Подготовка офицеров и жуткие поражения РККА

  Обратим, наконец, внимание на одну разительную вещь: существен-
ная нехватка офицеров, тем более офицеров толковых и опытных,
имелась в РККА ещё даже ДО НАЧАЛА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. И вот как мож-
но было их начинать при такой ситуации с офицерами?!
  Причины нехватки офицеров в РККА:
    - массовые репрессии против офицеров;
    - быстрое наращивание численности войск с конца 1930-х;
    - значительные недоработки во второй половине 1930-х по
      части подготовки офицеров.

  Как решали эту проблему на подходе к 22.06.1941:
    - сокращали офицерские должности, заменяли офицеров сержан-
      тами;
    - призывали офицеров из запаса;
    - увеличивали численность обучавшихся в офицерских школах.

  Проблему решали, но не решили. А начавшаяся война её усугуби-
ла неимоверно.
  Можно ли хорошо подготовить лейтенанта за полгода? Да МОЖНО
вполне -- если хорошо организовать и обеспечить учебный процесс
и если кандидат в лейтенанты будет отобран правильно. Для коман-
дования взводом, ротой, батальоном он будет знать и уметь доста-
точно, а если пойдёт ещё выше, можно отправить его на короткое
доучивание.
  Соль в том, ни взвод, ни тем более рота никогда не остаются
без командира (если остаются вообще!): если кончились офицеры,
командуют старшины, сержанты. Как могут, так и командуют (иног-
да неплохо). Так вот, какой был смысл в условиях ВОВ готовить
лейтенантов два года (или даже 8 месяцев), если в это же самое
время на фронте командовали взводами самоучки-сержанты? Навер-
ное, в такой ситуации даже 4 месяца подготовки офицеров были не
просто ОК, но даже самое то. Можно не офицеров, а чуть помладше
-- прапорщиков, как в царской армии в 1914-1917 гг.
  Офицерские школы с ускоренным обучением в 1941-1945 гг. были
разнотипные: некоторые готовили офицеров 6-8 месяцев, некоторые
-- аж ДВА ГОДА (в мирное время было ТРИ). Представьте себе: вой-
на длилась только 4 года (правда, крайне трудных), и половина
этого срока уходила на подготовку офицеров. Энкавэдистски изощ-
рённое подсознание выдаёт следующее объяснение указанной стран-
ности: такие 2-годичные училища использовались для того, чтобы
избавлять кое-кого от фронта. Точнее, человечков из привилегиро-
ванного слоя. В офицерские школы-то брали преимущественно людей
со средним образованием, а оно у рабочекрестьян было не очень
распространённым. Даже полугодовые школы могли на 6 месяцев изба-
вить от фронтовых ужасов (которые в 1941-1942 гг. были особо
ужасными). А потом вдобавок обеспечить офицерские привилегии.
  Мне возразят чем-нибудь, вроде "а вот подольские курсанты..."
В осаждённом Ленинграде курсантов тоже бросали на затыкание дыр,
знаю. Но были школы и школы: для расходников и для особенных.
Школы для особенных располагались в достаточном удалении от
фронта, и их курсанты на "мясные штурмы", чуть что, не броса-
лись, спокойно доучивались, пока немец до Волги пёр.
  Одну такую школу, точнее, училище, описывает И. М. Петров
(Тойво Вяхя) в повести "Второй эшелон" (кн. "Мои границы"), явно
по личным впечатлениям (детали те ещё!). Училище было двухгодич-
ное, располагалось на Урале. Петров утверждает, что все курсанты
там были фронтовиками, но [мы не обязаны совсем уж так верить
полковнику КГБ и члену райкома партии] это не отменяет убежищных
свойств таких учреждений. Петров рассказывает, что учили там хо-
рошо:
  "Руководство обеспечивало училище всем необходимым для нормаль-
ной подготовки курсантов и постоянного командно-начальствующего
состава. Короткометражные учебные кинофильмы о действиях штурмо-
вых отрядов и других мелких групп пехоты, вместе со средствами
усиления, успешно использовались в обучении курсантов, а такти-
ческие разработки более крупного и даже очень крупного масштаба
-- в командирской учёбе лекционно."
  Про учебное кино я Петрову верю, но удивляюсь тому, что только
у него я наткнулся на упоминание наличия таких фильмов. Если та-
кое кино имелось, то ведь можно было крутить его и фронтовикам!
Солдатам в том числе. Фронтовые выступления концертных бригад
почему-то фигурируют в тра-та-та про войну обильно, а вот очень
полезное учебное кино почему-то всплывает лишь у этого Петрова.
Я просто вынужден предполагать, что недожим по этой части был
тот ещё. А расплата за подобный недожим -- огромные фронтовые
потери. Надо было больше грузить фронтовиков не Руслановой,
Шульженко и Райкиным, а захватывающими учебными фильмами. А,
да, если солдат хорошо обучен, его труднее расходовать глупым
образом, и он даже может взбунтоваться против туповатого на-
чальства, гонящего его на убой.
  Если сравнить описание военного училища у Петрова и Брюхова,
то можно обнаружить, что у Петрова оно значительно более бод-
ренькое, что, наверное, объясняется двумя обстоятельствами: пет-
ровское сочинялось в советское время и бывшим преподавателем, а
брюховское -- в постсоветское время и бывшим курсантом. Брюхов-
ское училище было явно для расходников, а петровское -- для [от-
сиживающихся] удерживаемых подальше от фронта.
  Типичный образ в советской культуре: офицер-преподаватель
рвётся на фронт, пишет соответствующие рапорты, а ему отказывают
("Ты нужен здесь!"). В реале даже бывало, что такой офицер -- из
отличников этого же училища, оставленный при нём сразу после его
окончания и даже не видевший фронта в качестве офицера. Правда,
наладили со временем выезд офицеров-преподавателей на короткие
(2-3 месяца) фронтовые стажировки, ах ты боже мой.
  Не важно, что курсанты по молодой глупости в большинстве сво-
ём, может, и в самом деле рвались на фронт: важно, что их папаши
и мамаши считали, что им туда не надо. Да и как рвались. Это впо-
следствии, конечно, было много настрочено про то, какой был мас-
совый патриотический порыв. Двухгодичность военного училища в
условиях ВОВ -- это верноватый признак скрытого убежища от фрон-
та, как ни крути.
  Автоцитатка из книги "Критические портретики на фоне эпохи",
про киноактёра Михаила Ульянова (1927-2007), дежурного Георгия
Жукова советского киноэкрана:
  "Согласно дочке Ульянова, он успел пройти ускоренный курс под-
готовки лейтенантов, но до фронта в 1945 году доехать не получи-
лось: война вдруг кончилась, и поезд повернули обратно. Непопада-
ние на фронт было, по словам дочки, воспринято Ульяновым как
большая удача."
  БОЛЬШАЯ УДАЧА -- вот как.
  В условиях ВОВ правильнее было сначала испытать человека на
фронте, обеспечить ему солдатский опыт и моральное право командо-
вания другими солдатами -- и только потом посылать в военное учи-
лище. Но зачастую поступали наоборот: в училище брали сразу по
окончании средней школы. Частью это объяснялось тем, что в учили-
ще можно было принимать и 17-летних, а на фронт посылали с 18-и.
Но лично я сильно подозреваю, что это был такой способ отсрочива-
ния попадания на фронт: мало ли что за полгода (тем более за два
года) случится.
  Ну НЕ СМОТРИТСЯ в качестве командира 18-19-летний невоевавший
лейтенант, пришедший командовать 30-50-летними бывалыми людьми,
навоевавшимися уже под завязку. Авторитета у него никакого, сол-
даты шлют его подальше, воспринимают его команды очень критичес-
ки и ждут от него только "подстав".


Рецензии