И неминуем вновь сентябрь...

     За окном солнечный жаркий август волгоградского придонья. Мой первый, честно заработанный, отпуск педагога как никогда протекает медленно и умиротворённо. Он то нежится в тени развесистой орешины тещиного сада на качели или колет, пилит, заготавливает дрова для бани. То безжалостно ампутирует лишние ветви на плодовых деревьях или попивает свой любимый коньячный напиток под приятную закуску и холодный свежий компот из местных фруктов и ягод. А то просто отдыхают и спокойно размышляет, чем бы ещё заняться, что бы не забывать о земле и ее подарках нашей жизни, о зачастую неблагодарном крестьянском труде и его щедрых плодах. Ведь, без сомнений, всем нам известна пословица "что потопаешь, то и полопаешь"...

     Отдыхать-то педагогический отпуск отдыхает, но одним глазом следит за прохождением практики отправленных мною же в навигацию курсантами, и успевает своевременно вмешиваться в их ещё не совсем взрослую хаотичную неразбериху "кто? куда? и где? а главное зачем?", подсказывая правильный выбор. А между тем еще и успевает одним пальцем левой руки писать о них статьи для телеграмм канала института. Ну и как без того, что бы одной уже извилиной мозга не задумываться над скорым наступлением первого сентября и предстоящим учебным годом, с его новым набором, свежим притоком так же хаотично бурлящей юной крови курсантов и студентов...

     Конечно, я обязательно задумываюсь и, конечно же, размышляю, как оно будет и кто к нам придет? Прошел ровно год, как ваш покорный слуга заступил на должность заместителя директора якутского института водного транспорта по молодежной политике и воспитательной работе, а по-простому ступив на путь "отца-командира" всех подчинённых воспитателей и их курсантов. Без сомнения, моя хорошая творческая память помнит всех этих новоиспечённых "первашей", которые в сентябре прошлого года, нацепив на худые плечи форменное флотское обмундирование с ещё почти пустыми погонами, неуклюже встали в строй и невнятно отвечали на проверках. Тогда, год назад, из-за временного недокомплекта воспитательного отдела специалистами пришлось два первых месяца работы дежурить в курсантском общежитие ночь через две и потом ночь через три, что стало испытанием на прочность моей энергии и организма, отвыкшего спать на казённых кроватях и жёстких диванах. Но и одновременно эти же месяцы были прекрасным моментом возвращения туда, в четыре десятка лет назад, в то ещё мною не забытое молодое время курсантства, когда мы сами задавали старшим товарищам глупые вопросы "куда? зачем? почему? и прочее, прочее, прочее".

     Всенепременно я помню их немного испуганные, не понимающие, чего от них хотят, детские домашние лица и удивлённые да наполненные страхом глаза, после громких команд второкурсников, помогавших мне с пополнением. Их достаточно глупые и наивные вопросы, на которые они с придыханием ждали от умудренного богатым флотским опытом и не менее богатым опытом береговой административной работы человека правдивых ответов. Было все и всего по-многу...

     Больше всего непоняток, вплоть до "мой ребенок не хочет здесь учиться, ему у вас ничего не нравится!" "прилетало" со стороны их беспокойных (а как иначе?) родителей и опекунов, старших братьев, сестер и прочих ходоков до моего большого просторного кабинета с вечными вопросами:
     - А почему мой ребенок должен ходить строем?
     - А почему моя дочь должна носить собранные в пучок волосы?
     - А почему мой сын должен убирать плац?
     - А почему? почему? почему? почему?..
     И ещё много-много-много всевозможных "почему?", на которые я обязан был дать исчерпывающий, понятный для них, ответ и ещё с убеждением, что их ребенок выбрал правильную дорогу, ведь, я в конце концов, обязан был бороться за сохранение обучающегося контингента...

    Сказать, что мне было трудно? Нет! Опять же, с высоты прожитых лет, с миллионного километража, пройденного по голубым артериям страны и со ступеней занимаемых ранее должностей, я мог объяснить любому человеку, как надо сделать и что необходимо сделать их ребенку, что бы понять изнутри нашу флотскую жизнь. С личного опыта отца троих взрослых детей, старшие двое из которых сыновья, я тоже могу рассказать всем современным родителям, что они сами должны делать и чем лично могут помочь своим детям, что бы те поняли суть их самодисциплины и скорейшего понимания момента. И с кем имел беседы на данные воспитательно-разьяснительные темы по ходу работы, меня понимали, принимали мои слова и пытались разъяснить наши постулаты своим детям. Кто-то из ребят понимал и спокойно продолжал учиться дальше, а кто-то не понимал, писал рапорта на отчисление и уходил... Не без этого...

     Жизнь циклична и движется по спирали, время о времени возвращаясь на старт "забега" по окружности и поэтому ничего в тех самых циклах не меняется, возможно, только диаметр его, а, соответственно и временной промежуток цикла. И в этом контексте я всегда вспоминал свою учебу в речном училище, просто улыбался происходящему. С моего выпуска прошло почти сорок лет и ничего не изменилось - как были маменькины сынки тогда, убегавшие от дисциплины и строгости в первые полгода, так и сегодня они рано себя проявили и, утирая сопли, сбежали в первые месяцы. Как существовали сорок лет назад те, кто не понял, что такое "один за всех и все за одного" и бежали от трудностей "сломя голову", так и сегодня находились аналогичные "кадры", которые, словно паршивый овцы, портили весь строй, тупо опустив глаза, выходили из него и уезжали домой. И только те, кто все понял сразу, остались в строю, в том числе и благодаря разъяснениям вашего покорного слуги, спокойным, обстоятельным, методичным и на понятливом именно им языке...

     Но время шло вперёд, за одним строем другой, за первым патриотическим мероприятием следующее, за одним нарядом вне очереди за "косяки" другой и так весь учебный год. А они, понимая красоту и значимость флотского обмундирования, "подогнавшие" его по своим мальчишеским и девичьим фигурам, уже стали выглядеть взрослее, дисциплинированнее, стройнее и умнее, симпатичнее и привлекательнее. Девочки с удовольствием или просто понимая слова "так надо", делали симпатичные уставные "хвостики" и "косички", не ходили с распущенными волосами. Видимо, начали понимать - дисциплина обязывает строгого ношения форменного обмундирования и соответствия ему внешнего вида курсанта флотского учебного заведения. По мере наступления холодов и окончания навигации, с практики возвращались старшекурсники, которые тоже разъясняли новичкам прописные истины и личным примером показывали, что без этой самой дисциплины ничего не получится. А красиво подогнанная по фигуре форма хорошо смотрится со стороны и выделяет курсанта из толпы, привлекая внимание противоположного пола и... Просто идёт к спортивной или статной фигуре...

     Со временем у меня появились свои "любимчики" или просто те парни и девушки, на кого можно было смело опереться в любой ситуации, прекрасно зная, что эти курсанты не подведут. Они обязательно выполнят поставленную задачу, отчитаются и получат заслуженные дивиденды. И если первые месяцы новобранцы не охотно ходили на мероприятия, стеснялись и ссылались на учебу, то со временем многие с удовольствием стали посещать театры и выставки, ходили на различного уровня встречи и городские мероприятия. А я личным примером участия вместе с ними показывал, что мне тоже интересно быть рядом с молодежью. Я, даже, помолодел за прошедший учебный год и...

     И теперь сегодня, спустя год, я снова в "своей тарелке", находясь в расслабленном состоянии, в объятиях просторной летней отпускной "гражданки", но уже хочу облачиться в парадную форму и увидеть в новом строю очередных "первашей". А перед строем непременно посмотреть на вчерашних первокурсников, тех, кто поможет мне с ними справиться сегодня, своевременно и тактично объясняя, что от них хотят, как им себя необходимо вести, что бы вчерашние школьники, пришедшие к нам учиться флотскому ремеслу, быстрее втянулись в рутину взросления, направив свои мозги и все члены организма в нужное русло новой жизни и ими же самими выбранного будущего пути. Ведь, не зря же говорится, "чем быстрее ты поймёшь, что от тебя хотят, тем быстрее поймёшь, чего хочешь ты сам, а чем ты быстрее поймёшь, чего хочешь сам, тем быстрее начнёшь действовать в правильном и необходимом только тебе направлении к поставленной цели"...

     Таковы постулаты моей, не самой плохой, но я до сих пор верю и знаю, что правильно выбранной, жизни и самодисциплина реально меня самого ровно держит "в седле" до сих пор, начиная с первого сентября 1982 года, когда побритый в парикмахерской наголо за 10 копеек вчерашний щуплый невысокого роста выпускник восьмилетней школы надел на себя мешковатую курсантскую форму и встал в строй с такими же лысыми "первашами"...

     Скорее бы уже первое сентября... На своей памяти долгих четырех десятилетий работы на благо речного флота не припомню ни одного отпуска, который бы хотелось поскорее отгулять...

     Честное слово...

     Хочу на работу!..

     Видимо, я действительно молодею с ними, своими воспитанниками...

     Классно же!..

     ...Не удалось по нескольким объективным причинам разместить данный монолог в середине отпуска, когда писал его, сидя под орешиной, а, стало быть...

     Размещаю сегодня, в крайний день лета, ведь, завтра уже 1 сентября...

     12-31 августа 2025 года


Рецензии