Присоединение Сахалина. 1855-1875
Важно, что о существовании острова знали на Руси минимум с 1640-х гг., когда отряд казачьего атамана Василия Пояркова достиг устья Амура и увидел на другой стороне пролива землю. Поскольку экспедиций на острой направлено не было, долгое время не было известно является ли земля островом, полуостровом или вовсе отдельным материков. Поярков узнал от местных «гиляков», что по другую стороны моря есть богатая земля, которую населяют «волосатые люди», которые получили название айны. Приблизительно в это же время голландский мореплаватель Маартен Де Фриз, исследовавший Тихий Океан по поручению Голландской Ост-Индской компании также достиг территории Сахалина. По его мнению, остров был продолжением японского острова Хоккайдо. Европейцы и сегодня утверждают, что именно Де Фриз стал первым европейцем, ступившим на территорию Сахалина. Но территории так и не были освоены.
Исследования этих земель продолжались долго, но в силу противоречий между великими державами, конфликтами, установлением Нерчинского договора с Китаем, согласно которого было запрещено перемещаться по устью Амура, территория Сахалина оставалась неисследованной и нетронутой до 1840-х гг. Во всяком случае так было для России. Китайцы активно торговали с народами Сахалина, получили представление о его географии и населении, создали они и карту Сахалина. Аналогично относились к Сахалину и японцы, также торговавшие с местными народами, несмотря на политику самоизоляции от контактов с европейцами.
Но российский интерес к Сахалину был всегда актуален в связи с тем, что русские исследователи тяготились невозможность перемещаться по устью Амура на основании договоренностей с Китаем. Именно в этот момент, в 1840-е гг., представитель костромского мелкопоместного рода Геннадий Невельский решил исследовать Дальний Восток во многом под влиянием Крузенштерна, который был директором корпуса, в котором обучался Невельский. Именно он выступил инициатором организации экспедиции по освоению Сахалина и вообще исследованию региона с целью понять его географические и иные параметры.
По сути экспедиция Невельского была авантюрой. Он не получил правительственных ассигнований на экспедицию, разрешения на исследование острова. Лишь моральная поддержка губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева давала Невельскому какую-то помощь.
Экспедиция должна была поначалу дать понять географические контуры Сахалина. Она продолжалась 22 дня и в ней принимали участие моряки корабля «Байкал», среди которых был будущий военный губернатор Приморья Петр Казакевич. Узнав, что Сахалин остров, а также о наличии пролива Невельский с командой вернулись к Муравьеву.
В июне 1849 года на встрече с губернатором Муравьевым Невельский заявил «Сахалин остров, вход в лиман и реку Амур возможны для мореходных судов с севера и юга! Вековое заблуждение положительно рассеяно».
В течение нескольких лет русские экспедиции под командованием Невельского исследовали северо-западную частью острова. Это приводило к конфликтам с китайцами, которые считали положения Нерчинского договора необходимыми к исполнению. Более того, вскоре после поражения Китая в опиумной войне европейцы стали все чаще исследовать данные земли и подходить к Сахалину.
В этих условиях в 1853 году было принято решение о необходимости занять весь остров. Летом 1853 года к обоим берегам Татарского пролива были направлены суда, члены которых основали несколько постов. В Императорской бухте был основан будущий пост Советский. Осенью 1853 года корабль «Николай I» дошел до пролива Анива в южной части острова. «К 8 часам утра 4 октября «Николай» подошел к берегу на пушечный выстрел. <...> После того как на берегу были установлены два орудия и сооружен флагшток для подъема флага, команда выстроилась во фронт... Помолясь с коленопреклонением богу, причем японцы и айны инстинктивно сняли шляпы, я вместе с Н.В. Буссе при криках ура и залпе из ружей и орудий поднял русский военный флаг». На Аниве был создан пост Муравьевский позже получивший название Корсаков по имени друга и сподвижника Невельского и ближайшего помощника губернатора Муравьева. Именно здесь был впервые поднят российский флаг над Сахалином. Это произошло 4 октября 1853 года.
Но эти события разворачивались во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., когда российские поселения были под угрозой нападения со стороны англо-французских эскадр, бывших противниками России, и господствовавших на Тихом океане. 30 мая 1854 года Муравьевский пост (Корсаков) был снят. Но принадлежность острова оставалась под вопросом.
Официально, ни одна из стран не претендовала на него, но и не отказывалась. В 1855 году между Россией и Японией был подписан Симодский трактат о дружбе и границе, согласно которому Сахалин рассматривался как совместное владение обеих стран. «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается острова Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» - говорилось в трактате.
Однако, японцы были настроены против влияния России. Они даже предоставляли свои порты для квартирования и размещения англо-французских эскадр. Это явно говорило об антироссийском настрое военного правительства Японии. Более того, остров Уруп, по которому проходила русско-японская граница, был оккупирован англо-французскими военными в 1855 году и он был объявлен открытым для британских судов.
После окончания Крымской войны в 1856 году Уруп был возвращен России, но Сахалин оставался неразделенным владением двух стран. Разделение сфер влияния продолжалось долго. Японцы использовали южную часть острова лишь во время сезона рыболовства. В 1862 в Санкт-Петербург прибыл японский посол Такэноути, который предложил разделить остров по 50-й параллели или предложил долгосрочную аренду на южную часть острова. Но взаимоотношения между странами все же оставались напряженными. К тому моменту Россия отказалась от всех южных Курил и Итурупа в пользу Японии, поэтому сохранение Сахалина под российским флагом было главным условием страны.
Лишь 10 (22) августа 1875 года между двумя странами был подписан Санкт-Петербургский договор, который иногда называют договором «об обмене территориями». Согласно нему, Сахалин стал неотъемлемой частью России, в то время как Японии была передана группа из 18 островов, а новая граница была установлена через пролив между мысом Лопаткой и островом Шумшу.
«Его Величество Император Японский, за Себя и Своих наследников, уступает Его Величеству Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалина (Крафто), которою он ныне владеет, со всеми верховными правами, истекающими из этого владения, так что отныне означенный остров Сахалин (Крафто) весь вполне будет принадлежать Российской Империи и пограничная черта между Империями Российскою и Японскою будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив», говорилось в договоре.
Так к России был присоединен Сахалин.
Свидетельство о публикации №225083100872