Своих не бросаем. Год 1925
После победы в Гражданской войне 1918-1922 гг. и ухода из Советской России войск интервентов, в советском руководстве были сильны настроения о мировой революции.
Очень важным направлением работы для советских руководителей была Германия. Германской революции придавалось большое значение.
Вообще отношения Советской России и Веймарской Германии были, как это модно сейчас говорить, неоднозначными.
С одной стороны, Советская Россия была заинтересована в установлении дипломатических отношений с Германией с целью прорыва своей дипломатической и политической блокады. Важны были и экономическое и военной сотрудничество. И советские дипломаты прилагали большие усилия для налаживания прочных и дружественных отношений.
С другой стороны, Советская Россия видела в Германии важный этап мировой революции. Для этого было необходимо, чтобы в результате революции в Германии пришла к власти Германская коммунистическая партия (КПГ). Эта задача ставилась Коминтерну и советским спецслужбам – ГПУ и Разведупру РККА. И советские разведчики прилагали в свою очередь большие усилия для победы революции в Германии.
Советская Россия направляла в Германию командиров и разведчиков с опытом Первой мировой и Гражданской войн, а нередко и с опытом дореволюционной конспиративной работы. Среди этих людей было немало латышей, поляков, евреев – кто со знанием иностранных языков и вообще тех, кто в Европе мог скорее сойти за «своего». Люди отчаянные и убеждённые в правоте и величии своего дела. При этом советское руководство выделило КПГ очень серьезные денежные средства – 950.000 $ (в августе 2025 г. – это 17.900.000 $). Закупалось оружие, закладывались склады, координировались действия местного подполья.
Однако, не смотря на серьезную помощь Советской России и подготовку, а также не смотря на крайне сложное положение Германии (экономический кризис, гиперинфляция, оккупацию французским и бельгийскими войсками Рурской области в 1923 г.) коммунистическое восстание в октябре 1923 г. провалилось. Германский Октябрь не состоялся. Причин было много:
- КПГ переоценила своё влияние в германском обществе и недооценила силу германских правительственных войск;
- у большинства немцев патриотизм оказался выше классовой солидарности;
- было допущено немало организационных ошибок, как германскими коммунистами, так и советскими представителями.
Как следствие попытки организации германской революции стало обострение отношений между Советской Россией и Веймарской Германией.
24 марта 1924 г. германской политической полицией был арестован советский разведчик – нелегальный резидент Разведывательного управления РККА в Германии Вольдемар Рудольфович Розе (1897-1939). При аресте он представился как Петр Александрович Скоблевский. На процессе в Лейпциге он и ещё два германских коммуниста обвинялись в организации германской ЧК. И 22 апреля 1925 г. все трое были приговорены к смертной казни.
В Москве Ф.Э. Дзержинский приказал своим подчиненным продумать операцию по спасению осужденных в Германии. В Москве были арестованы трое германских студентов: Карл Киндерман, Теодор Вольшт и Макс фон Дитмар (родом из Эстонии). По косвенным уликам им предъявили обвинение в шпионаже и подготовке диверсий. В октябре 1925 г. германские студенты были приговорены к расстрелу. Но 31 октября 1925 г. были помилованы, но в Германию их не отпустили. А тем временем в Германии осужденным в Лейпциге заменили смертную казнь на лишение свободы.
Стоит отметить, что советские дипломаты выражали резкое недовольство действиями советских чекистов. Как уже говорилось, советские дипломаты старались наладить отношения с Германией, а в это же время советские чекисты и разведчики организовывали революция в Германии и арестовывали в России германских граждан. Но советским чекистам нужно было спасать своих в Германии.
Вопрос с обменом арестованными решился лишь после того, как СССР и Германия заключили 24 апреля 1926 г. Берлинский договор (договор о ненападении и нейтралитете, также договор стал началом кредитного и торгового сотрудничества между Германией и СССР на постоянной основе). Договор был подписан министром иностранных дел Германии Густавом Штреземаном и полномочным представителем СССР в Германии Николаем Николаевичем Крестинским.
Тем временем ОГПУ СССР арестовало 12 германских граждан за шпионаж в СССР.
В сентябре 1926 г. В. В. Розе и трое германских граждан (осужденных за передачу секретных данных СССР) были обменяны на 14 граждан Германии осужденных в СССР, в том числе К. Киндермана и Т. Вольшта. Макс фон Дитмар скончался в советской тюрьме от инфаркта.
В. В. Розе в 1927 г. был награжден за свою работу в Германии в 1923-1924 гг. вторым орденом Красного Знамени.
История эта завершилась благополучно: никто из осужденных не был казнен ни в СССР, нив Германии. И в этой истории есть ряд интересных и важных моментов:
- весь мир мог убедится, что новое молодое Советское государство не имеет пиетета перед окружающими государствами, в том числе и перед великими державами. И весь мир мог убедится, что СССР не собирается отсиживаться в международных отношениях, а наоборот готов вести себя активно и целеустремленно, отстаивая свои интересы. Весь мир понял, что имеет дело с энергичным и целеустремленным государством, которое готово одновременно активно использовать и дипломатию, и разведку, и военную силу, и финансы.
- и было показано всему миру, что СССР своих не бросает.
Свидетельство о публикации №225090101144