А. П. Чехов против Л. Н. Толстого
У Чехова все наоборот, к банкротству приходят люди, которые христианскую мораль, семейное благополучие и мнение общества поставили выше любви. Главный герой рассказа помещик Алехин любит жену своего хорошего знакомого Лугановича, которую как и героиню Толстого, зовут Анной, она отвечает ему взаимностью. Но любящие не признаются друг другу в своих чувствах, они уверены в том, что нельзя нарушать покой семьи, разрушать ее. Алехин становится завсегдатаем в доме своих знакомых, ужинает у них, многие часы проводит в беседах с Анной, ходит с нею в театр. Но это все не то, не то. Ежедневные привычные встречи в статусе друзей не приносят удовлетворения ни Алехину ни Анне. С каждым годом любящие становятся все более несчастными, в их отношениях наступает кризис, Анна заболевает нервным расстройством. И вот приходит время, когда героям нужно расстаться. Лугановича назначают на должность в одной из западных губерний, а Анна прежде чем последовать за мужем отправляется на лечение в Крым. Алехин провожает ее на железнодорожном вокзале. И тут между героями наконец происходит объяснение, о котором Алехин, от лица которого идет повествование у Чехова, рассказывает так:
«Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Предательство брака и семьи во имя любви привело к краху Анну Каренину, в романе Л.Толстого.
Предательство любви во имя брака и семьи привело к краху Анну и Алехина в рассказе А.Чехова.
Другой рассказ Чехова «В ссылке», как мне кажется, направлен против толстовского представления о «правильной», христианской жизни, состоящей в ручном труде, непривязанности, безбрачии, терпении. Мужик Семен в рассказе Чехова живет в соответствии с идеалами Толстого, он не имеет собственности, семьи, проводит жизнь в труде, бедности, различных испытаниях. Семен чем- то походит на Платона Каратаева из романа «Война и мир» Толстого. Он также ни к кому лично не привязан, ни в ком не нуждается, также живет заботами сегодняшнего дня, переносит такие же трудности и лишения.
Семен так говорит своему помощнику-татарину:
«Я, братуша, не мужик простой, не из хамского звания, а дьячковский сын и, когда на воле жил в Курске, в сюртуке ходил, а теперь довел себя до такой точки, что могу голый на земле спать и траву жрать. И дай бог всякому такой жизни. Ничего мне не надо и никого я не боюсь, и так себя понимаю, что богаче и вольнее меня человека нет».
Но если Платон Каратаев у Толстого - идеал человека, олицетворение доброты, самоотверженности и заботы, то Семен у Чехова наделен противоположными качествами. Чехов считал и отразил это в рассказе, что суровые условия жизни, бедность, материальные лишения и испытания отрицательно влияют на человека, огрубляют и ожесточают его. Он становится холодным, черствым, равнодушным к окружающим, злорадным в отношении к чужим несчастьям. Именно таким человеком предстает Семен в рассказе Чехова.
На мой взгляд, жизненная правда на стороне Чехова и его герой Семен из рассказа «В ссылке» более вероятен в реальной жизни, чем Платон Каратаев из романа Толстого «Война и мир».
Свидетельство о публикации №225090101617