Горе от ума

(Театр «Антифон»,  режиссер Эрвин Гааз)

«О! если б кто в людей проник: ;Что хуже в них? душа или язык?»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

С театром «Антифон», расположившимся в уютном подвальчике жилого дома на Ленинградском проспекте, 26 корп. 1, я познакомилась в последний день лета. Для просмотра был выбран спектакль «Горе от ума» по пьесе Александра Сергеевича Грибоедова: чисто из любви моей к классическим произведениям в общем  и этой пьесе в частности.

Театр сразу понравился мне своей тёплой, истинно домашней атмосферой: сотрудники встречали зрителей улыбками, отвечали на вопросы тех, кто пришёл сюда в первый раз и всячески старались помочь.

Простенькая сцена без возвышения; задник с занавесом  и стеклянной дверью и великолепные, светящиеся в полумраке часы — вот, собственно, и вся  декорация.  Ах да, я забыла ещё кресло, на котором отдыхают все персонажи, кому не лень. А некоторые, особо «старые и немощные», так и норовят на нем прокатиться!
Собственно говоря, такая простая декорация  выполняют свою задачу на все сто.  Ибо сцена в театре небольшая, а все действие пьесы происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова в Москве.

Эрвин Гааз,  худрук Театра «Антифон» — безусловно, звезда этого вечера. И не только потому, что у него нынче День Рождения. Фамусов в его исполнении Воистину Прекрасен. Да-да, не смейтесь: именно такие слова мне хочется пооизнести в адрес героя, по школьным меркам отрицательного.
Все переживания отца взрослой дочери; попытки пристроить ее замуж получше, и себя при этом не забыть;  возмущение по поводу поведения так некстати явившегося Чацкого, — становятся вполне понятными даже подростковой аудитории.  И я ловлю себя на том, что иногда  сочувствую этому немолодому человеку.  Ведь если абстрагироваться от чисто школьного разбора пьесы Грибоедова, можно прийти к весьма неутешительному для Чацкого выводу…

Судите сами:  жил себе дворянин Фамусов так, как давно уже  привык; не тужил; что-то там по службе своей делал, за что сам себя очен-на уважал… Ездил  на обеды, крещения да погребения; долго переваривал все, что съел; бранил Петрушку;  пытался заигрывать со служанкой Лизонькой; строил планы насчёт удачного замужества дочери  Софьи. И вдруг, как снег на голову, является неизвестно откуда бывший воспитанник его Чацкий, коий прямо с порога начинает «лезть в чужой монастырь» со своим уставом. Да ещё и претендует, чтобы Софья, после трёхлетнего его отсутствия, продолжала относиться к нему столь же пылко и нежно, как было, когда они дружили подростками…

«А судьи — кто?» — пафосно восклицает Чацкий, роль которого очень страстно сыграл молодой артист  Владимир Дымков. При  этом Александр-свет Андреевич совершенно не задумывается о том, что и  его-то здесь никто в судьи не приглашал. Здесь и без него, выражаясь языком знаменитого  мультяшного кота Василия, «неплохо кормят».

Лирическое исступление:
Помните, как оно было у Алисы в Стране чудес?
— И никакие они не короли и королевы, это просто колода карт!
— Ну так скажи им об этом!
— Не стОит, а вдруг они не хотят это слышать?
Вот и фамусовское общество не желает ни слышать, ни знать, что оно — отжившее, реакционное и вообще бяка непорядочная…

Вот такие интересные мысли пришли мне в голову уже в первые минуты спектакля, когда Чацкий в современном молодежном прикиде влетел на сцену и принялся перекраивать естество семьи Фамусова «под себя», весьма собой любимого.
«Не правда ли, смешон?» — спрашивает он Софью уже позже, в середине действа. И я вижу, как зрители в зале кивают головами: да, он действительно смешон… как, впрочем, и все остальные персонажи этого спектакля.

Интересная находка в постановке сей — это преображение главных героев в гостей на балу у Фамусова. Так, артист Игорь Пехович успевает гениально сыграть и бабушку Хрюмкину, и Хлёстову, и Платона Платоновича Горича, морально и физически раздавленного чрезмерно «заботливой» женой. Лизонька (Полина Добрина) перевоплощается в графиню-внучку, а актриса Марина Гааз — из слуги Петрушки в арапку, собачку, княжну Мими-Зизи…
Прекрасно-безумен князь Тугоуховский, в коего превратился Скалозуб (артист Игорь Власов). А Молчалин в исполнении Тимура Водопьянова, словно воплощая в жизнь характеристику, данную ему Чацким — «в нем Загорецкий не умрет» — преображается в этого самого «мастера услужить». Браво, артисты, повеселили нас на славу!

Нужно ли учителям литературы приводить на этот спектакль своих «шестиклашек»? Безусловно, да. Весь текст Грибоедова здесь сохранен полностью, а эмоциональная игра артистов и отсыл к современности покажет подросткам, что классические пьесы — совсем даже не скучные.

Лично я в нескольких сценах не могла удержаться от смеха. И было от чего. Произнося  пламенную речь о Москве, Фамусов так расстрогался, что пропел ошалевшему от такого «путешествия во времени» Скалозубу несколько строчек из старой доброй песни «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве».  А Чацкий, в очередном обличительном своём порыве схватил гитару, и выдал  на-гора рэп-версию бессмертного текста Грибоедова. Интересно, что звучало все это вполне себе гармонично, хотя и очень смешно.

Да, да, этот спектакль — не только о «загнивающем» дворянстве начала 19 века и прогрессивно мыслящем Чацком, никак не дающем ему спокойно загнивать. Аллюзии на наш 21-й век настолько очевидны, что порой становится не по себе. Ведь каждому из нас доводилось видеть браки по расчёту, или, увы, принимать в них самое непосредственное  участие. Ну в крайнем случае, в Интернете читать или по «ящику» созерцать, как очень предприимчивый молодой человек женится на стареющей актрисе, или юная дева «сгорает от страсти» к богатому старику…

А кому-то из нас, как Чацкому,  вследствие своей инаковости или повышенного чувства справедливости, однажды «повезло» сделаться изгоем, лишиться друзей и работы…
Девушки, подобные самоуверенной Софье (актриса Евдокия Бельских) до сих пор встречаются в нашей жизни. Они далеко не глупы и весьма практичны. И диву даёшься, узнав, как легко их на самом деле «обмолчалить».

Итак, друзья, приходите в Театр «Антифон» на «Горе от ума», и взрослеющих детей своих приводите. Будет интересно и вам, и им. ОбсУдите увиденное после спектакля. Восхититесь игрой опытных артистов и молодых талантливых юношей и девушек. А кое-кто из вас наверняка вспомнит, как изучал в школе комедию Грибоедова, и как не хотелось учить  обязательный для сдачи экзамена  монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»

Если что,  в этот вечер я была вполне довольна собой. Ибо выяснила, что знаменитые слова Павла Афанасьевича про «удачно» упавшего дядю Максима Петровича я, как оказалось, помню до сих пор!


Рецензии
Добрый день, Ирина. Спасибо Вам за великолепную рецензию! Подписываюсь под каждым словом, так как тоже недавно посетила этот спектакль. От себя добавлю, что процесс смены масок, и, соответственно, ролей, продуман до мелочей и исполнен артистами виртуозно. Я видела довольно много самых разных постановок "Горе от ума", и могу свидетельствовать - комедию, причём, по-настоящему смешную, увидела впервые.

Лада Вдовина   04.09.2025 14:21     Заявить о нарушении