Освоение Камчатки. 1650-1740
На территории Камчатки никогда никто не создавал государства или протогосударственных образований. Коренные народы (коряки, камчадалы, алюторцы) были заняты собирательством, рыболовством. Они жили небольшими поселениями и очень часто вблизи морских окраин.
Поэтому когда русские землепроходцы приступили к освоению местных земель, то они не встречали признаков другой культуры или развитого государства на Камчатке.
Первые проникновения на территорию Камчатки датируются серединой XVII века.
Первым среди них был помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин, родившийся на территории нынешней Архангельской области в районе реки Пинега, что является правым притоком Северной Двины. Современник и соратник другого знаменитого исследователя Семена Дежнёва Стадухин был первым русским путешественником, достигшим территорий Колымы, Анадыря и северной части Охотского моря. Его экспедиция на Камчатку состоялась в 1650 году. Это стало первой попыткой освоить эти земли.
Исследовательский подвиг Стадухина повторяли другие исследователи. Уже в 1661 году состоялась длительная двугодичная экспедиция Ивана Рубца на территорию Камчатского края. Но все эти экспедиции стремились лишь к освоению приморских территорий края. Практически никто из исследователей не рисковал вступить вглубь полуострова. Хотя на Камчатке за эти годы побыли казаки Лука Семенович Морозко и Иван Осипович Голыгин, которые прибыли в Анадырский острог с финансовой задачей собрать «ясашный збор».
Отчаянную, но решительную экспедицию вглубь полуострова предпринял в 1697 году якутский казак и приказчик Анадыкого острога Владимир Васильевич Атласов. В 1697-1698 гг. Атласов во главе отряда русских казаков и крестьян, а также юкагиров вступил на территорию Камчатского края. В походе приняли участие 120 человек, из них 60 казаков и 60 юкагиров. Поначалу экспедиция разделилась на два отряда, каждый из которых совершил небольшой переход по западной и восточной части полуострова, а затем они соединились в центральной части Камчатки. За который срок отряд Атласов захватил 4 корякских острога, поставили памятный крест на реке Канучь и заложили Вернекамчатский острог. Экспедиция дошла до самой южной оконечности Камчатки. Именно там отряд Атласов впервые в русской истории увидел ранее неизвестные Курильские острова.
По возвращении из экспедиции Атласов в Якутском остроге принялся систематизировать данные своих исследований. Он написал небольшое, но крайне подробные «сказки». В них он сообщил о рельефе, флоре и фауне полуострова, населении. Заметил Атласов и то, что за Курильскими острова лежало другое «чудное Нифонское царство», как тогда называли Японию. Одновременно Атласов составил первую подробную карту Камчатки.
За эту экспедицию Пушкин назвал Атласова «Камчатским Ермаком», а другой исследователь Камчатки Степан Крашенинников, написавший книгу «Описание земли Камчатки» (1755) назвал Атласов «обретателем Камчатки».
Но на этом освоение Камчатки не закончилось. В XVIII веке исследователи вновь и вновь совершали экспедиции на территорию полуострова. Так в 1737 году на Камчатку должны были попасть немецкие исследователи Миллер и Гмелин, бывшие частью команды Витуса Беринга. Но вместо себя они направили на полуостров Степана Крашенинникова для «чинения там всяких обсерваций и исследований и для приуготовления, что в тех краях к прибытию нашему потребно». По словам Гмелина Крашенинников «во всех отношениях отличался от своих собратьев своим трудолюбием и желанием все порученное ему точновыполнить и добрая воля которого была нам известна благодаря многочисленным испытаниям».
Экспедиция Крашенинникова могла закончиться, даже не начавшись. Потому что 16 октября 1737 года когда парусный бот «Фортуна» подошел к Камчатским берегам начался шторм, во время которого бот потерпел крушение, а исследователь остался без еды, воды и снаряжения. И тем не менее из устья реки Большой на лодках, выдолбленных из дерева Крашенинников направился до Большерецкого острога, который к тому моменту был административным центром края.
Крашенинников пробыл на полуострове 4 года и в одиночку смог собрать огромный материал об истории и жизни края. Он изучал растительный мир, природу, животных, языки народов Камчатки, осмотрел горячие ключи на притоке реки Бааню, описал полуострова на восточной части Камчатки, проследил течение крупных рек, в частности, одноименной Камчатки, исследователь абсолютно все вулканы, в том числе знаменитую Ключевскую сопку. Побывал он и на «Курильской землице», впервые открыл и описал полуметровые гейзеры в долине Паужетки. Свои огромные открытие Крашенинников задокументировал и впоследствии, уже проживая в Санкт-Петербурге, где он работал в Ботаническом саду при Академии наук, он издал книгу «Описание земли Камчатки».
Так происходило освоение Камчатки.
Свидетельство о публикации №225083100876