Горе от ума
«О! если б кто в людей проник: ;Что хуже в них? душа или язык?»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
С театром «Антифон», расположившимся в уютном подвальчике жилого дома на Ленинградском проспекте, 26 корп. 1, я познакомилась в последний день лета. Для просмотра был выбран спектакль «Горе от ума» по пьесе Александра Сергеевича Грибоедова: чисто из любви моей к классическим произведениям в общем и этой пьесе в частности.
Театр сразу понравился мне своей тёплой, истинно домашней атмосферой: сотрудники встречали зрителей улыбками, отвечали на вопросы тех, кто пришёл сюда в первый раз и всячески старались помочь.
Простенькая сцена без возвышения; задник с занавесом и стеклянной дверью и великолепные, светящиеся в полумраке часы — вот, собственно, и вся декорация. Ах да, я забыла ещё кресло, на котором отдыхают все персонажи, кому не лень. А некоторые, особо «старые и немощные», так и норовят на нем прокатиться!
Собственно говоря, такая простая декорация выполняют свою задачу на все сто. Ибо сцена в театре небольшая, а все действие пьесы происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова в Москве.
Эрвин Гааз, худрук Театра «Антифон» — безусловно, звезда этого вечера. И не только потому, что у него нынче День Рождения. Фамусов в его исполнении Воистину Прекрасен. Да-да, не смейтесь: именно такие слова мне хочется пооизнести в адрес героя, по школьным меркам отрицательного.
Все переживания отца взрослой дочери; попытки пристроить ее замуж получше, и себя при этом не забыть; возмущение по поводу поведения так некстати явившегося Чацкого, — становятся вполне понятными даже подростковой аудитории. И я ловлю себя на том, что иногда сочувствую этому немолодому человеку. Ведь если абстрагироваться от чисто школьного разбора пьесы Грибоедова, можно прийти к весьма неутешительному для Чацкого выводу…
Судите сами: жил себе дворянин Фамусов так, как давно уже привык; не тужил; что-то там по службе своей делал, за что сам себя очен-на уважал… Ездил на обеды, крещения да погребения; долго переваривал все, что съел; бранил Петрушку; пытался заигрывать со служанкой Лизонькой; строил планы насчёт удачного замужества дочери Софьи. И вдруг, как снег на голову, является неизвестно откуда бывший воспитанник его Чацкий, коий прямо с порога начинает «лезть в чужой монастырь» со своим уставом. Да ещё и претендует, чтобы Софья, после трёхлетнего его отсутствия, продолжала относиться к нему столь же пылко и нежно, как было, когда они дружили подростками…
«А судьи — кто?» — пафосно восклицает Чацкий, роль которого очень страстно сыграл молодой артист Владимир Дымков. При этом Александр-свет Андреевич совершенно не задумывается о том, что и его-то здесь никто в судьи не приглашал. Здесь и без него, выражаясь языком знаменитого мультяшного кота Василия, «неплохо кормят».
Лирическое исступление:
Помните, как оно было у Алисы в Стране чудес?
— И никакие они не короли и королевы, это просто колода карт!
— Ну так скажи им об этом!
— Не стОит, а вдруг они не хотят это слышать?
Вот и фамусовское общество не желает ни слышать, ни знать, что оно — отжившее, реакционное и вообще бяка непорядочная…
Вот такие интересные мысли пришли мне в голову уже в первые минуты спектакля, когда Чацкий в современном молодежном прикиде влетел на сцену и принялся перекраивать естество семьи Фамусова «под себя», весьма собой любимого.
«Не правда ли, смешон?» — спрашивает он Софью уже позже, в середине действа. И я вижу, как зрители в зале кивают головами: да, он действительно смешон… как, впрочем, и все остальные персонажи этого спектакля.
Интересная находка в постановке сей — это преображение главных героев в гостей на балу у Фамусова. Так, артист Игорь Пехович успевает гениально сыграть и бабушку Хрюмкину, и Хлёстову, и Платона Платоновича Горича, морально и физически раздавленного чрезмерно «заботливой» женой. Лизонька (Полина Добрина) перевоплощается в графиню-внучку, а актриса Марина Гааз — из слуги Петрушки в арапку, собачку, княжну Мими-Зизи…
Прекрасно-безумен князь Тугоуховский, в коего превратился Скалозуб (артист Игорь Власов). А Молчалин в исполнении Тимура Водопьянова, словно воплощая в жизнь характеристику, данную ему Чацким — «в нем Загорецкий не умрет» — преображается в этого самого «мастера услужить». Браво, артисты, повеселили нас на славу!
Нужно ли учителям литературы приводить на этот спектакль своих «шестиклашек»? Безусловно, да. Весь текст Грибоедова здесь сохранен полностью, а эмоциональная игра артистов и отсыл к современности покажет подросткам, что классические пьесы — совсем даже не скучные.
Лично я в нескольких сценах не могла удержаться от смеха. И было от чего. Произнося пламенную речь о Москве, Фамусов так расстрогался, что пропел ошалевшему от такого «путешествия во времени» Скалозубу несколько строчек из старой доброй песни «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». А Чацкий, в очередном обличительном своём порыве схватил гитару, и выдал на-гора рэп-версию бессмертного текста Грибоедова. Интересно, что звучало все это вполне себе гармонично, хотя и очень смешно.
Да, да, этот спектакль — не только о «загнивающем» дворянстве начала 19 века и прогрессивно мыслящем Чацком, никак не дающем ему спокойно загнивать. Аллюзии на наш 21-й век настолько очевидны, что порой становится не по себе. Ведь каждому из нас доводилось видеть браки по расчёту, или, увы, принимать в них самое непосредственное участие. Ну в крайнем случае, в Интернете читать или по «ящику» созерцать, как очень предприимчивый молодой человек женится на стареющей актрисе, или юная дева «сгорает от страсти» к богатому старику…
А кому-то из нас, как Чацкому, вследствие своей инаковости или повышенного чувства справедливости, однажды «повезло» сделаться изгоем, лишиться друзей и работы…
Девушки, подобные самоуверенной Софье (актриса Евдокия Бельских) до сих пор встречаются в нашей жизни. Они далеко не глупы и весьма практичны. И диву даёшься, узнав, как легко их на самом деле «обмолчалить».
Итак, друзья, приходите в Театр «Антифон» на «Горе от ума», и взрослеющих детей своих приводите. Будет интересно и вам, и им. ОбсУдите увиденное после спектакля. Восхититесь игрой опытных артистов и молодых талантливых юношей и девушек. А кое-кто из вас наверняка вспомнит, как изучал в школе комедию Грибоедова, и как не хотелось учить обязательный для сдачи экзамена монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»
Если что, в этот вечер я была вполне довольна собой. Ибо выяснила, что знаменитые слова Павла Афанасьевича про «удачно» упавшего дядю Максима Петровича я, как оказалось, помню до сих пор!
Свидетельство о публикации №225090101057
Лада Вдовина 04.09.2025 14:21 Заявить о нарушении