национальностей в массовом порядке сели за школьные парты и пришли на рабочие факультеты после тяжелой смены. Сознание миллионов людей расширилось и преобразилось. С тех пор всеобщее образование составляло одну из базовых ценностей советского общества. Всего через два десятка лет СССР из разрушенной гражданской войной и интервенцией страны превратился в одну из ведущих держав мира, которой и оставался до своей предательской кончины…
Одно из ярких поэтических имен той великой эпохи - Михаил Светлов, чье творчество по мере укрепления власти плутократии и фарисейства, беспощадной ревизии истории страны и, как следствие, усиления диссидентских брожений, постепенно стало вытесняться из литературной среды. Но история оказалась беспощадна и к этим "ревизионерам".
Думаю, пришло время вернуться "к истокам", по-новому оценить и поэзию Михаила Светлова, с её свежестью и чистотой революционной романтики молодой страны.
Героиня его стихотврения “Рабфаковке” не просто изучает историю Франции, склонившись заполночь над конспектом. У неё за плечами своя героическая биография, возможно, она сама не так давно сняла шинель, и судьба Жанны д‘Арк будит её личные воспоминания. Вот такая молодёжь впервые села за парты в то время, такая молодёжь создавала новую страну, новое мироустройство.
Осознание ответственности за все, что происходит в мире, убежденность героев Михаила Светлова в счастливом будущем планеты и готовность отдать за это жизнь делают его поэзию созвучной нашему сложному времени, современной и востребованной. Во всяком случае, будем на это надеяться..
МИХАИЛ СВЕТЛОВ
РАБФАКОВКЕ
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы,-
Это скачет Жанна дАрк
К осажденному Орлеану.
Двух бокалов влюбленный звон
Тушит музыка менуэта,-
Это празднует Трианон
День Марии-Антуанетты.
В двадцать пять небольших свечей
Электрическая лампадка,-
Ты склонилась, сестры родней,
Над исписанною тетрадкой…
Громкий колокол с гулом труб
Начинают «святое» дело:
Жанна дАрк отдает костру
Молодое тугое тело.
Палача не охватит дрожь
(Кровь людей не меняет цвета),-
Гильотины веселый нож
Ищет шею Антуанетты.
Ночь за звезды ушла, а ты
Не устала,- под переплетом
Так покорно легли листы
Завоеванного зачета.
Ляг, укройся, и сон придет,
Не томися минуты лишней.
Видишь: звезды, сойдя с высот,
По домам разошлись неслышно.
Ветер форточку отворил,
Не задев остального зданья,
Он хотел разглядеть твои
Подошедшие воспоминанья.
Наши девушки, ремешком
Подпоясывая шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели.
Так же колокол ровно бил,
Затихая у барабана…
В каждом братстве больших могил
Похоронена наша Жанна.
Мягким голосом сон зовет.
Ты откликнулась, ты уснула.
Платье серенькое твое
Неподвижно на спинке стула.
1925 г.
Художник Александр Богданов, “Рабфаковка”, 1935 г.
Свидетельство о публикации №225083100115