Последняя беседа Спасителя с учениками

               

     За день до крестной Своей смерти Спаситель пожелал в последний раз вкусить Пасху со Своими учениками.  Пасха была установлена Моисеем в память избавления евреев из Египта.  Они заклали агнца и это заклание означало будущую крестную смерть Спасителя за всех людей.
     Теперь пришло время исполнения этого преобразования;  Спаситель шёл на крестную смерть.  Перед тем, как расстаться со Своими учениками, Он вкусив в последний раз с ними ветхозаветную Пасху, учредил Пасху новую, дал ученикам Своим, а через них и всем нам, вкушать под видом хлеба и вина, Тело и Кровь Свою.  Как скорбели ученики, слыша о том, что будет пролита кровь их Божественного Учителя;  сердца их были наполнены смущением м страхом при мысли о будущих страданиях Его.  К довершению их скорби, между ними, в тесном кружке учеников, избранных Господом, нашёлся и предатель Иуда;  ученик который повсюду следовал за Спасителем, слышал Его учение, видел Его чудеса, решился за несколько серебряных монет предать Его врагам.  Спаситель и ему так же умыл ноги, исполняя перед ним должность раба.
     Как были тронуты и смущены прочие апостолы, когда они увидели, Что Учитель их и Господь, Которого чудеса они так часто видели, над Которым отверзлось небо, с Которым беседовали Ангелы,  -  смиренно умывал ноги им, бедным рыбакам галилейским!  «Если Господь и Учитель умыл вам ноги,  -  сказал Спаситель,  -  то и вы так же поступайте друг с другом».
     Вскоре после того Иуда вышел из комнаты, чтобы исполнить своё злое намерение.  Тогда Спаситель, зная, что час Его страдания приближается, сказал : «Дети Мои!  Мне недолго уже быть с вами.  Вы будете Меня искать, но вам нельзя будет пойти туда, куда Я иду.  Я даю вам новую заповедь.  Любите друг друга, как Я вас возлюбил.  По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга».  Апостол Пётр, отличавшийся пылкой любовью к своему Учителю спросил : «Куда же Ты идёшь?»  -  «Куда Я иду, ты не можешь идти теперь, --отвечал Иисус,  -  а пойдёшь после за Мною».  Этими словами Спаситель говорил о крестной Своей смерти и о том, что Пётр умрёт такой же смертью.  Но, в это время Пётр не мог ещё понять сих слов Господних и сказал: «Почему мне нельзя теперь идти за Тобою?  Ты знаешь, что я готов жизнь свою положить за Тебя!»   -  «Ты за Меня положишь жизнь ?  -  отвечал Спаситель  -  Истинно говорю тебе:  не пропоёт петух, как ты три раза отречёшься от Меня в эту ночь».
     И вот Господь, видя их глубокую печаль, стал утешать их.  Он долго беседовал с ними, наставлял их в вере, предсказывал будущее.  Эта беседа подробно передана нам евангелистом Иоанном.
     Спаситель говорил : «Да не смутится сердце ваше;  веруйте в Бога и в Меня веруйте.  В доме Отца Моего много обителей.  Я иду приготовить место вам.  Вы знаете, куда Я иду и путь знаете».
Апостол Фома сказал: «Господи!  Мы не знаем, куда идёшь Ты и пути этого не знаем». Из этих слов видно, что апостолы не вполне ещё понимали учение Христово;  они не знали, что Спаситель идёт на небо и что дорога туда для нас  -  вера и исполнение воли Божией.  Спаситель отвечал Фоме : «Я есмь путь и истина и жизнь;  никто не приходит к Отцу, как только через Меня».  Тогда другой ученик Филипп сказал : «Покажи нам Отца и довольно с нас»  -  «Сколько времени Я с вами,  -  отвечал Господь,  -  и ты еще не знаешь Меня, Филипп?  Видевший Меня,  видел и Отца.  Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?  Слова, которые говорю Я, говорю не от Себя;  Отец, Который во Мне пребывает, творит дела».
     Сказав о единосущии Своём с Богом Отцом, спаситель сказал о третьем Лице Святой Троицы  -  о Духе Святом, исходящем от Бога Отца, Который придёт для наставления и утешения учеников. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.  И Я умолю Отца и Он даст вам другого Утешителя, Который вечно будет с вами, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его;  а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и будет в вас.  Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё;  и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим.  Не любящий Меня не соблюдает слов Моих;  слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца.  Я вам это говорю, пока Я с вами.  Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.  Мир оставляю вам, мир Мой даю вам;  не так, как мир даёт;  да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
     Что обещал Спаситель, то и случилось вскоре после Его вознесения.  Дух Святой сообщается нам в Таинстве Миропомазания, которое совершается после Крещения.
     Но, вселится ли в нас Дух Святой, если мы не исполняем заповедей Божиих?  -  Конечно, нет.  Мы дурными мыслями и делами отдаляем Его от себя.  Спаситель сказал: « Мы, (т.е. Пресвятая Единосущная Троица) будем жить в сердце человека, который любит Бога и исполняет волю Его».  Итак, пойдём к Нему с верою и Он наполнит сердца наши святостью и радостью Своей.  Эта радость  -  тот блаженный мир, который даёт Господь ученикам Своим;  это  -  тишина спокойной совести, любовь ко всем людям и блаженное чувство любви к Богу, которое мы будем вполне чувствовать только на небе, но которое и на земле испытывают добрые люди.
     «Если бы вы любили Меня,  -  продолжал Спаситель,   -   то радовались бы, что Я сказал:  иду к  Отцу.  Я сказал вам, что будет, прежде, нежели сбылось, чтобы вы поверили, когда сбудется и чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю.  Встаньте, пойдём отсюда».
     Сказав эти слова, Спаситель встал и пошёл в сад Гефсиманский, куда часто ходил молиться.  Он знал, что там будет искать Его предатель и шёл навстречу к мучителям Своим.  На пути Он продолжал беседу Свою и говорил ученика : «Я виноградная лоза и Отец Мой виноградарь.  Всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;  и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы больше принесла плода.  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам.  Будьте во Мне и Я в вас.  Ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе:  так и вы, если не будете во Мне.  Я лоза, а вы ветви:  кто во Мне и Я в нём, тот много приносит плода, но без Меня не может ничего сделать.  Кто не пребудет во Мне, тот низвергнется вон, как негодная ветвь и засохнет.  Такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают».
     Человек, дела и мысли которого не основаны на крепком корне учения Христова, становится как бы  неспособным к добру.  Он поддаётся дурным наклонностям и страстям своим, за что наконец, постигает его наказание Божие.  Как должны мы стараться о том, чтобы быть нам плодоносными ветвями на лозе Господней!
     «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего не пожелаете, просите, и дано будет вам.  Тем прославится Отец Мой, если вы много принесёте плода и будете Моими учениками.  Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас.  Пребудьте в любви Моей так, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в любви Его.  Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
     Сия заповедь Моя, да любите друг друга, как Я вас возлюбил.  Нет больше той любви, как душу свою положить за друзей своих.  Вы друзья Мои, если будете исполнять то, что Я вам заповедую.  Я не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает господин его;  но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.
      Не вы Меня избрали,  -  продолжал Господь,   -  а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш оставался.  Если мир будет вас ненавидеть, то помните, что Меня возненавидел прежде вас;  Если Меня гнали, будут гнать и вас;  если слово Моё соблюдали, то будут соблюдать и ваше.  Вас будут гнать и предавать смерти.  Но, всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Того, Который Меня послал.  Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха;  а теперь не имеют извинения в грехе своём.  Они видели дела, которые Я сотворил, и возненавидели Меня и Отца Моего.
     Когда же придёт Утешитель, Которого Я пришлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.  А так же и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мной».
     Святые апостолы исполнили то, что заповедал им Спаситель.  Они возвестили по всему миру жизнь и смерть Спасителя;  они претерпели мучения и приняли смерть за то, что проповедовали слово Его.  За ними и другие мученики и святые проповедовали учение Спасителя и они так же не побоялись страшных гонений и мук.  Никто теперь нас не преследует и не гонит за исполнение воли Божией, и как мало мы стараемся о том, чтобы быть верными учениками Иисуса Христа?  Если мы не исправимся, то ещё больше, чем иудеи, заслужили осуждение Спасителя и нам не будет извинения в грехе нашем.
     Спаситель предсказывал ученикам, что когда наступит час Его страданий, все они рассеются, все Его оставят.  Он был один перед Пилатом.  На кресте, в час  душевной и телесной муки, Он воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня!»   Таким жестоким страданием Спаситель искупил грехи наши и заслужил для нас прощение у Бога.  Но, Он не хотел, чтобы учеников Его мучило чувство собственной их слабости и потому говорил:  «Я вам всё это предсказываю, чтобы душа ваша имела покой во Мне».
     Спаситель окончил беседу Свою.  Уже воины, искавшие Его, были недалеко;  скоро и ученики Его рассеются и оставят Его.  Прежде разлуки с ними Он стал о них молиться.  Он возвёл очи Свои к небу и сказал : «Отец Мой! Пришёл час, прославь Сына твоего, да и Сын Твой прославит Тебя:  так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.  Сия же есть жизнь вечная, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа.  Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.  И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.  Я возвестил имя Твоё людям, которых Ты дал Мне от мира;  они Твои были и Ты Мне их дал и они сохранили слово Твоё.  Теперь уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, есть от Тебя.  Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал Им;  и они приняли и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя, и уверовали, что Ты Меня послал.  Я о них молю, о тех, которых Ты дал Мне.  Я уже не в мире, но они ещё в мире, а Я иду к Тебе.  Отче Святый!  Соблюди их во имя Твоё.  Когда Я был с ними в мире, то никто из них не погиб, кроме сына погибели. Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла.  Они не от мира, как и Я не от мира.  Святи их истиной Твоей;  слово Твоё есть истина.  Как Ты послал Меня в мир, так и Я посылаю их.
     Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да все будут едино :  как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино;  да уверует мир, что Ты Меня послал.  И славу, которую Ты Мне дал, Я даю им:  да будет едино, как мы едино.  Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны во едино, и да познает мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил.  Отче!  Которых Ты Мне дал, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты Мне дал, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.  Отче праведный!  Мир Тебя не познал;  а Я познал Тебя и сии познали, что Ты Меня послал.  Я открыл им имя Твоё, и открою, да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

    
.
    


Рецензии