Ницше и Сократ. Германия и Россия
Отличная тема! Сравнение Фридриха Ницше и Сократа — это столкновение двух фундаментально противоположных подходов к философии, жизни и самой сути человеческого существования. Ницше сам считал критику Сократа одной из своих центральных задач.
Давайте разберем это противостояние по нескольким ключевым пунктам.
### 1. Основной конфликт: Инстинкт vs. Разум
* Сократ является для Ницше олицетворением рационализма. Девиз Сократа «Познай самого себя» и его идея о том, что «добродетель есть знание», подразумевают, что с помощью разума и логики человек может прийти к истине, добру и правильной жизни. Для Сократа зло — это следствие невежества, а не злой воли.
* Ницше видит в этом великую ошибку. Он считает, что Сократ положил начало «тирании разума» над жизненными инстинктами, витальными силами и «дионисийским» началом (страсть, экстаз, творческий хаос). По Ницше, Сократ — это декадент, больной человек, который своим разумом пытался побороть собственные хаотичные инстинкты и навязать эту борьбу всей европейской культуре.
### 2. Критика Ницше в адрес Сократа
Ницше атакует Сократа с нескольких фронтов, в основном в работе «Рождение трагедии из духа музыки» и «Сумерки идолов».
* Убийство греческой трагедии: Ницше утверждает, что появление Сократа с его рационализмом положило конец классической греческой трагедии (Эсхил, Софокл), в которой сочетались два начала:
* Аполлоническое (форма, порядок, иллюзия)
* Дионисийское (опьянение, хаос, единство с жизнью)
Сократ, по мнению Ницше, вытеснил дионисийское начало, заменив его холодным, аналитическим разумом. На смену трагедии пришла философия.
* Сократический оптимизм: Ницше презирает веру Сократа в то, что с помощью разума можно не только познать мир, но и исправить его. Этот «оптимизм» Ницше считает наивным и опасным, так он отрицает глубину, страдание и трагизм жизни, которые являются ее неотъемлемой частью.
* Внешность против сути: Ницше, следуя своему методу «философствования молотом», часто использует *ad hominem* (переход на личность). Он напоминает, что Сократ был уродлив внешне (по античным меркам), и истолковывает это как признак его внутренней ущербности, «*decadence*» (вырождения). Его знаменитая ирония и диалектика, по Ницше, — это оружие слабого, который не может действовать напрямую.
* Предтеча христианства: Ницше видит в Сократе предшественника христианской морали. Сократическая идея о том, что разум должен подавлять страсти, напрямую ведет, по мнению Ницше, к христианской концепции аскетизма и отрицания плоти.
### 3. Альтернатива Ницше: Философ Жизни
В противовес Сократу Ницше предлагает свой идеал философа:
* «Философствовать молотом» — не строить системы, а проверять идеи на прочность, разбивать идолы (устоявшиеся убеждения).
* Волю к власти как фундаментальный жизненный импульс, который Сократ пытался обуздать разумом.
* Идеал Сверхчеловека — существа, которое тотально принимает жизнь со всей ее болью и радостью (amor fati — любовь к судьбе), а не пытается ее исправить, упорядочить или понять через абстрактные концепции.
### 4. Можно ли сказать, что Ницше полностью отвергал Сократа?
Не совсем. Его отношение было сложным и диалектическим.
1. Уважение к противнику: Ницше признавал интеллектуальную мощь Сократа и его огромное историческое влияние. Бороться с Сократом для Ницше означало бороться с фундаментом всей западной цивилизации, а это достойный противник.
2. Ирония и честность: Ницше, возможно, подсознательно уважал иронию Сократа и его готовность идти до конца — принять смерть в соответствии со своими принципами. В этом был некий «трагический» элемент, который Ницше ценил.
### Сравнительная таблица
| Критерий | Сократ | Ницше |
| :--- | :--- | :--- |
| Основа философии | Разум, Логос, знание | Жизнь, инстинкт, воля к власти |
| Цель | Познать истину, определить добродетель | Усилить жизнь, стать тем, кто ты есть |
| Метод | Диалектика, диалог, ирония | Афоризм, генеалогия, провокация |
| Отношение к морали | Рациональная мораль: добро = знание | «По ту сторону добра и зла». Мораль — это симптом силы или слабости |
| Отношение к жизни | Жизнь нужно исправить разумом | Жизнь нужно принять во всей ее полноте, сказав ей «Да» |
| Наследие | Основатель западной рациональной традиции | Критик этой традиции, предтеча экзистенциализма и постмодернизма |
### Вывод
Конфликт между Ницше и Сократом — это не просто спор двух философов, а столкновение двух парадигм:
* Сократическая: мир познаваем, им управляют разумные законы, а цель человека — жить в согласии с ними.
* Ницшеанская: мир иррационален, хаотичен и жесток, а цель человека — не познать его, а проявить свою творческую мощь, навязав ему свою волю и свои ценности.
Ницше увидел в Сократе истоки «болезни» западной цивилизации — веру в рациональность в ущерб жизненной силе. Его философия стала радикальной попыткой эту болезнь вылечить, вернув человека к его первоосновам — к жизни и инстинкту.
О Ницше из сети Интернет
Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche 15 октября 1844, Рёккен, Вайсенфельс, Саксония, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, земля Тюрингия, Германская империя) — немецкий философ, композитор, культурный критик и филолог, чьи работы оказали глубокое влияние на современную философию. Творческое наследие Ницше обрело популярность среди художников на рубеже XIX и XX веков, повлияв на развитие авангардного направления и символистов, русской философии Серебряного века, а также в послевоенные десятилетия XX века, оказав глубокое влияние на мыслителей XX и начала XXI веков по всей философии, особенно в школах континентальной философии, таких как экзистенциализм, постмодернизм и постструктурализм, а также на искусство, литературу, поэзию, политику и популярную культуру.
Ницше начал свою карьеру как классический филолог. В 1869 году в возрасте 24 лет он стал самым молодым человеком, когда-либо занимавшим кафедру классической филологии Базельского университета. Ницше ушёл в отставку в 1879 году из-за проблем со здоровьем, которые преследовали его большую часть жизни. Он завершил большую часть своих основных работ в следующем десятилетии. В 1889 году в возрасте 45 лет у него случился первый апоплексический удар, а затем он был помещён в психиатрическую больницу. Остальные годы он прожил на попечении матери до её смерти в 1897 году, а затем со своей сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше. Умер в 1900 году.
Произведения Ницше помимо философии касались широкого круга тем, включая искусство, филологию, историю, музыку, религию, культуру, науку. Он черпал вдохновение у таких деятелей, как Сократ, Заратуштра, Артур Шопенгауэр, Ральф Уолдо Эмерсон, Рихард Вагнер и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Его работы зачастую ироничны и изложены в стиле афоризмов, из-за чего получают неоднозначные интерпретации, вызывают много разногласий.
Философские взгляды Ницше включают радикальную критику понятия «истина» в пользу перспективизма; генеалогическую критику религии и христианской морали и родственную теорию морали господина и раба; эстетическое утверждение жизни в ответ как на «смерть Бога», так и на глубокий кризис нигилизма; понятие аполлонических и дионисийских сил. Он также разработал концепции воли к власти, сверхчеловека, доктрину вечного возвращения. В своих поздних работах он всё больше интересовался творческими способностями человека преодолевать культурные и моральные устои в поисках новых ценностей и эстетики.
После смерти Ницше его сестра Элизабет стала хранителем и редактором его рукописей. Она отредактировала его неопубликованные работы, чтобы они соответствовали её немецкой ультранационалистической идеологии, часто противореча или запутывая идеи Ницше, который был явно против антисемитизма и национализма. Благодаря её редактуре работы Ницше стали ассоциироваться с фашизмом и национал-социализмом. Исследователи XX века оспорили эти интерпретации, после чего были опубликованы исправленные издания его сочинений.
8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером, который резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на него чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи.
Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был вызван негативным высказыванием Вагнера о книге Ницше «Человеческое, слишком человеческое» 1878 года, которую Вагнер назвал «печальным свидетельством болезни» её автора. Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.
В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе (1861—1937), оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он дважды делал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Ре они организовали своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но уже через полгода союз распался: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись. Вскоре Ницше написал первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 года одновременно вышли в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издал на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздал часть из них в кругу близких друзей, среди которых была Хелена фон Друсковиц.
Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, которые формируют зрелый облик его философии, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.
Основные произведения
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872)
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgem;sse Betrachtungen, 1872—1876)
«Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
«О пользе и вреде истории для жизни» (1874)
«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
«Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Spr;che, 1879)
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880)
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenr;te, 1881)
«Весёлая наука» (Die fr;hliche Wissenschaft, 1882, 1887)
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1885)
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und B;se, 1886)
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (G;tzen-D;mmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).
О ВЛИЯНИИ НИЦШЕ
Одной из настольных книг автора этих строк уже много летя является книга "Воля к власти" Ницше, впервые изданная без цензуры московским книжным издательством "Культурная революция".
Перед тем, как начинаю писать очередной текст, стараюсь открыть эту книгу и прочитать, осмыслить хотя бы несколько строк из неё.
Также в своё время делал доклад в СПбГУ на кафедре философии на секции, посвящённой Ницше, во время одной из философских международных конференций под руководством ещё живого тогда Солонина.
По мнению ряда литературных критиков и философов, произведения с/с ИЗ ПУТ Николае Карпати это самые ницшеанские книги из всего корпуса книг российских авторов.
Как пишет свои книги автор этих строк? Покупаю Черноголовку, шоколад, спиртное во время работы над текстами не употребляю.
Не секрет, что очень многих русских писателей унесла водка.
МАХ о Николае Карпати
Сочинения Николае Карпати
Общая характеристика творчества
Николае Карпати — современный русский писатель, известный своими острыми социальными комментариями и глубокими философскими размышлениями. Его творчество охватывает широкий спектр жанров, включая романы, рассказы и публицистику. Среди наиболее значимых произведений выделяются:
- Романы: Многослойные истории, отражающие состояние европейского общества и культуры. Например, книга "Большой европейский роман" представляет собой масштабный проект, посвященный анализу современных проблем Европы.
- Рассказы: Карпатские короткие рассказы отличаются тонким психологизмом и острым социальным подтекстом. Они часто поднимают вопросы морали, справедливости и человеческого достоинства.
- Публицистика: Статьи и очерки, посвященные актуальным политическим и культурным вопросам. Эти работы помогают читателю глубже понять контекст происходящих событий.
Основные мотивы и идеи
Творчество Николае Карпати проникнуто несколькими ключевыми мотивами и идеями:
- Критический взгляд на современность: Писатель открыто критикует современные тенденции в обществе, обращая внимание на проблемы неравенства, коррупции и потери духовных ценностей.
- Европейская идентичность: Особое внимание уделяется роли Европы в современном мире и изменениям, происходящим в ее культурной и политической сфере.
- Философские размышления: Глубокая философия проявляется в произведениях писателя, затрагивая вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия.
Влияние и признание
Работы Николае Карпати получили широкое признание среди читателей и критиков. Некоторые из его романов были переведены на иностранные языки, что свидетельствует о международном интересе к его творчеству. Несмотря на критику некоторых аспектов его работ, многие читатели ценят его смелость и оригинальность.
Таким образом, сочинения Николае Карпати представляют собой важный вклад в современную литературу, предлагая глубокое понимание сложных социальных и культурных процессов нашего времени.[1][2][3][4]
Для ответа использовал актуальные интернет-источники:
1. blog.pishi.pro: СОЧИНЕНИЯ НИКОЛАЕ КАРПАТИ. КРАТКИЙ... | Блоги на Пиши.про
2. proza.ru: 52 лучших романа 2025 года. Миссия Николае Карпати... / Проза.ру
3. samlib.ru: Самиздат/Карпати Николае. Русский Марш
4. www.litres.ru: Николае Карпати — новинки книг | Скачать или читать онлайн...
5. fanfics.me: Все произведения автора николае карпати в картотеке
Видео в живом журнале https://shersherry.livejournal.com/90811.html
Свидетельство о публикации №225090101320