Therion. Прошлое. Настоящее. Вечное

Все люди подразделяются на тех, кто давно знает эту группу и только пожмёт плечами, или кивнёт головой, при упоминании о Therion, - и тех, кто впервые слышит, и для кого может оказаться полезным этот опус, несколько полезных строк про великий металлический проект. Группа была основана в далёком 1987 г. Гитаристом Кристофером Йонсоном, из Швеции, и по сей день – группа играет и экспериментирует в разных стилях, являясь ветеранами и оставаясь лидерами в симфоническом металле, и в разных прогрессивных сплавах разных жанров.

Лучшие альбомы: “Lepaca Kliffoth” 1995;  “Theli” 1996; “Deggial” 2000; Говоря о Therion, ценители и знатоки будут называть разные альбомы и разные музыкальные жанры, и никто не ошибётся, - это тот редкий случай, когда группа постоянно экспериментирует, сохраняя верность только одному – высокому уровню мастерства и виртуозности исполнения, в любом выбранном направлении. В формате Синхрографики* скажу, что Therion – это мощный научно – фантастический корабль, искусно инкрустированный древними рунами и каббалистическими знаками, дрейфующий по океану металлической культуры, на разных волнах и под разными парусами. Этот корабль – всегда остаётся знаменитым, издалека видным, и никогда не потопляется ни пиратами, ни конкурентами. Therion – всегда остаётся на плаву, где-бы не плавал, и какие-бы паруса и флаги не поднимал.

Если вы никогда не слушали Therion, и хотите въехать в тему, что называется, доставайте альбом “Thelli” 1996 г. И получайте сказочное и неописуемое удовольствие, впоследствии – переслушивая всю жизнь этот симфонический шедевр. Но Therion разный, и в других альбомах – будет несколько другая музыка. Альбом “Deggial”, - здесь ещё больше симфонизма и мелодичных песнопений, и всё та же тематика древних мифов, альбомы Therion — это своеобразные странствия по историческим архивам земной культуры. И вот, внимательно прислушаемся… А где я это всё слышал? У меня с детства – отличный слух, вспоминаю-вспоминаю. Нашёл! “Конан-Варвар” 1982 г. Культовая сага в стиле героической фэнтези, по роману Роберта Говарда. Посмотрите внимательно сцену, где Конан со своими верными товарищами, в боевой раскраске, проникают в пещеры Талса - Дума, а прислужники тёмного демона в это время варят страшное зелёное варево из человеческих останков, театрально вышагивая с этим котлом на плечах под музыку. Послушайте эту музыку. А потом альбом Therion: “Deggial”, = игра из детства: “Hайти десять отличий”. Другой пример, композиция: “Sorrows of the Moon”, из альбома “Lepaca Kliffoth”, 1995 г. Здесь, женщина поёт каким-то замогильным траурным голосом, похожим на стилистический плач, и ей подвывает вся группа, формируется атмосфера мрачного погребального песнопения. Включаем альбом прогрессивной металлической группы: Neolithic, “For Destroy the Lament”, - и слышим то же самое. Этот принцип пения – Neolithic возвели в абсолют в том альбоме, и получилось довольно оригинально и хорошо запоминаемо.

Мне в этой жизни повезло, - я слушал эти альбомы почти сразу по мере их выхода. Правда, в дешёвом варианте магнитной плёнки, на древнем советском магнитофоне, но это были сказочные времена дивной юности, когда ничего нет, зато мир полон новых открытий и приключений. В отношении музыки, - металлическая культура тогда переживала настоящий бум. Впоследствии – похожих групп стало очень много, и многие из них – по-настоящему – молодцы, стараются, играют и вкладывают душу. Но количественный показатель также сказывается, искушённому слушателю – уже порядком всё надоело. И, “хорошо, но всё уже было” – есть такое ощущение. Я думаю, что и сегодня, многие из меломанов удивятся, открыв для себя репертуар и стиль Neolithic, близкой по духу группы.  Обязательно найдите альбомы 1995-1996 годов, вы окунётесь в целый поток магии прекрасной музыки, которая где-то погребена в архивах истории, и спит, подобно фараонам в своих пирамидальных усыпальницах, в ожидании лучшего часа. Для отдельных ценителей – оставаясь известна и любима. И на сегодняшний день, при изобилии групп и талантов – нет ничего похожего на Neolithic. Однако, включаю древний альбом Therion, нахожу много общего. Вряд ли музыканты целенаправленно занимаются плагиатом, просто пересекаются, обитают, летают-парят в одних и тех же астральных небесах. Другие примеры из незаурядного творчества Therion: “Sirius B” и “Lemuria” – фантастический эпический симфонический металл, в лучших традициях жанра, наслаждался когда-то в годы выхода этих альбомов, когда-то это было прогрессивно и здорово. Сегодня, эти альбомы также звучат на уровне, но уже так не трогают за душу, как раньше. Привыкли. С другой стороны, при очередном пришествии сезона волшебной осени, хочется послушать что-то для души… Из современных групп – мало того, что цепляет и хочется переслушивать, снова поднял альбомы Therion, - всё встало на свои места. Осень может уверенно заполнять этот мир, вместе с такой мощной и прекрасной музыкой, - мы готовы к встрече золотого сезона.

 
Прогрессивный. Симфонический. Металл. Мрачная и боевая, мелодичная музыка. Therion = “Чудовище”, “Зверь”, в переводе с Греческого. Возникает образ чего-то эпического, загадочного и могущественного, древний зверь из мифов и легенд, возможно даже это музыкальный Космогенезис и Эсхатология* нашей цивилизации. Эта музыка, как глобальные эпические гимны, возвращающие нас к истокам времён, волнами проходя по разным вехам истории человечества, мифам и легендам, и формирующая в своей музыкальной атмосфере – какую-то новую, альтернативную историю на этой основе, с мрачными и загадочными орнаментами песнопений. Это действительно круто, мощно, неповторимо и здорово. Слушайте “Lepaca Kliffoth” и “Deggial”, “The Beauty in Black”, “Midgard” и “Asgard” - непосредственно эти композиции, и вы всё это сразу прочувствуете. Плюс, в разных альбомах этой группы – много подобных интересных и прекрасных композиций.

Слушаем последние альбомы, “Leviathan”, удостоверено констатируем: музыканты не выдохлись, продолжают развиваться, работают на уровне, держат стиль и марку. Но уже, наверное, не способны нас удивить. Для сравнения, возьмём историю Metallica, или Beatles, что мы увидим? Для каждого творения и творцов – своё время и место, и на каком-то этапе – всё заканчивается и продолжение подобных песнопений – невозможно и не нужно. На многих стенах провинциальных гаражей в бескрайних просторах России написано “ЦОЙ жив”, но кто знает, какая реальная история группы сложилась бы, и сколько хитов сочинил бы ещё всенародно любимый певец, пока не спелся бы, став толстой и ленивой пародией на самого себя. Как было со многими великими, в этом мире. Сколько прекрасных и всеми любимых песен сыграно группой Битлз, международная слава и всеми любимые душевные хиты, “Let It Be, Let it Be…”, знакомо и понятно всем, с детства и на всю жизнь, без перевода. Но лидер группы умер, фанаты и культ здесь были и при жизни лидера, но легенда сформировалась только после смерти. И далее – Пол Маккартни сам по себе что-то поёт, играет, он представитель этой легенды, но то, что осталось навсегда и запомнилось, как Битлз, как фирменный стиль и высший класс, особая магия неповторимой атмосферы рок-н-ролльной группы, — это Битлз, в своём базовом составе с Джоном Ленноном, как вокалистом. Здесь, Смерть Джона Леннона в контексте этой модели – фатальная. И данная смерть – мерило всего, определённый рубикон в истории группы, “До и После”. Смерть регулирует деятельность выдающихся групп на нашей планете и делает такую музыку бессмертной, а группу – легендой. И, для сравнения, допустим, - лидер Metallica - Джеймс Хетфилд, и наши дни, жанр несколько тяжелее, а лидер жив и здоров, группа продолжает интенсивно и масштабно работать, с концертами по всеми миру, но классикой стали их альбомы юности. Более зрелые альбомы – это другая аудитория, (-“Нууу, это не уже не та Металлика!”) и эти новые композиции – также мастерски выполнены, но уже не так интересны нам, настоящим фанатам. Теперь, наши герои, - Therion, что мы здесь наблюдаем? И первые и последние альбомы – мастерское исполнение, ребята молодцы, держат марку и уровень, не расслабляются и постоянно экспериментируют, двигаются вперёд и вперёд. Не боятся отклоняться в разных креативных экспромтах, пробуют себя в разных жанрах, что есть почерк настоящих Мастеров. Но(!) Слишком долгий путь. Слишком много похожих проектов в металлической культуре.

Для любого проекта музыкального, или любого другого культурного явления – есть своё время и место. В древней и возрождающейся эзотерике есть понятие: “Саттва – Тамас – Раджас”. Иными словами, любой проект, любое созданное явление природы и продукт творческой деятельности проходит три стадии в своей эволюции – Сотворение, Развитие и Разрушение. И никто не может превзойти этот универсальный архетип, в наших Земных условиях, пока мы не Имморталы, и срок нашей жизни предельно ограничен. Здесь, всё лучшее, что мы можем сотворить, как правило приходится на стадию “Саттва”, и творится в годы бесшабашной юности, без особых правил и знаний вселенских законов, часто – в разрез с принятыми канонами и стандартами в культуре, но зато с большим энтузиазмом, прогрессивным и смелым подходом, люди творят что-то новое, и это новое остаётся навсегда. Если удачно сыграно, у творцов получилось, - остаётся в истории и становится легендой. После смерти лидера, либо распада группы. Либо, - группа жива и работает. Но это уже “НЕТАМЕТАЛЛИКА”. Хотя номинально, - вывеска и бренд, вся стилистика и все музыканты – в том же составе, стараются и выступают.  И стоит лидеру на сцене завести старую известную шарманку, “Unforgiven”, или “Master”, “Fade to Black” - и вся аудитория дружно подхватывает, салютует и радостно подвывает. Оказывается, за годы жизни и многогранной творческой эволюции, - именно первые хиты группы – не надоели и навсегда остались в истории группы, как их коронная фишка, узнаваемый легендарный логотип. Therion, в этом ключе, вообще молодцы. Настоящие герои музыкального Олимпа. Здесь и ранние и поздние альбомы – держатся примерно на уровне, и сами музыканты оформили свой последний альбом “Leviathan” в стиле легендарной обложки “Lepaca Kliffoth”, мы снова узнаём в этом образе – первозданную гидру, выходящую тёмной ночью из пурпурно туманного моря, и для многих – это целый поток реминисценций и каких-то памятных сцен из юности, когда мы слушали этот культовый альбом. Therion, - это великая группа, с продолжительной историей и яркой творческой деятельностью, интересными и содержательными альбомами за всю историю эволюции, для нашего мира, в истории музыкальной культуры- навсегда – легенда, вписанная металлическими скрижалями в мраморную стелу лучшей музыки всех времён и народов.

Ещё в юности я увлечённо творил, а параллельно искал и находил разные прогрессивные явления в музыке, и альбомы 1995 г. Слушал, когда они выходили в свет, в 1996-1999 годах, и другие альбомы, также адекватно релизу. Помню эту кассету фирмы BASF, с добротно распечатанным вкладышем – обложка + тексты, - в то время такое не всегда практиковалось, было много пиратской продукции, сделанной гораздо проще.  Даже сегодня эта музыка слушается на уровне. А тогда(!) Можно себе представить. Я зачитывался Мифами народов мира, изучал историю Греческой античности, и Эзотерику. Иногда, общался с Экстазавром*, о чём никто не знал, из моего окружения, в полном таинстве этого акта. Зачитывался англо-американской фантастикой, романами Роджера Желязны и Шекли, Гаррисона, Саймака. И в это же самое время, такая величественная и прекрасная симфо-металл музыка! В симфонизме, заигрывании с классикой, конечно, Therion не были первыми, ещё с рок-н-рольных времён, и даже раньше, когда для гитары изобрели усилитель, и древний инструмент навсегда критически мутировал, появились первые модели “Stratocaster”, - пошли такие эксперименты и разные кавер-версии. Ингви Мальмстин, Ван Халлен, и другие были раньше и задолго до современного Металла – экспериментировали с симфоническими кавер-версиями. Неоклассик-Рок и Симфонический Металл – довольно известное направление. Но Therion реализовали эту волну на очень высоком уровне, в своём индивидуальном неподражаемом стиле.

 Можно найти много похожих групп по стилю игры, с женским вокалом – будет “Tristania”, и “Sirenia”, “Theater of Tragedy”, можно поставить рядом и “Draconian”, и “Tiamat”, много хорошо известных групп. Я лично, обязательно буду слушать вкупе с альбомами “Avantasia”, прогрессивный проект немецкого вокалиста Tobias Sammet, - там Power-Metall, но с таким же эпическим размахом, оперные душевные песнопения и очень симфонический мощный саунд.  Секрет легенды Therion, - главное здесь не симфонии, не metal, не neoclassic и progressive, главное здесь то, что всё это – очень красиво и конгруэнтно сочетается в диком и прекрасном оригинальном сплаве необычной и прогрессивной, насыщенной ритмами и симфонией музыке. В сочетании с тематикой, которая изобилует эзотерическими темами и отсылками к мифам, мистике, античной истории, магическим культам и фантастическим параллельным мирам. В итоге, здесь каждый альбом – это своеобразный музыкальный артефакт, мандала какого-то фрагмента застывшей Вечности. Альбомы Therion – это запечатлённые фрагменты эволюции человечества, но не просто технической эволюции цивилизации, как это часто представлено в учебниках, нет. Это транзит по мировоззрениям и архетипам, по тем мифам и легендам, что пронизывают историю развития человечества, и образовались не случайно и не на пустом месте. Это не просто вольные фантазии, здесь есть свои древние, корневые основания для таких музыкальных интерпретаций. На неоклассике – симфонической закваске, и одновременно, - с канонической металлической манерой пения, - получается тот удивительный и притягательный (особенно для молодёжи) сплав, который мы хорошо знаем, ценим и любим, и это формула Therion. Великая магическая руна в развитии мировой металлической и прогрессивной культуры.

В 1977 г. В Космос отправился Вояджер-1 и следом Вояджер-2. Они и сейчас летит где-то далеко-далеко, в мрачном и звёздном великом Космосе за миллиард километров от Солнечной Системы, играют Баха и Чака Берри, знаменитые рок-н-рольные хиты 60-х годов. Давайте проголосуем, чтобы при следующем запуске нового трансгалактического спутника, в записи на подобный вселенский золотой диск включили лучшие произведения группы Therion. Они многое расскажут о нас, людях, без лишних слов, - как запечатлённые мгновения Вечности и живые гимны неиссякаемого экзистенциального героизма и вечного поиска смысла и чего-то большего, - великого Человечества.


PS: Главный Сертификат меломана: Кошка Китана одобряет. 31.08.2025 May The Gods of Olympus Protect Us, Хайре!

 * Космогенезис и Эсхатология: 1. Учение о сотворении мира, основных законах Вселенной, первопричинах всего сущего. 2. Учение о конце света, в котором изучаются и постулируются глобальные причины разрушения и неизбежности упадка и краха цивилизации.

* Общался с Эксзатазавром, - Экстазавр – вымышленный фантастический персонаж, (Sci-Fi-роман “Исса Кико”), рептилоид-драконоид возрастом более 500 лет, с планеты Эа-Фориа. Иногда, творческим личностям свойственны некоторые экзальтации, и они верят, что воочию общаются со своими героями, которые где-то и как-то материализуются в их творческом мире.
   
* Синхрографика – центральное понятие, научный неологизм и творческая практика, представленная в романе Даниила А.А. “Синхрореальность”, понятие синтезирует в себе все древние похожие практики: аллегории, метафоры, гротеска и др. И возводит принцип творческой аналогии на культовую величину. Синхрографика – концептуальная методология, технически лежит также в основе концептуально новых Hi-Tech Синхроигр.  Читайте роман Даниила Абрамова: “Синхрореальность”, готовится к выходу в 2025 году.


Рецензии