Бабушка Алла из Клешонки

С нею трудно говорить. Она недослышит. Приходится повышать голос, чтобы задать вопрос или донести свой ответ. Но её легко слушать. И я слушаю.

Я – благодарный слушатель. Мне всё интересно. Мне интересен сам человек. Тем более человек пожилой, захвативший середину XX века и живший бок о бок с людьми ещё дореволюционной закваски.

Алле Петровне Герасимовой 85 лет. По телефону она мне всегда представляется «бабушкой Аллой из Клешонки».

- Батюшка, это бабушка Алла из Клешонки звонит. Вы когда будете в Апочках? Заедьте ко мне.

- Причаститься собрались? – радуюсь я.

Алла Петровна последний раз причащалась ещё тогда, когда хватало сил выбираться в церковь. Подруга Неля находила транспорт. Приезжали вдвоём.

Подругу мы похоронили несколько лет назад. С тех пор бабушка Алла покидала Клешонку только в экстренных случаях – когда требовалась помощь врачей.

От возможности приобщиться Святых Христовых Тайн на дому Алла Петровна, к моему сожалению, отказалась. В данный момент у неё другая первоочередная забота. Наводит порядок в своём гардеробе. Просит забрать лишние вещи.

- Продуктов каких привезти? – пытаюсь я сделать свою поездку более полезной.
Магазина в Клешонке давно нет.
 
- Ничего не надо. Всё есть.

На днях приезжала внучка. Пополнила запасы.

Внуков у бабушки Аллы двое. Третий умер. Похоронила она и сына с дочкой. От них тоже остались вещи. Может, кому пригодятся.

Как же я не люблю возиться с тряпками! С детства. Но приходится. Найти старым вещам новых хозяев – дело непростое. В наше время люди больше нуждаются в помощи пристроить вещи, чем получить. Не приведи, Господи, чтобы такое положение вещей изменилось!

После молебна в Средних Апочках еду в Нижнюю Клешонку. Меня ждут. Ворота открыты. Дом не замкнут. Но я стучу в дверь, пока хозяйка сама не выйдет на порог. Стучу долго. А потом долго слушаю рассказы о старой жизни.

Но начинается всё со смерти. Алла Петровна не без доли гордости сообщает, что многие её предки умирали «на своих ногах». Не лежали. Кое-кто почил и в весьма преклонных летах. Бабушка Феодосия Павловна Набережных, к примеру, умерла в 101 год.

Она пешком в Киев ходила. Одни чуни на ногах, другие (запасные) в сумке за плечом. У колодца присядет, водички в бутылочку наберет, тут попьёт с сухариками и снова в путь. Богомольная была. Жила в маленькой хатке с низким потолком. Святой угол весь в иконах.

- Это чья мама?

- Отца. Когда отец погиб на фронте, мать моя рыдала, а бабушка ни одной слезинки на людях не пролила: «Не у нас одних горе»… А ведь и я уже третью войну проживаю. На одной отец воевал. Мне было пять лет, когда она закончилась. Вторая – Афганская. Туда сын Михаил попал. Я каждый день от него весточки ждала.
Как-то получила мать солдата конверт с казённой бумагой. Что это? А это им с отцом благодарность от командования за то, что правильно воспитали сына.

Михаил вернулся живым. Умер он на гражданке, опередив мать. 55 лет было.
 
А третья война бабы Аллы идёт сейчас. Воюет внук Игорь, сын Михаила. Вот он на фотокарточке, с погонами сержанта. Медали уже вешать некуда. А будет ещё одна. Заслужил в мае этого года на другом конце области -  на западной окраине Курского края. Под селом Поповы-Лежачи эвакуировал раненых товарищей и сам получил тяжелое ранение. Только через трое суток на операционный стол попал. Рука после ранения ещё не восстановилась.

Бабушка сетует на врачей. Мол, ленятся. А внук и врачей защищает: «Знаешь, сколько им приходится с нами возиться!? А мы всякие бываем». Себя от братьев по оружию не отделяет. И снова рвётся на фронт. Надо третью войну бабы Аллы заканчивать.

Просит Алла Петровна помолиться за внука, а потом и сама соглашается приехать в храм на ближайшую службу. Бабушка Феодосия Павловна, вон, аж до Киева добиралась. Что ж внучка до Апочек не доберется?! Хочется помереть на своих ногах. Будет готовится к Причастию.

А транспорт? Транспорт найдётся. Заслужила дочь, мать и бабушка русских воинов, чтобы её в храм сами батюшки возили. Ещё и за честь почтут.

А вещи я на обратном пути удачно пристроил тому, кому они действительно нужны – беженцам из Кореневского района Курской области. Тем, которым сейчас боевые товарищи внука бабы Аллы помогают домой вернуться, оттесняя врага на запад.

31 августа 2025г.


Рецензии