Вселенскость русского православия

 Соответствует ли Московская Патриархия эпохальным вызовам Русской Церкви
1 декабря 2024

Христианство – наиболее универсальная религия. Православие наиболее открыто новозаветному Благовестию. Русское Православие – единственное противостояние современному западному сатанизму. Русская Православная Церковь пережила невиданные в истории гонения от богоборческого коммунистического режима. Физически истреблялись и гноились в лагерях сотни тысяч верующих, закрывалось и разрушалось абсолютное большинство храмов и монастырей, к середине тридцатых годов на свободе было только три епископа РПЦ из сотен… Во время Великой отечественной войны коммунистический режим для самосохранения вынужден был дозированно раскрепостить патриотическое и религиозное самосознание народа. Затем новые волны религиозных гонений. С саморазрушением коммунистической идеократии к девяностым годам началось бурное возрождение религиозной жизни в России. На грани чуда при истреблении живых носителей православных традиций в множестве новых храмов и монастырей возрождалась многообразная православная традиция. После невиданных исторических испытаний Русская Церковь благотворно влияет на общество и государство, отстаивает истинное православие в мире.

В современной России отношения РПЦ и государства наиболее органичные с допетровских времён. Не вмешиваясь в государственные дела, патриарх высказывает позицию Церкви по русскому вопросу, эмиграции, острейшим социальным проблемам... В церковной общественности изживается закономерное неофитство девяностых годов. Вместе с тем, современные катастрофы взывают к России и Церкви о всемирной миссии. Отсюда – историческая ответственность, требования вечности и времени.

Смертельные угрозы для русской цивилизации требуют духовной мобилизации, очищения и преображения Русской Церкви, избавления от ложных исторических накоплений, признания богословских ошибок и заблуждений. Ветхозаветная натуралистическая концепции грехопадения, воплотившаяся в победившем иосифлянстве, на века задала границы и содержание господствующей установки в православном мировоззрении: натуралистичность многих религиозных представлений, приоритет материальных форм над духовным содержанием, внедрение веры не из любви к Богу и человеку, а из страха Божия, доминирование внешнего благочестия, обрядоверия, формализма, фетишизация материальных форм, уничижение сущности и роли человека, сакрализация власти и сервилизм, Эти тенденции привели к ослаблению духоводительской роли Церкви в обществе, к победе западной богоборческой античеловеческой идеологии коммунизма в России. Русская Церковь и ныне во многом иосифлянская. Духовное преображение актуализирует сохранение лучших сторон в учении преп. Иосифа, а также усиление в жизни Церкви традиций преп. Сергия Радонежского, преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского. Назрела внутрицерковная богословская дискуссия о заимствованной в иудаизме ложной концепции грехопадения, усугублённой учением Бл. Августина о первородном грехе, сыгравшими роковую роль в истории христианства, постепенное изъятие этих концепций из церковного обучения и проповеди.

Подлинно Новозаветной является вера не из страха Божия, а всецелое доверие опаляющей мистерии Нагорной проповеди. Это противостоит князю мира сего – всем мировым господствам и силам, это почти не достижимо, но апокалиптические зарницы требуют довериться беззаветной вере в Благовестие Богочеловека. Побеждать и преображать всё мирское тем, что не от мира сего, подобно проповеди горстки апостолов Иисуса Христа, распространившейся на весь мир. «Абсолютная исключительность христианства. Его вызов всем «мировоззрениям», всем «мироощущениям». Его требование обратиться, то есть буквально – перевернуть, поставить вверх дном все «привычное», и в первую очередь, конечно, религию… И его «история» как история компромисса с «миром сим», с его «логиками» и «требованиями».
В чем компромисс? Суть его ясна тогда, когда христианство ощущается как нужное, но перестает мешать жить. Суть, назначение Церкви только в одном: чтобы «мешать», то есть сохранять в мире «огонь» христианства. Однако именно Церковь и стала тем компромиссом, что делает христианство одновременно нужным и «немешающим»» (Прот Александр Шмеман). В жизни трудно, но необходимо основываться на живой вере. Критерий которой – углубленное переосмысление Новозаветного Благовестия, приведение в соответствие с ним некоторых догматических и канонических форм, религиозной практики.

Насущно обсуждение некоторых назревших введений. Церковноначалие излишне авторитарно, подготовка священнослужителей и катехизация чрезмерно начётническая. Монашество епископата – не утверждено канонами, а сложилось исторически, есть основания для пересмотра этой традиции, ибо недостатки очевидны, а достоинства нет. Преподавание в православных учебных заведениях и катехизация основываются на представлениях, сложившихся во многом при католическом и протестантском, в итоге – ветхозаветном влияниях.

Назрело решение и некоторых вероучительных вопросов. Насущно проведение Всеправославного Собора, при его невозможности – Собора Русской православной Церкви для утверждения догмата о Троице Единосущей и Нераздельной (отсутствующего в Символе веры), для осуждения христианских деноминаций с вопиюще апостасийными формами: признания гомосексуальных браков, легализация священников гомосексуалистов… Для этого есть все канонические и исторические основания. Вселенские соборы по существу были соборами имперскими, ибо проводились по инициативе Византийских императоров. Нередко императоры председательствовали на соборах и придавали их решениям статус государственных законов. «На протяжении первых IX веков Вселенскими Соборами называются соборы, которые при содействии светской (императорской) власти составлялись из епископов христианской Церкви из различных частей Греко-римской империи — ойкумены (греч. ;;;;;;;;;, лат. orbis terrariim) и так называемых варварских стран для суждения о предметах догматических и канонических. Император, как страж (лат. custos) веры и Церкви, созывал собор, делал ассигновку на расходы, назначал место его заседаний, переводил из одного города в другой, лично присутствовал и пользовался почетным председательством, или назначал своих чиновников для наблюдения за порядком, распускал собор и по предложению собора скреплял акты собора своею подписью» (Прот. Сергий Булгаков). Очевидно, что после падения Византийской империи проведение вселенских соборов невозможно, отчего на Поместные христианские Церкви переходит право решений не только церковно-политического и судебно-дисциплинарного, но и догматического характера.

Дух вечности и православная миссия в грозное время взывают к оздоровлению церковной организации. Церковь – это соборный организм, единящий церковноначалие и мирян. Патриархия это – не Церковь, а орган управления земным её организмом («32. Московская Патриархия является учреждением Русской Православной Церкви… осуществляющим исполнительно-распорядительные функции Русской Православной Церкви» – Гражданский Устав РПЦ). А мнение патриарха это – не позиция Церкви. Руководство РПЦ чрезмерно авторитарно, для чего создана система управления, грубо нарушающая Гражданский и Канонический Уставы РПЦ. Десятилетиями не проводятся Поместные Соборы. По Уставу РПЦ, принятому на Поместном Соборе 1988 года, Поместные Соборы «созываются не реже одного раза в пять лет». После Поместного Собора 1990 г. по избранию патриарха Алексея II следующий и последний на сегодняшний день Поместный Собор состоялся в 2009 году по избранию патриарха Кирилла. Архиерейские Соборы в нарушение законодательства РФ вносили поправки в Канонический Устав РПЦ. Поместные Соборы созываются только для избрания нового патриарха, а законодательные и канонические прерогативы Поместного Собора замещены решениями Архиерейского Собора, что нарушает каноны Русской Церкви и законы РФ.

К тому же последний Архиерейский Собор РПЦ состоялся в 2017 году, ибо решением Синода в 2021 и 2022 годах его созыв переносился на неопределённое время, «поскольку международная обстановка продолжает затруднять прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора». Хотя эта обстановка не мешает регулярно собираться в России множеству лидеров и высокопоставленных деятелей из многих стран. Без проведения Архиерейского Собора заблокировано и проведение Поместного Собора для решения основополагающих вопросов Церкви. В сегодняшней чрезвычайной ситуации Синод мог бы принять чрезвычайное решение о созыве Архиерейского Собора с учётом положения священноначалия в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

По Каноническому Уставу РПЦ «7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси». В то время как по Гражданскому Уставу РПЦ(зарегистрирован в Министерстве юстиции РСФСР в 1991 г., изменения и дополнения в 1998 г.): «18. Поместный Собор является высшим органом управления Русской православной Церковью; 21. а) принимает Канонический Устав об управлении Русской православной Церкви, а также вносит в него изменения и дополнения; г) утверждает постановления Архиерейского Собора. 22. Архиерейский Собор является органом управления Русской Православной Церкви в период между Поместными Соборами. 26. Священный Синод является органом управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами».

Наличие в организации трёх «высших» органов управления – это ноу-хау Патриархии, не имеющее юридического обоснования, то есть не законное, хотя в Каноническом Уставе сказано, что деятельность РПЦ осуществляется «при уважении и соблюдении государственных законов». За подобные грубые нарушения уставной деятельности любая другая организация давно была бы лишена регистрации. По сути же высшее трёхвластие – абсурдно, ибо невозможно представить какие-либо другие организации с тремя «высшими» органами управления. Очевидно и к сожалению это нововведение введено для того, чтобы реально действующим «высшим» органом управления из трёх был Синод РПЦ во главе с патриархом. В итоге создана система фактического единоначалия патриарха, что неизбежно отзывается волюнтаризмом правящих епископов и бесправием священников, выпадением из церковного влияния важных сфер жизни. Конечно же, вся эта управленческая эквилибристика не остаётся без внимания общества, даёт основания для враждебной критики Церкви, вводит в смущение совесть православных.

В девяностые годы криминал легализовывал свои капиталы на строительстве храмов и монастырей. В одном из монастырей Подмосковья воздвигнут помпезный памятник на могиле уголовного авторитета, рядом могила настоятеля, убитого при ограблении его сейфа на сотни тысяч долларов… Не дана церковная оценка чудовищного феномена «схиигумена Сергия Романова», деятельность которого всячески поддерживалась руководством Екатеринбургской епархии и патриархией. Дважды убийца, отсидевший 13 лет,
в нарушение канонов Церкви был рукоположен в священники,
назначен игуменом строящегося монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Не трудно понять, какие финансы на строительство нескольких монастырей и храмов привлекал уголовный преступник. «Схиигумен» проповедовал: царскую семью убили евреи, использовав кровь для сатанинских обрядов; власти вводят в заблуждение православных, призывая признать фальшивые останки; кто признает «екатеринбургские останки», попадут в ад… Романов, как классический лидер тоталитарной секты, многие годы разжигал рознь, настраивал людей против властей, призывал к насильственной смене конституционного строя.И никакого осуждения его деятельности руководством Екатеринбургской епархии и Патриархии в течение многих лет! Наконец в декабре 2020 года Романов был задержан в результате штурма спецподразделениями Среднеуральского монастыря и осужден на длительный срок. Никак не оценён в Патриархии и тот факт, что в течение десятилетий Романов увёл в сектантство \тысячи православных, задурил головы и многим известным деятелям… Подобные непотребства должны были купироваться церковным руководством в зачатке.

Все это свидетельствует о том, что Патриархия приобретает черты корпорации, закрытой от православной общественности и законодательства. Это чревато сокрытием и усилением неизбежных во всяком обществе пороков, что блокирует своевременное их разрешение и стимулирует зловредную подачу фактов врагами Церкви.

Среди епископата и священства встречается невежество, чреватое пагубными решениями и понижением авторитета церковноначалия. Особенно это проявилось в истории идентификации останков семьи императора Николая II. К 1995 году были завершены исследования и экспертизы по идентификации останков, правительство РФ назначило дату захоронения. В Россию приехали руководители «Русской зарубежной экспертной комиссии», – потомки русских эмигрантов, офицеры различных специальных служб США (Российская зарубежная экспертная комиссия по установлению судьбы останков членов российского императорского дома, убитых большевиками в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. и вопросам восстановления исконного правопорядка в России. – Создана в 1989 году). С ними действовала вдова племянника Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова Ольга Николаевна. Она привлекла для генетической экспертизы крови мужа – профессора Евгения Рогаева, исследования подтвердили подлинность останков. Тем не менее, Ольга Николаевна взяла с Рогаева расписку о неразглашении и заявила о ложности «екатеринбургских останков». Все они выступали в Правительственной Комиссии по идентификации останков, в Государственной Думе, в СМИ, в Синоде РПЦ, заявляя о фальсификации екатеринбургского захоронения спецслужбами СССР-России. Среди прочего, они утверждали, что череп Николая IIбыл доставлен в Кремль Ленину. Синод РПЦ доверился этим наветам, предложил правительству провести дополнительные экспертизы и ответить на 10, вопросов, среди которых – о ритуальном убийстве семьи императора. Следователь Владимир Соловьев сменил экспертную группу на предложенных Синодом, поставив задачу ответить на все вопросы Синода. Через три года все исследования подтвердили идентификацию. Тем не менее Синод отказался признавать останки, предложил их захоронить в «безымянной могиле-памятнике», патриарх не участвовал в их захоронении в 1988 году, священники отпевали их как безымянных бомжей… Так операция спецслужб США по «восстановлению исконного правопорядка в России» достигла своей цели: посеяла рознь в обществе, между РПЦ и государством, не все останки захоронены, мощи не признаны до сих пор…

В двухтысячных подтвердилась идентификация вновь обретённых останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, что вновь не признали в Патриархии. Наконец, проведённые Патриархией по настоянию президента Путина собственные исследования очередной раз подтвердили идентификацию останков. Руководство Патриархии заявило, что предыдущее следствие не допускало РПЦ к результатам экспертиз, что не соответствует действительности. Представитель Патриархии утверждал, что, в отличие от следствия в течение двух десятилетий, исследования Патриархии будут «объективны». Для чего необходимо изучить и версию ритуального убийства, а также утверждения академика В.В. Алексеева о том, что женщины императорской семьи могли выжить и выехать в Европу. Ну и, конечно, во имя «объективности», – о голове императора в кремлёвском кабинете Ленина, о масонстве Николая II… После скандала о «ритуальном убийства» пришлось эту версию дезавуировать, «женская» же и «головная» версии отпали сами собой ввиду их бредовости. В каждом обществе всегда распространены мифы и фобии, но когда авторитетнейшая инстанция их поддерживает, степень бредовости в обществе и сектантство возрастают на порядки.

Наконец, Синод заслушал итоги проведённой в Патриархии идентификации и решил вынести их утверждение на Архиерейский Собор РПЦ, который не собирается более шести лет в нарушение Устава РПЦ. При этом подтвердились все результаты многолетнего следствия, при затрате больших средств и времени новые исследования не добавили ни одного нового факта. Но руководство Патриархии продолжает утверждать, что только их исследования установили истину. Очевидно, что такого рода двусмысленности не остаются без внимания общества и подрывают авторитет Патриархии.

Для оздоровления Патриархии недостатки должны соборно обсуждаться в церковной общественности и изживаться.


Рецензии