Январское утро, часть 7
В боях за первый остров Шумшу столько сильных, здоровых ребят потеряли. Жалея друзей, осознавая эти потери, ещё сильнее возрастала ненависть к тем, кто породил эту войну. «Мы дрались, как одержимые, откуда только силы брались»: всегда повторяет, как заклятие, мой дядя, когда заходит разговор о ВОВ войне. Да, Великая Отечественная Война - Священная Война!.. Меня всегда охватывает волнение, когда приходиться детально изучать и вспоминать о ней, поднимая материалы военных лет.»
- Извините милостиво! – Возле нашего столика остановился мужчина в ярко-синем свитере, - позвольте мне ненадолго прервать ваш разговор, - он окинул нас приветливым взглядом и, придвинув стул, спокойно сел напротив Сергея. – Меня зовут Марат Русланович, я художник и неравнодушный к политике человек.
Нечаянно услышал ваш разговор, подивился – редчайший случай – сидят люди в уютном кафе и говорят не о чеченских событиях, на худой конец, так нет же, о Великой Отечественной. – Проговорил он на одном дыхании, словно боясь, что его остановят и не станут слушать. Но, убедившись в нашем внимании, спокойно продолжил, - Мой старик-отец участник той войны.
До Перестройки набирала силы традиция приглашать ветеранов Отечественной войны в гости к школьникам, студентам, даже в детские сады. И знаете, боевой дух старых фронтовиков воспарял, я бы сказал. Надевали кителя, костюмы с наградами на груди, домой возвращались счастливыми и просветлёнными.
Потом всё необъяснимо сникло, настали другие времена, "капиталистические". Я могу продолжить, вас не тяготит вторжение моей персоны в ваш разговор? Откровенно говоря, мне и поделиться своими мыслями особенно не с кем.
Мы с Сережей поддержали его, единодушно, словно сговорившись, выразив готовность слушать начатую им историю.
- Ну, так вот. Решили они в Совете ветеранов всё-таки возобновить эту важную в воспитании молодого поколения традицию. Согласовали визиты с образовательными учреждениями. И вот с цветочками, коробками конфет для угощения детей, мой старик и два его друга, получив разнарядку, 9 Мая прошлого года отправились в школу нашего микрорайона.
В школьных коридорах тишина, идут уроки. За дверями классов приглушённые голоса, правда, где и погромче слышатся. Директора застали в кабинете. Дама пригласила их присесть и, если быть кратким, объяснила ветеранам, что в школах современного общества новые программы, новые направления, новые отчётности, учебный цикл настолько уплотнён, что для старых традиций просто не остаётся свободного времени.
Старики, едва справляясь с душераздирающим огорчением (выражение моего отца), поздравили её с Днём Победы, вручили цветочки и конфеты и, «не навязав боя», поникшие покинули школу. «Как быстро меняются нравы», - только и сказал мне отец, вернувшись вечером домой. А утром следующего дня разговорился, наконец.
Старик мой последнее время часто хворает, но всегда найдёт повод поговорить о боевых товарищах, вспомнить особенно дорогое прошлых лет. Вы, конечно, понимаете, - любая война ненавистна всем нормальным людям, но память о ней обязательно должна жить.
А вот постулаты моего деда: Владея светлым разумом, должны мы помнить и не позволять любителям мнимых подвигов искажать факты истории войн, поскольку именно в них заложены основные положения укрепления мира на планете. Стремление к миру, объединяет людей, наделённых здравым рассудком. Не поддерживай провокацию к драке, но будь готов защитить себя, семью, и страну от неминуемо настоящей войны, тогда и победа будет за тобой, за нами.
Только не подумайте, ради Бога, что, подслушав ваш разговор, я вломился в него, чтобы поумничать перед вами. Нет-нет! Просто решил поделиться своим, а заодно выплеснуть наружу обиду за отца и таких, как он солдат, защищавших Родину от фашистского нашествия, длившегося с боями четыре года, начиная от 21 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, дата официального окончания войны.
Но ещё раньше, Первого Мая 1945 года советские солдаты, не дожидаясь подписания безоговорочной капитуляции врага, смело водрузили Знамя Победы на купол фашистского Рейхстага в центре Берлина. Этими храбрецами были наши красноармейцы: Мелитон Кантария, Михаил Егоров и Алексей Берест.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225090101568