1 сентября-1

.
















31-го августа днём я пришёл к Сашке Булину.
У меня был выходной - не поехал за грибами.
Устал.
Выспался до обеда, как всегда, когда высыпаюсь.
Тепло.
Солнечно.
Лето.
Чая попил.
Вышел.
Пошёл к Сашке.
Тихо, никого.
За пятиэтажку, влево-наискось кустами-пустырём с горки, влево - тенистой улицей деревянных домов.
Малолюдное направление в сторону рынка в центре.
Параллельно центральной дороге в стороне.
Домишки слева.
Мимо гаражей, а потом - болотца-пруда перед этими домиками справа.
Высокие ивы.
Тихо, солнце подсвечивает.
Тень и тени.
Асфальтовая дорожка поперёк - за озерцом, и небольшой тесной мрачноватой группой старых деревьев за ним.
Влево асфальт - в горку, к хлебному, который стоит вдоль главной дороги.
Вправо - огибает болотце и опять вправо - по другой стороне улочки, которой я иду - за болотцем, за гаражами - к другому асфальту - от которого все эти улочки начинаются.
Вдоль которого стоит наша пятиэтажка.
Раз я тут живу - улицы начинаются отсюда.

Улочка, по которой я иду - шириной под сотню метров.
Когда-то между рядами домов был длинный луг с озерцами-болотцами.
Это была большая деревня с широченной улицей.
На этой поляне-улице - паслась скотина и птица.
Выходила улица к подъёму с огромной рыночной площадью, и двумя церквями по бокам площади.
С другой стороны дорога уходила опять вниз - в пойму.
По пойме - два километра - к перевозу.
Там огромная река и большой город.

Теперь - на площади сосредоточения городского транспорта.
Вместо церкви слева - школа - моя первая школа.
Церковь - мастерские.

Вместо церкви справа - контора рынка.
В бывшей сторожке.
Весы там выдают торгующим.
Судя по огромным арочным окнам - каменный мясной павильон - это церковь и есть.
Вокруг - большая территория рынка - почти пустая всю неделю, до выходных - пока люди работают.
Рынок тянется слева вдоль площади.
В заборе - ларьки.
Соки.
Кондитерские изделия.
Газеты.

Мне среди недели на пустом рынке искать нечего.
Я не туда.
Я только болотце прошёл - теперь улочка сама превратилась в длинную пыльную площадь.
Во все стороны наискось колеи в песке - кому куда удобно проехать.
Вот я шёл между домиками и болотцем - тут и машина может проехать - дрова привезти.
А на другой стороне - за болотцем - вечерка.
Там и асфальт.
Идёт той стороной от другой дороги и тут закругляется - к центральной.
Два выхода в улицу от болотца получается, не считая переулка.
А дальше, в двухстах метрах - широкая площадь песка и пустыря опять заканчивается.
Перегородили домиками более поздней постройки - когда деревни тут срослись в городишко.
И тут с этой широченной улочки опять три выхода.
Мне почти сюда надо было.
Трёх домов справа не доходя до разъезда.

Выспался.
Належался.
Попил чая.
Вылез.
Пошёл.
Хожу всегда довольно скоро - сам тощий, а ноги сильные.
Дома сидеть не охота было.
Куда ?
К Сашке.
От нечего делать.
Ничего не хотелось как бы.
Со сна.
От пустоты и бардака в квартире.
Или только пустоты.
Большого бардака нет.
Никого нет.
Зато мать не орёт.
На работе.

У Сашки огород, кролики и пр.
Брага, сигареты без фильтра.
Чёрный хлеб, маргарин, ливерная колбаса, самая дешёвая рыба.

И тут Сашка, между чаем и рыбой, говорит - поехали за клюквой !

Я подскочил - и бегом домой.

Бегом одел рабочие штаны, резиновые сапоги, поверх единственной рубашки - куртку-ветровку, сшитую матерью.
Спички, коробок с солью, сигареты, нож хлебный, хлеб, стеклянную бутылку из-под вина 0,7 с чаем, и пр.
Бегом как волчок вертелся по квартире.
Первый раз за клюквой.
С ночёвкой в лес.

Прибежал к Сашке с двумя корзинами.
Сашка говорит, что в четыре надо выходить.
Взял своих огурцов, батон, колбасы ливерной.
Ради такого случая бутылку лимонада купил с собой - 0,5.

Дошли до рынка - это пара минут.
Автобус дождались - надо 10 км по городку проехать до железной дороги.
Там станция - электричка.
Надо дождаться электричку от города и проехать две остановки.
В том посёлке, где торф перегружают с узкоколейки - выйти.

Электричка - битком.
Вышли - с нами толпа вышла - и все бегут.
Парашютисты - с рюкзаками за спиной.
Тёти, дяди, дедушки, бабушки.
Сашка говорит - быстрее !

Километра полтора чесали улицей деревенской с толпой.
Узкоколейка.
Пошли вправо - вдоль неё.
Поезд стоит.
Маленькие мятые вагоны.

Заскочили в вагончик и смогли сесть.
Всё - в два раза меньше, чем в обычной электричке.
Вагончики ржавые с зелёной краской.
Тамбур как туалет и даже уже.
Чёрный.
Или бардовый.
Туалет есть.
Унитаз и дыра под ним.
Железный закуток.
Кто в вагон не уместился - на унитазе сидел.
Кто на унитаз не уместился - в тамбуре стоял.

Жарко однако.
Бежать ещё жарче.
С корзинами - ещё.

Но сели на места.
Сашка говорит - иногда и на полу под лавками люди ложатся.
Вагон изнутри зелёный - деревянный.
Лавки деревянные - жёлтые. лакированные.
Тесно и душно.

Сидели так часа полтора.
Пока народ набивался.
Ещё много электричек с города проехало.
Курили на улице по очереди.
10 вагонов.
Платформа - полоска асфальта.
Вокруг - массовое гулянье.
Мешки, сапоги, чай, пирожки, водка, банки с пивом, курят все.
Романтично.

С одной стороны посёлок, с другой - устройство для перевалки торфа из вагончиков узкоколейки в вагоны на обычных теперь рельсах.
Рельсы, вагоны, и т.п.
Вагончик с торфом - меньше трамвая размером.
В большой железный цилиндр заезжает - и тот его переворачивает вверх колёсами, как железную коробку.

Потом торф едет на электростанцию - на тепловую - гореть едет торф.

В восемь вечера поехали.
Сумерки.
Солнце скрылось.
Красиво.
Прохлада.
Природа.
Воздух свежий, чистый.

Проехали какие-то технические постройки, два двухэтажника, свернули влево - в сторону от посёлка.
Железная дорога - как тропинка - шпалы деревянные вросли в землю.
Насыпи нет - как трамвай в городе - рельсы в травке.
Травка зелёная - нетоптаная - поезд траву не топчет, а больше тут ходить некому почти.
Вагоны качаются - шпалы под вагонами качаются.
Везёт паровозик - с дизелем.
Размером с пол трамвая - паровозик.
Колёса стучат.
Между вагонами - пол метра.
Можно перелазить из двери в дверь по воздуху - с боку от вагона.

Свернули от посёлка - пустые места заросшие травой.
Поля со снятым с них торфом.
Огромные.
Квадратные.
Торф, здоровые кочки яркой сочной травы.
Заросли розового Иван-Чая.
На границах - стены из зарослей берёзы.
Жёлто-зелёные.
Природа.

Вдоль узкоколейки - то берёзы, то бесконечная вода - после выемки торфа - где толстые пласты торфа были.
Посёлок тот - на краю огромных торфяных болот.
С войны торф добывали.
Теперь копают за 100 км от посёлка - всё на восток и на восток продвигались.
Узкоколейка - 110 км.

Скорость - 20 км в чай.
Колёса стучат, вагон качается, воздух свежий, тихо (относительно), вечереет.
Берёзы, озёра, дали, никого.

Несколько раз вылазил в тамбур покурить у открытой двери.
Природа, красота, романтика.

Только четыре часа так трястись надоедает.
Одно и тоже надоедает.
Да ещё в темноте большую часть пути.
И в вагончике - почти темнота.
Спать сидя плохо.
Не спать скучно.
Без самогона.
Без балалайки.
Потому что к девяти-десяти вечера все устают - не до разговоров уже становится.

С самого начала иногда были остановки около ближайших лесных деревень.
Через 5, 10 км.
Сашка сообщал мне названия.
Сам он по этой узкоколейке катался за ягодами уже лет 20-25

То проехали широченный тракт - раскатанную песочную дорогу среди лужаек и пустошей, где в нас, в облаках пыли, чуть не влетел тяжёлый Днепр с коляской.
То, в непролазных заболоченных зарослях - железный мост через лесную речку - которая потом тёчёт лугами вокруг нашего городка.
То - местную асфальтовую дорогу на север нашего района.

Под яркой луной ехали по насыпи через непролазные болота, с огромными страшными чёрными корягами-корнями.
Там сидели водяные, кикиморы, лешие, и полуметровые хищные лягушки.

Часов в десять приехали в большой посёлок в самом дальнем углу нашего района.
Автобусы туда не ходят.
Вышли человек 50.
Сюда поезд каждый вечер приходит в это время.
А проезжает в сторону города - в пять утра.
Тут лесничество и лесорубы.
Огромная площадь, простор, песок и пыль, разбросанные постройки.
Постояли минут десять.
Тут один из разъездов.
Дорога в одну колею - надо пропускать встречный поезд с торфом.

Наш пассажирский поезд ходит раз в сутки.
В восемь вечера со стороны города.
Ночью - с конечной в сторону города.
Здесь 60-й километр.

Потом начались остановки в лесу - через пол часа, 15 минут и т.п.

87-й километр, 95-й километр, 101-й километр.

Люди сходили по 20-50 человек.
К 101-му километру подъезжали уже 1-го сентября - в половине первого ночи.
Сашка заранее сказал собираться и лезть в тамбур.
Мы пролезли к левой двери.
Сашка велел слезть на подножку, и при остановке сразу бежать вперёд и влево - к станции.
Поезд еле двигался.
Впереди толпа светила фонариками.
Потом толпа осталась с правой стороны - а перед нами пустое туманное поле с кострами и будка белая каменная под луной.
Люди начали прыгать с подножек и задние бежали и обгоняли наш вагон.
Я тоже прыгнул на землю.
Я бегаю быстрее пенсионеров.
Добежал и сел на пол в домике.
На лавке уже сидели люди.
Сашка бросил на пол рядом и велел лечь.
Рядом ложились на пол следующие влетающие в малюсенький кирпичный домик.
Внутри 4х4 метра.
Я просыпался и видел сидящих на столе и стоящих в дверях людей.
Лампочка горела под потолком - провода тянулись вдоль узкоколейки.

В шестом часу утра стало светло и все начали расходиться.
Сашка и меня повёл на болото.
У станции - поляна вытоптанная метров двести длиной и метров двадцать в ширину - до зарослей.
В домушке - телефон.
Машинист доезжает и заходит.
Крутит ручку телефона - появляется связь.
Ему из диспетчерской сообщают - можно ли ехать, или навстречу поезд идёт.
А он сообщает, где стоит.
Потом сообщает, что поехал.
Другим встречным сообщат - что этот перегон он занял, и те будут ждать на следующем разъезде.

Ехали мы на восток.
С севера - шумит что-то на торфоразработках.
С юга - просто болота.
Ближе к линии - начинают расчищать.
Квадратное пространство - вокруг канавы для сброса болотной воды - осушают.
Внутри - перемолотые сучья и корни - очищали участок с залежами торфа от растительности.
Торф и куски тонких деревьев на нём.
Огромные кочки болотной травы - как дикобразы сидят везде.
Снаружи такого поля - тропа вдоль канавы.
По тропе пошли на юг - прямо-вправо-влево.
Прошли на юг вдоль стороны второго квадрата - и для нас тропа в болото.
Сырое.
Через 100 метров - лесная дорога.
Насыпанная через болотце, которое мы переходили.
Это болотце без воды - мох и сырость.
Тропа растоптана до моховой грязи-месива.
Торфа тут нет - дно болота - песок - в полуметре под мхом поверхности.
Нетоптаный мох - как ковёр - глубоко не проваливается.
Справа - в ста метрах стена леса.
Слева - это болотце метров на триста.
За дорогой - уже более опасное болото - с глубокими топями.
Нам надо было по дороге вправо - на запад.
А прошли уже с километр от станции на юго-запад.




Во Вик





Остальное - там : http://proza.ru/2021/08/04/25











.


Рецензии