Смысл церковных таинств. Николай Кавасила

Святой Николай Кавасила, говоря о церковных таинствах, видит в них прежде всего реальное бытие Царства Небесного на земле. И именно такой смысл вкладывает автор «Жизни во Христе» в слово таинство, неоднократно употребляя его на страницах своего произведения. С этой мысли, как раз, и начинается его «Первое слово»: «Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня». А то, что причиной всего этого являются таинства, видно из самого названия первой главы трактата: «она (жизнь) созидается посредством Божественных таинств: Крещения, Миропомазания и священного Приобщения». Поговорим о смысле каждого из вышеуказанных таинств.

«Креститься значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют», - пишет святой Николай о смысле таинства Крещения. Здесь автор имеет в виду, конечно, не физическое бытие. Он говорит о бытии или о жизни во Христе и для Христа, так как «купель есть рождение и начало новой жизни нашей во Христе... возрожденные Крещением живут жизнью Христовою. Что же такое жизнь Христова, то есть, что за расположение души, которое получается в Крещении и которым омытые сообщаются с жизнью Христовою, это еще не ясно; большая же часть сего выше разумения человеческого. Ибо это есть сила грядущего века, как говорит Павел (Евр. 6:5)».

О смысле таинства Миропомазания Николай Кавасила говорит следующим образом: «Итак, дело таинства - преподать действования Святого Духа, а миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от Него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу».
И, наконец, смысл таинства Евхаристии заключается в реальном присутствии Господа нашего Иисуса Христа за Божественной Литургией: «Христос так существенно пребывает с нами, и всех нас проникает и обдержит всю внутренность и около нас находится». Здесь говорится уже не только о духовном присутствии Господа, но и о телесном, которое осуществляется посредством Святого Тела и Святой Крови Христовой. Неслучайно, протоиерей Иоанн Мейендорф, подвергая богословскому анализу «Семь слов о Жизни во Христе» в своем «Введении в святоотеческое богословие», пишет, что Евхаристия – «Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием».

Таким образом, перечисленные примеры, еще раз убеждают нас в том, что автор «Жизни во Христе» видит в каждом церковном таинстве непосредственное присутствие Божие и Царство Его, «пришедшее в силе» (Мк. 9:1).


Рецензии