О социологии как науке говорить преждевременно
В одном из интервью Шереги вспоминал: «Я пришел в советскую социологию случайно, причем как “белая ворона” и остался “белой вороной” и в российской социологии. Иначе говоря – пришел в социологию “ниоткуда”, “побродил” в кулуарах словно незваный, но “диковинный” гость, и остался в российской социологии как неудобный объект, который в какой-то мере мешает, но к которому “притерлись” и мимо которого можно проходить не замечая, коли в нем нет надобности».
Год назад я написал о Шереги биографическое эссе «Невидимый человек невиданной продуктивности» http://proza.ru/2024/04/05/1253, в нем объясняется и природа высокой научной продуктивности и смысл слов «невидимый человек».
Если я ошибаюсь, говоря о том, Шереги – автор и соавтор полусотни книг, то совсем немного, причем, я не уверен, что в сторону завышения. И новая работа - «Гносеология социологии» - вполне естественное продолжение сделанного, она была давно задумана и что крайне важно, рассматривается автором не только как подведение итогов, но и как задание самому себе на ближайшие годы.
Заголовок настоящего материала – это строка одного из ключевых положений книги, его можно прочесть в начале Предисловия и на обратной стороне обложки: «В общей постановке проблемы социологической гносеологии автор исходит из концепции, что сегодня о социологии как науке говорить преждевременно по ряду причин: 1) отсутствия непротиворечивой объективной и практикой верифицированной теории; 2) отсутствия собственных методов анализа эволюции цивилизаций; 3) апологетической обремененности из-за отсутствия свободных от властных структур источников финансирования социологической науки; 4) идеологического противодействия властных структур и апологетически настроенной части обществоведов объективному развитию социологической науки, за исключением социологического ремесла, практикуемого в прикладной социологии» (стр.9). И в конце Предисловия: «Материал книги содержит как методически завершенные главы, так и гносеологические гипотезы, которые могут быть основой генерирования различных направлений дальнейшего научного поиска в социологии» (стр. 10).
В значительной степени настоящая книга – это история теоретико-методологических построений автора и его прикладных исследований. Одновременно мы находим здесь динамику и масштаб его видения социологии. Книга – уникальна, ибо мало кто (никто?) в России не имеет его опыта единения разных направлений научных исследований: теория-методология- различные эмпирические методы-много отраслевой анализ социальной ткани общества.
В подтверждение утверждения об изучении множества аспектов развития социума приведу названия ряда книг, базирующихся на социологических исследованиях, проведенных Шереги с начала 1980-х до начала 2020-х: «Политическая культура и молодёжь», «Формирование населения в зоне БАМ», «Межнациональные конфликты и проблемы беженцев», «Социология образования: Прикладной аспект», «Дети с особыми потребностями: Социологический анализ», «Социология политики: Прикладные исследования», «Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодёжи», «Международная деятельность в области образования: Практика, исследования, анализ», «Наука в России: Социологический анализ», «Молодёжь России: Социологический портрет». Подчеркну, книги, в которых рассматривались актуальные для своего времени социальные проблемы, не потеряли своего научного значения, но к тому же приобрели новый смысл, в них – история нашего общества.
Интересна структура рассматриваемой книги, многие главы – это ранее опубликованные журнальные статьи, таким образом, будучи элементом раскрытия стержневой темы монографии, каждая глава «замкнута на себя». Такой подход к организации текста принципиально облегчает знакомство с книгой объемом в 600 страниц. Интересно и то, что соединение написанного в разные годы не смотрится мозаикой, а благодаря синэргетическому эффекту, приобрело монолитность.
Не могу перечислить названия всех глав, ограничусь лишь заголовками четырех разделов, раскрывающих понимание Францем Шереги проблематики социологической гносеологии:
Раздел первый. Критический анализ социологической гносеологии
Раздел второй. Вербальные категориальные модели в теории социологии
Раздел третий. Формальная логика как основа методов эмпирического исследования в социологии
Раздел четвертый. Из истории становления советской / российской прикладной социологии
Занимаясь уже четверть века, замечу, при постоянной поддержке Шереги, историей отечественной и американской социологии, не могу не отметить значения последнего раздела. В этой книги история социологии автоматически становится пластом социологической гносеологии, о чем чем многие даже не задумываются.
И в целом, новая книга Франца Шереги со многим знакомит и о многом заставляет задуматься.
Свидетельство о публикации №225090100167