15. Свенельд на Каспии

15. СВЕНЕЛЬД НА КАСПИИ. Каким путем Свенельд вел своих людей к Каспию, сказать трудно. Одни источники уверяют, что он всего лишь повторил путь русских дружин тридцатилетней давности. Без особых помех со стороны хазар Свенельд по Дону и Волге вышел в Каспийское море, по воде добрался до Ширвана, располагавшегося на территории нынешнего Азербайджана, и, поднявшись по Куре, внезапно объявился у стен тамошней столицы, Барды. В других источниках утверждается, что на этот раз русы шли в обход хазарских владений через предгорья Северного Кавказа. Сути дела это, впрочем, не меняет, т. к. в любом случае конечной точкой их экспедиции была Барда. Гарнизон города был довольно быстро разгромлен, а Барда превратилась в русскую крепость. Любопытно, что обычно жестокие и алчные морские пираты, захватив не самый бедный в тех местах город, поначалу вели себя довольно мирно, никого не грабили и местных жителей не задирали. Этот факт позволил некоторым исследователям предположить, что в этот раз русы пришли не за добычей, а за землями, желая создать на Каспии нечто вроде княжества и тем самым утвердить там свое влияние. В конце концов, после крушения Багдадского Халифата равного по силам противника у них в тех краях не было. Последнее подтвердилось довольно быстро. Новое мусульманское войско, подступившее к ширванской столице, было сравнительно легко разгромлено русами в сражении у стен города. Правда, горожане вели себя при этом несколько неадекватно – это с точки зрения русов, конечно. Вместо того чтобы кричать во время сражения «Россия – чемпион!», они улюлюкали, выкрикивали в адрес своих новых хозяев ругательства и швырялись в них камнями. Эта черная неблагодарность обидела Свенельда и других ярлов до глубины души. Разделавшись с арабами, они вернулись в Барду и велели всем жителям в недельный срок выметаться из города. На восьмой день, действуя по принципу «кто не спрятался – я не виноват», русы устроили в Барде погром. Всех мужчин, не успевших или не захотевших уйти из города, перебили, женщин и детей взяли в плен для последующей продажи в рабство.

Утвердившись в разом обезлюдевшем городе, Свенельд занялся привычным для морских разбойников делом – набегами и грабежами. Русы разорили окрестности Марага, разгромили тридцатитысячный мусульманский корпус, спешивший на выручку своим и подвергли прикаспийские селения мусульман опустошению. В общем, не известно, как бы сложилась судьба русского Бардского княжества, если бы на своем пути русы не повстречали таки врага, который оказался им не по зубам, - чуму.  Она и положила конец их бесчинствам. Выкосив местное население, зараза перекинулась в русский лагерь и нанесла язычникам потери, какие им не смогли бы нанести и полчища мусульман. Свенельду даже стало некого посылать на поиски провианта. Небольшой отряд, отважившийся все же на это рискованное предприятия, тут же угодил в засаду и был истреблен людьми азербайджанского правителя Мерзебана. В Барде начался голод. Удерживать крепость уже не имело никакого смысла, и Свенельд велел своей дружине собираться в дорогу. Ночью русы вышли из города и, прокравшись к Куре, погрузились на свои лодьи. По реке спускались без приключений. Преследовать грозного врага никто не решился. Свенельд со всей добычей свободно ушел на Русь.

Заканчивая описание очередного похода русов к Каспию, мы справедливости ради вынуждены еще раз напомнить нашим читателям, что вторжения русских дружин в прикаспийские страны в 9 – 10 веках, зафиксированные в многих арабских источниках, могли не иметь к Киевской Руси никакого отношения. Помимо киевских русов и варягов в тех местах вполне могли промышлять приазовские и тмутараканские русы. Действовать они могли либо с ведома Киева, либо по своей собственной инициативе. Поэтому, вовсе не обязательно, что Свенельд действительно был в числе тех, кто руководил обороной Барды. Просто традиционно принято считать, что это был именно он и те варяжские ярлы, что участвовали во втором походе Игоря Рюриковича на Константинополь, - уж очень все совпадает по времени.


Рецензии