57. Писатель Александр Серафимович Серафимович Поп
7/19/ января 1863 - 19 января 1949 г.
Кавказские народы горды тем, что такие русские писатели, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой одними из первых побывали на Кавказе, описали Кавказ, кавказскую действительность, топонимы, ономастику, этикет, обычаи, нравы и традиции кавказских горцев. В годы гражданской войны на Северном Кавказе побывали такие известные писатели, как Михаил Булгаков, Александр Серафимович (Попов).
Вся жизнь Александра, сына казачьего есаула Серафимовича Попова, автора легендарного "Железного потока", была полна противоречий, трудностей.
Впервые, будучи студентом Петербургского университета, о6 написал листовку-воззвание, объясняющую причины и смысл неудачного покушения на государя-императора, за это пришлось отбывать в ссылке в Архангельской губернии (1888-1890 гг.) и испытать все тяготы тяжелейших условий.
И первый свой рассказ "На льдине", автор публикует под псевдонимом "Серафимович". Изначально его любимый жанр - журналистика, далее очерки, рассказы.
В 1901 году Александр Серафимович издаёт свою первую книгу, в которой уже публикует очерки и рассказы.
Февраль 1917 года и Октябрь 1918 года А.Серафимович принимает с восторгом, работает в газетах "Известие", "Правда", будучи военным корреспондентом, колесил по фронтам Гражданской войны.
1918 год был тяжёлым для всех жителей страны. Особенно в сложной обстановке находились жители Осетии, Ингушетии, Чечни.
В 1919 год на арене революционных действий такие деятели, как С.Орджоникидзе, С.Киров, Н.Гикало, Г. Иоанисиани, Идрис Зязиков и многие из числа ингушей сумели организовать мощное сопротивление против белогвардейцев под предводительством генерала Деникина.
В докладах и выступлениях Серго Орджоникидзе и в мемуарах самого генерала Деникина сказано о мощном сопротивлении всего ингушского народа, который как один встал на защиту своего Отечества.
Если мы говорим о том, что для России 1-ая Отечественная война была в 1812 году против французов под предводительством Наполеона, а вторая Отечественная война - в 1941-1945 годах против фашистской Германии, то для ингушского народа Гражданскую войну 1917-1920 гг. можно назвать первой Отечественной войной, в которой полегли две трети всего населения, в том числе женщины, дети.
Горем объята вся Ингушетия, весь Северный Кавказ.
В 1919 году, несмотря на то, что ингуши находились в тяжелейших социально-бытовых условиях, любовь к Отчизне давала всему народу силы для сопротивления. Горцы сумели в самый разгул деникинщины на Северном Кавказе не только сохранить боеспособные части, но и организовать мощное сопротивление врагам Советской власти. Белогвардейцы во главе с генералом Деникиным, обладая такой сильной мощью, предпринимая карательные операции, включая артиллерийский обстрел и поджоги, столкнулись на стойкое сопротивление, которое привело к потере в их рядах. В итоге их ждало отступление. Деникинцы так и не смогли сломить дух ингушского народа, в котором крепка и сильна была любовь к своей Отчизне. У А.Серафимовича в записной книжке были такие записи, которые стали известны широкому кругу читателей после его смерти, некоторые исторические факты того периода: «Из 27 населённых ингушских пунктов деникинцами сожжено 13 населённых пунктов, убито 5 тысяч человек и от холеры умерло 800 человек».
А во второй Отечественной войне 1941-1945 гг. последним защитником Брестской крепости был ингуш Уматгирей Барханоев, которого немцы похоронили с почестями, отдав дань уважения мужеству герою - патриоту ингушу. Ингуши, все как один, воевали на фронте и в тылу за Советский союз.
Писатель дважды побывал в нашем крае. "Всего два раза побывал А.Серафимович на Кавказе", - подтверждает исследователь творчества Александра Серафимовича к.ф.н., доцент Юрий Верольский*, бывший мой преподаватель Кафедры русской и зарубежной литературы ЧИГУ им. Л.Н.Толстого, проработавший на одной кафедре с моим супругом к.ф.н, доцентом Ахметом Орцхоевичем Мальсаговым, более 35 лет.
Впервые А.Серафимович приехал на Кавказ в город Владикавказ осенью 1921 года и находился здесь до весны 1922 года. В тот период правобережье Владикавказа было ингушское, а левобережье - осетинское. Во Владикавказе А.Серафимович рассчитывал подкрепить своё здоровье, подорванное ссылкой и военными действиями. В этот период писатель знакомится с приезжими с центра и местными революционерами Н.Гикало, Г.Иоанисиани. Идрисом Зязиковы с другими руководителями коммунистов Горской республики. Идрис Зязиков в те годы состоял членом комитета обороны, являлся ингушским секретарём горских коммунистов, народным комиссаром земледелия Терской области.
Многие исследователи, в том числе и Ю.Верольский, и сам А.Серафимович в своих статьях, очерках употребляют слово "трудящиеся" Ингушетии. В Ингушетии в тот была небольшая группа людей, а в основном простые крестьяне, труженики, которые сеяли овёс, пшеницу, кукурузу, картофель, разводили скот, тем самым добывая пропитание своей семье, близким и родным.
Ингушетия нуждалась в квалифицированных сотрудниках, владеющих русским языком. Александр Серафимович с первых дней своего пребывания на лечении во Владикавказе активно включился в работу местной партийной организации. Он не мог стоять в стороне от жизни и всей душой отдавался делам партии, Советов. Серафимович много времени уделял воспитанию молодых сил для осетинской и ингушской литературы.
В декабре 1921 года состоялась Ш Горская областная партийная конференция. Александр Серафимович был избран членом Горского обкома партии. Его избрали делегатом на Всероссийскую конференцию РКП/б/. А через некоторое время пленум обкома партии назначил его заведующим отделом агитации и пропаганды. "Конференция и пленум, - по мнению Юрия Верольского, - только узаконили создавшееся положение".
Несмотря на то, что Александр Серафимович ранее не работал в партийном аппарате, зимой 1921 года, он разъезжает по ингушским и осетинским сёлам, знакомится с жизнью и бытом горцев.
После этих поездок Александр Серафимович опубликовал два очерка: "Горное утро" и "Две встречи".
В очерке "Горное утро" по мнению Ю.Верольского, "показаны те огромные, которые произошли в жизни и психологии ранее тёмных, забитых, угнетённых представителей малых народностей Северного Кавказа. Рассказчика и и горца сближает общая забота о здоровье Ленина и ненависть к врагам трудового народа....
Очерк заканчивается утверждением , навеянным этой встречей, что в горах начинается новая жизнь, разгорается утро, в жизнь горцев вошли новые люди, для которая Советская власть - новая власть".
Правильнее было бы сказать, изменилось мировоззрение людей после установления Советской власти в Ингушетии.
4 июня 1918 года состоялся съезд ингушского народа в крепости Назрань.
Летом 1920 года состоялся во второй раз съезд ингушского народа, который завершился арестом бывшего царского пристава Шахмурзиева за сотрудничество с деникинцами. Орцхо Мальсагов избран Военным комиссаром Ингушетии, принимает активное участие в организации красных партизанских частей, артиллерийских, пулемётных команд.
В 1918 году арестован "белыми" за службу Военным комиссаром Назрановского округа.
В 1919 году в Уваровском замке в селение Базоркино Орцхо Мальсагов избран в Совет Обороны, в состав которого вошли 11 человек, где присутствовали Идрис Зязиков с Серго Орджоникидзе. Это отмечено Орцхо Мальсаговым в его очерках о гражданской войне на Северном Кавказе, опубликованы в книге "Турпала т1ом".
Орцхо Артаганович командовал Долаковско-Кантышевским боем, где получил ранение. Орцхо Мальсагов был единственным артиллеристом в Ингушетии на тот период.
Орцхо Мальсагов был знаком с Александром Серафимовичем и Михаилом Булгаковым.
Орцхо Мальсагов принимал участие в июне 1920 года на съезде ингушского народа.
В Записных книжках Серафимовича встречаются фамилии и адреса многих общественных деятелей и писателей Ингушетии. Это Абдул-Гамид Гойгов, Идрис Зязиков, Заурбек Мальсагов и др. А А.-Г.Гойгову он подарил свою книгу "Народ в степи" с дарственной надписью "Пора менять амбар на музу". Все ингушские писатели оказывали содействие, оказывали всевозможную помощь в сложных условиях кавказской действительности, обогащали его кругозор ингушским фольклором, обычаями и традициями ингушей. Меткость ингушских пословиц изумляла писателя.
Н основная идея его очерков в том, что горцы поддерживают власть Советов. "Сам писатель приходит к такому выводу на основе наблюдений за революционной явью Ингушетии, только что вступающей на порог новой жизни".
Серафимович постоянно проявлял интерес к жизни народностей Северного Кавказа. Серафимовича "интересовало, как прививается советский строй в глухой национальной окраине".
ПИсатель посетил Кавказ в 1926 и в 1928 годах, посетил аулы Кабарды и Осетии.
В 1928 году Писатель побывал во Владикавказе.
Впечатления от этих новых встреч с представителями кавказских народностей отражены в рассказах "Адимей" и "Девушка гор".
Серафимович не раз отмечал те трудности, которые стояли перед Советской властью. "Писатель особо подчеркивал роль передовой горской молодёжи в деле борьбы за укрепление Советской власти на Северном Кавказе. "В ногу с многочисленной, но крепко спаянной группой революционеров, в авангарде шла национальная молодёжь. Она первая восприняла Октябрь не только умом, сколько сердцем. Тяжёлую, опасную, геройскую борьбу вынесла она с классовым врагом, борясь со старыми обычаями, вековыми предрассудками.
Много тут поработал комсомол. Он нёс знамя Октября в самые отдалённые углы".
Всё лето и весь сентябрь 1929 года писатель вторично побывал на территории Чеченской автономной области. Более месяца он находился в Грозном, а затем совершил поездку в селение Шатой (ныне с. Советское), побывал во многих местах тогдашней Чеченской автономной области.
Летом 1929 года в селение Шатой (с. Советское) открыли дом отдыха. Серафимович через посредство чеченского писателя Саид Бея Арсанова был приглашён чеченским областным исполкомом провести месяца два. Серафимович приехал вместе с супругой. А заведующим облоно Чеченской областной области тогда был Халид Ощаев. Во время приезда писателя Ошаев проводил массовые кампании в Шароевском, Итум-Калинском, Галанчожском аулах.
При возвращении из командировки Халид Ошаев, услышав о приезде русского писателя Серафимовича, немедля отправился на встречу с ним.
В общении, узнав о том, что Халид Ошаев ездил в качестве мирного посла для разрешения спора из-за пастбищной горы Халика между жителями ущелья Малхиста -чеченским и грузинским племенем - хевсурами. Малхиста по чеченки означает "урай солнца". По мнению Халида Ошаева, "такое название этот район получил потому, что в седую старину жители этого ущелья поклонялись солнцу".
Рассказ Халида Ошаева о Малхиста с его лунными ландшафтами и мрачными скалами, со старинными башнями, торчащими на недоступных скалах где-то под облаками или внизу в черноте ущелья, о суровом крае этого народа, Серафимович и выразил своё мнение поехать поехать вместе с Халидом Ошаевым.
Несмотря на все доводы, которые приводил Халид Ошаев, Серафимович был твёрд в своём решении. Писатель-казак готов был от Итум-Кале три дня ехать верхом на лошади. Лаже супруга не смогла его отговорить. Писатель связался по телефону с секретарём обкома партии товарищем Булатом.Ему не удалось отговорить Александра Серафимовича, и тот просил передать телефон Ошаеву.
Утром выделили тачанку до Итум-Кале в сопровождении четырёх проводников.
Халид Ошаев описывает каждую мелось, остановки , мероприятия, которые Серафимович проводил даже с детьми, и всё это давало полную картину гостеприимства, проявленное по отношению к дорогому гостю. Ему режут барана, хозяин кормит его с рук, проявляя знак уважения.
Дорога на Итум-Кале, наполовину проложенная в скале карнизом, поразила писателя. Они остановились в Ушкалойском ущелье. Боевая башня, прилепившаяся к скале, на правом берегу реки Чанты-Аргуна, на совершенно недоступном месте.
Серафимовича взволновал рассказ Халида Ошаева про эту башню , и он её записал: "Жили в башне семь братьев и одна сестра. С двух сторон через бушующий Аргун, к подножию башни, были перекинуты два моста. Обойти их люди не могли - не было другой дороги. С каждого проезжего братья брали плату. Раз в лунную ночь братья сказали сестре-девушке:
- Пойди и зачерпни кувшин воды из Аргуна.
- Ой, я боюсь, - ответила сестра.
- Как? До воды два шага. И нас семеро братьев у тебя. И луна ярко светит. Иди, набери воды!
Сестра вышла из башни и стала набирать воду.Вдруг на неё набросились ожидавшие её люди и потащили через мост.Сестра кричала и звала на помощь братьев, но из-за шума Аргуна они её не услышали.
И крикнула, говорят, сестра:
- О ты, буйный Аргун! Хоть ты скажи моим братьям, что луна мне не помогла!"
В Итум-Кале писатель побывал в районных учреждениях, интересовался жизнью горцев, бросал с ребятами камешки в реку Аргун.
Утром для гостя выбрали самую смирную лошадь и в сопровождении 4 проводников отправились в глубь гор по тропе, вьющейся у берега реки Чанты-Аргуна. "Караван" возглавлял молчаливый, но боевой проводник -малхистинец Хачуко Ичаев.
В полдень прибыли к местечку Кирды Баунишка - острому мысу, образовавшемуся при впадении реки Терлой Ахк в Аргун. Мыс этот - подобие ладони, поставленной на ребро.Высота его полтора метра, а длина -сто двадцать, сто тридцать метров. На самом краю его, одна рядом с другой, высились пять башен, две из них обрушились - торчало лишь по одной стене.Подступ к башням возможен был только с западной стороны по крутому спуску.
Александр Серафимович прошел к самому краю отвесного мыса и сел. Сидел у башни долго, молча записывая что-то в книжечку.
До самого аула Шинди Серафимович ехал молча.
Дорога утомила писателя, хотя старался не показывать этого. В аул Шунди они добрались после полудня.Дорога была не из лёгких.
п
15 августа 1929 года в адрес Чеченского облисполкома, пригласившего писателя посетить область, поступила телеграмма, "Текст которой гласил: "Усть-Медведица. 14. 15 выезжаю. Серафимович". Интерес Серафимовича к Ингушской автономной области и к Чеченской автономной областям был глубоким и постоянным.
Через 2 дня писатель прибыл в Грозный. В первые же дни своего пребывания в Грозном, писатель стал знакомиться с жизнью трудящихся города и промыслов. В это время проходил УП областной съезд строителей, принял активное участие в нём. Александр Серафимович побывал на Горячеводском курорте нефтяников.
Приезд известного советского писателя активизировал работу начинающих литераторов города и сёл.
В газете "Грозненский рабочий" (от 16 августа 1929 года, № 189)на "Литературной страничке" помещена краткая биографическая справка о писателе и отрывок из романа "Железный поток". В то время в Грозном существовала ассоциация пролетарских писателей, писатель встречался с молодёжью.
Грозненская ассоциация пролетарских писателей в двухнедельный срок организовала кружки при рабочих клубах, встречи с писателями Саидом Бадуевым, Вениамином Жаком, Гейном (Ю.Вопияковой и др.
Сохранился очерк Халида Ошаева, описывающий воспоминания о встрече с писателем Серафимовичем "Из литературного прошлого нашей республики", опубликованный в 1959 году в альманахе №2 "Дружба" в Чечено-ингушском книжном издательстве.
.
В 1936 году Александр Серафимович пишет очерк "Две встречи". В основу очерка "Две встречи" легли рассказы участников героических событий в Ингушетии, знакомство с их чрезвычайно сложной обстановкой, в которой проходила гражданская война на территории Чечни, Ингушетии, Осетии.
Главным персонажем в первой части очерка является Серго Орджоникидзе -любимец ингушей, которому ингуши поверили в обещания Советской власти. Серго Орджоникидзе возглавлял большевистские отряды против сил контрреволюции. Автор рассказывает о выступлении Серго Орджоникидзе на съезде ингушского народа в Назрани летом 1920 года.
Пейзажная зарисовка автора ассоциируется с разворачивающимися событиями. "Перед нами расступившиеся горы, река, вырвавшаяся на плоскость, чёрное море мохнатых шапок ингушей".
Серафимович, как и многие ингуши, не мог понять, не мог объяснить горцам суть политики того времени. Несмотря на то, что ингуши сражались против белогвардейцев, у простого народа отбирали скот, происходили бытовые неурядицы.
Все эти события писателем были описаны из воспоминаний горцев, потому что сам Серафимович приехал в Ингушетию через год после этого съезда.
Со слов горцев Серафимович составляет портрет Серго Орджоникидзе. Ингуши оказывали содействие Серго Орджоникидзе, сопровождали его в поездках по горным местностям, прятали от белогвардейцев.
К самому краю толпы Быстро вышли несколько товарищей, за ними спокойно небольшого роста крепкий в белой гимнастерке с темным, за которым внутренне сжаты энергия и напор, лицом товарищ. Я уловил пронесшееся: Орджоникидзе. Все также спокойно, но не теряющим времени с широким военным шагом вошел он раздвинувшуюся толпу. Встал. Небольшой опустевший круг замкнулся.
Продолжение следует
В книге "Кавказские встречи"опубликованы очерки про ингушей: "Ингуши", "Базар", "Голодные, голодные", "Горное утро", "На Кавказе".
Свидетельство о публикации №225090101624