Кликуши
Первые упоминания о подобных припадках, хотя и не обязательно называемых «кликушеством» встречаются ещё в XI веке, но массовое распространение явления приходится на XVI-XVIII века. В это время на фоне церковного раскола после реформ Никона и роста суеверий, кликушество достигло своего апогея. Неистовые звуки, часто сопровождающиеся странными выкриками и жестами, напоминали звериные – это отмечали многие источники, что свидетельствует о сильном впечатлении, которое производили кликуши на сознание людей того времени.
По сути, во время припадка в женщину, как более уязвимую к воздействию иного духа, вселяется нечистая сила, и она становится рупором дьявола. Данное явление порождало веру в пророческую силу слов, произносимых кликушей в состоянии экстаза. Люди обращались к ним, надеясь узнать желаемое и предсказать будущее. Более того, считалось, что кликушество – результат наведённой порчи, а крики женщины во время припадка – имена тех, кто её наслал. Это имело далеко идущие последствия. В XVII веке людей, имена которых упоминались кликушами, подвергали суду, пыткам и обвиняли в колдовстве. Вина доказывалась нередко на основании показаний «очевидцев», внушаемых и подверженных суеверию. Даже косвенное упоминание могло стать смертельно опасным. Сами же кликуши, как правило, ограничивались отчитыванием.
Кликуш жалели и оказывали им помощь, что создавало почву для мошенничества. Недобросовестные люди научились имитировать приступы кликушества, чтобы получать материальную выгоду. Они искусно изображали симптомы, играя на общественном сочувствии и суевериях. Выгода от этого могла быть значительной, поскольку помощь кликушам часто выражалась не только в пище и одежде, но и в денежных пожертвованиях. Расцвет мошенничества свидетельствует о том, что социальная реакция на кликушество была предсказуема и легко эксплуатировалась.
Однако ситуация изменилась с приходом Петра I. Царь, видевший в кликушестве частое притворство с целью оговора невиновных, изменил подход к этой проблеме. Указ 1715 года предписывал розыск и допрос кликуш, а последующие указы 1716 и 1721 годов возлагали ответственность за расследование на архиереев, передавая дела кликуш в ведение светских судов. Кликушество продолжало процветать, а духовенство не всегда было заинтересовано в его искоренении. Указ 1737 года (в период правления Анны Иоанновны), отмечая распространение кликушества и попустительство ему в церковных учреждениях, ещё раз подтвердил обязанность духовенства бороться с этим явлением, угрожая лишением сана за утаивание информации о кликушах. Все ранее перечисленные указы были жёстким сигналом, направленным на то, чтобы заставить церковных служителей более ответственно относиться к пресечению кликушества и не покрывать одержимых, которые сеяли хаос в обществе.
Борьба Петра I с кликушеством была частью его масштабной программы по модернизации России и утверждению рационалистических принципов в обществе. Он стремился освободить страну от суеверий и предрассудков, видя в них препятствие для прогресса и развития. Несмотря на все усилия, искоренить кликушество полностью не удалось, явление продолжало существовать, принимая новые формы и адаптируясь к меняющимся условиям.
В наше время кликуши никуда не делись. Если раньше кликуш можно было встретить на улице или у стен храма, то сегодня они заявляют о себе в сообществах оккультистов, на сектантских собраниях и в онлайн-чатах. Вы легко их заметите по их неадекватному поведению. В сектах кликушество может быть спровоцировано манипуляциями лидеров, использованием техник контроля сознания и создания атмосферы страха и вины. Под воздействием бесовской силы сектынты могут впадать в транс, испытывать видения и проявлять признаки психических заболеваний. Интересно отметить, что современная церковная традиция старается различать кликушество, беснование и юродство, видя в них разные проявления, обусловленные различными причинами. В то время как некоторые исследователи видят в кликушестве проявление массовой истерии, другие склонны искать корни в психических расстройствах, сочетающихся с влиянием социальных и религиозных факторов.
Свидетельство о публикации №225083100997