Полетаем

В те времена (не знаю как сейчас) налёт на 3-й класс составлял 250 часов.  Из нас, будущих выпускников Барнаульского ВВАУЛ 1977 года создали группу лидеров из 5 курсантов и решили выпустить из училища с третьим классом. Летчиков- инженеров из лётных училищ ВВС выпускали без класса. Значок лётчика был пуст.

Две эскадрильи тогда у нас выпускались на самолёте Як-28, а одна на самолёте Ил-28. А чтобы не тратить время и полёты на вывозную программу нас на четвёртом курсе определили летать на самолёте Ил-28.

Программа полётов была повышенная. Даже в стартовый наряд назначались мы изредка, а в суточный – только в выходные.
Лётчиком-инструктором на третьем курсе был капитан Котренко Борис Глебович, он же продолжил наше лётное обучение на четвёртом курсе.

Наша лётная практика кончилась тем, что при выпуске из училища налёт у меня был (открываем лётную книжку): 289 часов 38 минут! Казалось бы - есть третий класс! Так, и боевого применения полетов на полигон хватало. Однако, по каким-то бюрократическим проблемам класс нам присвоен не был.

После выпуска из училища в полку первые полёты со мной выполнил старший лётчик-инструктор Никулин Владимир Андреевич, затем командир авиационного звена Баженов Николай Александрович и потом командир авиационной эскадрильи подполковник Набок Сергей Яковлевич. Комэска долго меня по зоне гонял. Заходим на посадку – самолёт «пустой». Посадочная скорость должна быть поменьше. Я перед выравниваем убираю обороты, РУДы не идут. Думаю, наверное, заклинило. Ну, я резко дернул, и убрал двигатели на малый газ. Дальше, как учили. ВВП коснулись у посадочного «Т».
 
Замечаний не было, а может и были – не помню.
А через некоторое время от старших товарищей узнаю, что комэска на разборе полётов долго возмущался, что какой-то лейтенант у меня подполковника лётчика-инструктора первого класса на посадке отобрал РУДы. 

А класс я потом получил.

Но это отдельная история.

Каждый месяц на подведении итогов работы полка в разделе «лётная подготовка» звучало, что такой-то лётчик (это про меня) к сдаче на очередной класс готов, но не хватает полётов ночью. Какие могут быть ночные полёты, если идет вывозная программа с курсантами. Я обратился к заму полка по лётной подготовке (У которого я вёл его журнал тренажей и другую очень нужную документацию): "А разрешите мне ночные полёты летать с другой эскадрильей?" Он: "Разрешаю".
Спланировали мне ночь с другой эскадрильей. Я к своему комэски. Он сказал так: «А меня твоя ночь (далее идут очень нелитературные слова), короче не волнует. Кто будет летать с курсантами?». 
Не запретил — значит разрешил. Первую ночную смену я отлетал. Тут же в стартовом домике на один час отрубаюсь. Приезжают на полёты наши. А доктор то уже другой. Он меня к полётам допускает.  И я отлетал ещё одну лётную смену с курсантами.
В военный городок смысла возвращаться нет – впереди ещё одна ночная лётная смена. Продолжалось это ровно неделю. Налёт набрал. Доктора не вычислили.
Сейчас вспоминаю: вот здоровье какое было!
   
Открываем лётную книжку: «Приказом Министра Обороны СССР № хх122 от 14.08.80 года присвоена квалификация «Военный лётчик-инструктор первого класса». Был я тогда в звании старший лейтенант.

Второй и первый класс был присвоен в один год. После чего был приказ МО СССР №   хх123: "Представлять в один год на два класса запрещаю". 

Далее были освоены самолёты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29.

А на Як-28 так я не полетал. Обидно...
   


Рецензии
Нынче в моде "малая авиация", а вернее одноразовая...

Андрей Бухаров   03.09.2025 20:18     Заявить о нарушении