Улётный отпуск. Глава десятая
- Это кто ж так накурил? – пытаясь пошутить, спросил Борис. Он выбрался из своей палатки и подошёл к девушкам, которые уже стояли на поляне и жадно втягивали ноздрями воздух.
- Ой, Боря, Боря это, что пожар, лес горит, а мы не загоримся? – девчонки окружили Бориса и стали наперебой задавать ему вопросы. Они были женщинами, а женщины, как известно являются представителями слабого пола и, естественно, ищут защиту у сильного.
- Девушки, не паниковать, сейчас всё выясню у руководства - спокойно ответил Борис и двинулся к главному зданию базы. Девушки потянулись за ним.
У входа в главный корпус уже толпились человек десять и шумно обсуждали сложившуюся ситуацию. Особого беспокойства среди собравшихся, пока не было видно. Кто – то даже пытался шутить, но, в основном люди стояли с серьёзными лицами и ждали информацию от руководства базы. Наконец директор вышел к собравшимся и сказал.
- Товарищи спортсмены, попрошу внимания! Тридцать минут назад МЧС по спутниковому телефону передало нам тревожную информацию. Примерно в двадцати километрах от нас горит тайга. Горит очень сильно. Пожар идёт верхом, а это, как известно самый опасный вид горения. Более того, огонь двигается в нашу сторону. Они выслали в зону горения вертолёт и всю ночь пытались бороться с огнём, но бороться ночью, вы же понимаете. Пока результаты не утешительные. Как назло, на пути огня нет крупных водоёмов. Ближайшая преграда огню – это наша река. Мелкие ручьи и речушки огонь перепрыгивает, как бегун с барьерами. Шоссейные дороги в нашу сторону перекрыты. В сторону Абазы МЧС пока пропускает машины, но это, видимо, будет только до тех пор, пока огонь не подберётся вплотную к шоссе. В данный момент спасатели нагнали в район пожара техники и людей, ведутся соответствующие мероприятия.
- А нам – то что делать? – послышалось со всех сторон – бежать или сидеть на месте ровно?
- Товарищи, прошу без паники. Рекомендации следующие: Те группы, у которых на сегодняшнее утро намечены старты, начинайте готовиться прямо сейчас. Не ждите утра, стартуйте по мере готовности, но на берегу держите порядок, не мешайте друг другу. Скоро рассвет, а при свете всё видится несколько по – иному. Самое главное -спокойствие! Паника ни к чему хорошему не приведёт. На воде огонь вас не достанет. Остальные участники снимайтесь с лагеря, пакуйте снаряжение и будьте готовы к экстренной эвакуации.
Призывая людей не паниковать, последние слова, произнесённые директором базы об экстренной эвакуации, произвели совсем противоположный эффект. Народ кинулся к своим палаткам, захлопали двери автомобилей, заработали электрогенераторы и двигатели. В общей суматохе Борис с трудом нашёл одного из двух инструкторов, которые должны были сопровождать ребят. Тот спокойно объяснил, что на подготовку к старту их группе даётся примерно час и сказал где собраться.
- А что с нашими машинами?
- Да, ничего – спокойно ответил инструктор – как и договаривались перегоним в город. Не оставлять же их здесь на съедение огню. Вы ключи с документами на автомобили оставили у директора?
- Да, конечно, передали ещё вчера.
Ну, вот и прекрасно. Да, вы не волнуйтесь, тайга каждый год горит. Пока все живы. От этих слов Бориса несколько передёрнуло. Хорошо, что девчонки не слышали этого разговора.
Ещё не пробило и пяти часов утра, как группа из одиннадцати человек стояла в полной экипировке и ждала инструкторов. В лагере, тем временем, продолжалась суматоха. Дыма становилось всё больше. Было темно и поляну освещали мощные прожекторы, работающие от генераторов, фонарики в руках мужчин и налобные фонари, которые красовались почти у каждого участника экспедиции.
- Ребята, если все готовы, то вперёд – сказал один из подошедших инструкторов по имени Артём. Максим - а так звали второго инструктора - догонит нас на воде. Вот тропа, по ней мы дойдём до берега реки. Наши плавсредства находятся на берегу. Идти туда средним шагом примерно минут пятнадцать. С учётом плохой видимости, за двадцать – доберёмся. Ну, готовы? – тогда пошли.
И наш небольшой отряд, состоящий из двенадцати человек, двинулся в путь. А рядом на поляне собирались уже другие ребята, у которых старт был намечен через час после нас.
Идти в темноте с тяжёлыми рюкзаками за плечами по лесной тропе, постоянно наступая друг другу на пятки и цепляясь за ветки деревьев - то ещё удовольствие. Но всё обошлось благополучно и, с первыми признаками наступающего утра, отряд наконец вышел к берегу. Река в этом месте была довольно широкой, метров пятьдесят. Она плавно поворачивала приметно градусов на сорок на юг и образовала небольшую, но тихую бухту с невысоким, но твёрдым берегом где и находилось с десяток четырёхместных лодок. Вдоль берега росли невысокие берёзки и ели. Просто шикарное место для начала путешествия.
- Внимание, группа – прокричал Артём – выбирайте любые три лодки и спускайте их на воду. В двух лодках номер один и номер три пойдёт по четыре человека, а в лодке номер два – пока три. Вот список команд. Звёздочкой отмечены старшие. Их я попрошу подойти ко мне и получить вёсла и спасательные жилеты. Через десять минут проводим инструктаж по безопасности на воде.
- Артём, а где мы будем завтракать – спросила Оля. Видимо она была самая голодная из всех членов отряда, и вопрос о завтраке был главнее инструктажа по безопасности.
- Когда спустимся на воду, очень медленно пойдём вдоль правого берега. Найдём подходящую стоянку, там и позавтракаем. На воде держаться всем вместе, кучно, но не мешая друг другу. Не пытайтесь никого обогнать. Торопиться нам некуда. Мы итак стартуем на четыре часа раньше намеченного. Я буду на этом красном каяке. Просьба выполнять все мои команды. Река не спокойная, с буйным нравом, который себя ещё проявит.
Ребята стали рассаживаться по лодкам. Оставшиеся на берегу мужчины передавали снаряжение, продукты и прочий груз. Женщин разделили. В каждую лодку посадили по одной. В лодке под номером два, в которой должен был плыть Кирилл оказалась Елена. Ей компанию составил Олег, который ехал в машине Бориса, и приятный, атлетически сложенный сорокалетний мужик по имени Сергей.
С первыми лучами солнца караван из трёх лодок и одного каяка, который проворно сновал между ними, наконец двинулся в путь. Десятидневный поход с двумя днёвками, протяжённостью более ста семидесяти километров, начался. Утренний ветерок сменил своё направление и, дым, который так напугал ночью население спорт базы немного ослаб. Все путешественники были в приподнятом настроении и ночной кошмар отодвинулся на задний план.
В лодке номер два на месте, на котором должен был сидеть Кирилл, находился большущий ящик с продуктами. Это создавало некий баланс, но явно не прибавляло манёвренности и скорости плавсредства. Опыт в гребле был только у Сергея. Олег помогал, как мог, но основную нагрузку на себя пришлось принять Сергею. лодка немного отставала от группы, и инструктору приходилось её подгонять. Хоть и шла группа по течению реки, мужчины не по - детски налегали на вёсла. В течении первого часа путешествия ладони гребцов покрылись мозолями, а это было уже плохо.
Наконец на правом берегу показалась отличная полянка и Артём дал команду причалить к берегу.
- Три часа на отдых и завтрак – скомандовал Артём.
- Ура!!! – отозвались путешественники, и громче всех кричала Оля.
Ветер опять сменил направление и дул в сторону спорт базы с новой силой. Дождя не намечалось.
А в двух тысячах километров от этой полянки, в это самое время, в городской больнице Тюмени, в пятиместной палате отделения травматологии крепко спал Кирилл - двенадцатый член экспедиции.
Из предыдущей главы мы уже знаем, что ему удалось совершить побег из больницы, благополучно добраться до аэропорта и, даже получить посадочный талон на рейс Тюмень – Абакан. Но Борис и остальные члены команды ничего об этом не знали. Кирилл был без мобильника, а Борис с ребятами находился вне зоны приёма. Но каждый из них не сомневался в том, что совсем скоро их дорожки пересекутся, они встретятся, обнимутся и вся компания наконец – то будет в полном составе.
Но жизнь, как мы знаем, никогда не согласовывает с нами своих планов, а всё делает по – своему. Ведь в реальной, нашей с вами жизни всё происходит ровно так, как в той известной поговорке: «Хочешь рассмешить Бога – поделись с ним своими планами на завтра». И если вдруг ваши планы случайно совпали с планами кармы, влияющей на вашу судьбу, не приписывайте удачу, свалившуюся на вас, себе, своим упорством и стремлением осуществить задуманное, а считайте, что вам просто повезло.
Хотя, это совсем не означает, что человек не должен ничего не делать в жизни полезного, а сидеть и ждать, когда ему на голову упадёт кирпич или золотой слиток. Ничего не делать полезного себе и обществу – это скучно и совсем не интересно. От длительного безделья человек сначала может впасть в апатию, переходящую в меланхолию, а со временем и вовсе потерять интерес к жизни. Результат в таком случае вполне прогнозируемый.
Наши герои были не из тех ребят, кто выбирает диван с телевизором вместо рюкзака и потёртой штормовки. Они были молоды, полны энергии и сил и считали, что сами могут диктовать условия кому угодно, включая своей судьбе. Они со всей страстью, присущей в большей степени молодым людям, изучали и впитывали в себя неповторимую красоту окружающего их мира, радовались возможностью общения с Природой, с такими же, как и они умными людьми, ценили каждую минуту своей прожитой жизни, прекрасно понимая, что за ней стоит. «Ну, да ладно, не будем о грустном» - сказал воробей и проглотил букашку.
Первый день водного путешествия, такой длинный и тревожный в начале, наконец подходил к концу. Группой, с учётом трёхчасового утреннего отдыха было пройдено порядка двадцати километров вниз по течению. Это было не много и не мало, а примерно совпадало с графиком продвижения. Река пока вела себя спокойно, несла свои воды, не проявляя буйного характера. Почти все, работающие на вёслах мужчины, с непривычки натёрли себе мозоли. Но эта неприятность не мешала ребятам наслаждаться окружающими их красотами. А посмотреть здесь, конечно, было на что.
Берега, то каменными столбами, окружёнными зеленью, непонятно как закрепившихся на них деревьев, взлетали вверх, то спускались вниз и уходили вглубь горного массива, образуя пещеры. Русло реки иногда сужалось всего до двадцати метров. Берега наступали друг на друга, и тогда течение становилось стремительным и опасным. Подводные камни, лежащие на дне, выдавали своё местоположение по огромным волам, поднимающимся над ними. Иногда река разливалась до пятидесяти метров и более, и течение успокаивалось. И как странно, что всего лишь три составляющие: вода, лес и камень, хаотично переплетаясь и дополняя друг друга, создавали поистине неповторимый природный ландшафт, так радующий глаз человека. Голубое небо над головой и яркое солнце, отражающееся в каждой капельке воды, дополняло картину.
По правому берегу реки, повторяя её повороты, бежало шоссе, но машин практически не было видно. В воздухе чувствовался запах гари. Он, в зависимости от направления ветра был то сильнее, то слабее, но, особо не мешал путешественникам.
Выбирая место для первого ночлега, инструкторы, а их уже было двое, привели группу к стоянке на левом берегу. Поляну окружали невысокие скалы, защищая лагерь от ветра и непогоды. Началась обычная в таких случаях суета, связанная со швартовкой, установкой палаток, заготовкой дров. Кто – то из ребят уже расчехлял удочки и спешил на берег порыбачить.
- Олег, блеснить пойдёшь? – спросил Сергей.
- Боюсь, что нет, руки все в мозолях и гудят словно я три часа тягал штангу в фитнес клубе.
- Ну, как знаешь – усмехнувшись ответил Сергей. А я пойду покидаю спиннинг.
- Ой, ребята смотрите – вдруг закричала Даша – похоже наши машинки едут по шоссе.
Все повернули головы в сторону дороги и увидели, как по шоссе в сторону города движутся три знакомых автомобиля. В машинах тоже их заметили и посигналили в знак приветствия.
- Ну, вот, наши машинки убежали от пожара. А до нас ему, будем надеяться, не добраться – сказала Даша и облегчённо вздохнула. Девушка никогда не сталкивалась с коварностью неуправляемого огня и даже представления не имела с какой скоростью он может передвигаться по тайге.
- Серёга, подожди меня, я тоже пойду покидаю удочку – крикнул уходящему в сторону берега Сергею, Борис. Девчонки, а вы ставьте воду, доставайте морковку, лук, специи. На ужин будет уха.
- Опять женщина на кухню – усмехнулась Лена – Вот так всю жизнь: работа, кухня, дети. А это кто ещё по реке плывёт?
Смотрящие на дорогу повернули, как по команде, головы в сторону реки. Сначала показался каяк, а за ним несколько лодок. Это нас догнала группа, стартовавшая спустя час после нас. Раздались взаимные приветствия.
- Ребята, давайте к нам, у нас уха наклёвывается.
- Благодарствуем – ответил инструктор в каяке – мы еще часок погребём. Впереди полно стоянок. Спасибо, отдыхайте. Встретимся на Джарганской яме.
В это время в стане рыбаков раздались первые победные вопли, означающие, что уха – всё – таки состоится.
- Гляди, гляди – что вытворяет собака!
- Да не собака это, а похоже, что жерех!
- Хорошенький, на пару кило потянет.
- Ой, ребята и у меня клюёт – закричал Борька – и, вытащил на берег здоровенного окуня.
- Иди сюда, красавчик, надо ж как заглотил! Не успел Борис снять с крючка свою первую добычу и вновь закинуть удочку, как опять клюнуло. На этот раз удилище сильно согнулось. Рыба была явно крупнее и сильнее первой. Спустя минут пять, под дружеские возгласы товарищей и, потратив не мало сил, Борис вытащил на берег килограммового линя.
- Ты на что ловишь, Борь?
- На сервелат!
- Ни фига себе, не разу не ловил на сервелат, я лучше сам им закушу – шутили рыбаки.
Через пол часа из большого красного пластикового ведра уже торчало с десяток рыбьих голов и хвостов. Этого вполне хватало, чтобы накормить ухой весь лагерь.
- Ребята остановитесь, более нам не требуется – прокричал инструктор Максим – завтра, если захотите, свежей наловим. Но азарт рыболова – страшная штука. Прошло ещё минут тридцать пока рыбаки не угомонились и смотали свои снасти. Надо отдать им должное, когда ведро наполнилось до краёв, пойманную рыбу стали отпускать обратно в реку.
А в лагере уже бурлила вода в котелках. Проворные девичьи руки кромсали морковку, картошку и резали лук. Чистить рыбу взялся Сергей. Он был самый старший в группе и, по – видимому, – самый опытный. Это объясняется ещё и тем, что он один из мужчин не натёр себе мозолей на руках.
- Всё просто – смущённо говорил он – вот ты чем гребёшь?
- Руками, а чем же ещё!
- А правильно грести спиной и ногами – когда гребёшь руками, да ещё, если они мокрые, то обязательно натрёшь мозоли. Завтра покажу, как надо держать вёсла в руке.
Ребята расселись вокруг костра, достали миски и ложки и весело напевали, какую – то студенческую песню. А воздух вокруг лагеря уже наполнился неповторимым ароматом ухи, приготовленной на костре. Перед тем, как начать раздачу, в котелок с рыбой макнули головешку и влили столовую ложку водки. Это были обязательные атрибуты, идущие из глубины веков, без которых уха, даже приготовленная на костре, превращалась в простой рыбный суп.
Солнце уже скрылось за ближайшей сопкой, и в лагерь не спеша пришли сумерки. День заканчивался. Птицы прекратили свой бесконечный гомон и расселись по своим гнёздам. Ветерок стих и, как оказалось, это принесло некоторые неудобства. Стало сильнее пахнуть дымом. Наши тоже разбрелись по палаткам. Тяжелый день давал о себе знать даже самым сильным и опытным путешественникам. Впереди была ночь. Какая она будет? спокойная или бессонная, со сновидениями или без них, каждый из членов группы скоро узнает. Оставим их на время в покое и каждого с самим собой, а перенесёмся в аэропорт города Абакан, где только что приземлился тюменский борт и по трапу, на землю Хакасии, стал спускаться отставший член группы – Кирилл.
Свидетельство о публикации №225090101088