***

 Эссе.   «Сергей Есенин  и   Царская Семья»
Мысли одна за другой льются, только успевай ловить. Первый день Петровского Поста, Апостольский пост. Очень люблю Этот Апостольский пост Петра и Павла.А ,особенно, когда слышу Евангелие и вопрос Господа : « Глаго;ла ему; тре;тiе: Си;моне Ио;нинъ, лю;биши ли Мя;? Оскорб;; [же] Пе;тръ, я;ко рече; ему; тре;тiе: лю;биши ли Мя;? И глаго;ла Ему;: Го;споди, Ты; вся; в;;си: Ты; в;;си, я;ко люблю; Тя. Глаго;ла ему; Иису;съ: паси; о;вцы Моя;.»
 Евангелие от От Иоанна, гл. 21 стих 17
« Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» — и ответил: — Господи, Ты знаешь всё, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус сказал ему: — Паси Моих овец.»-перевод.
Пасти, значит ни на минуту  не упускать из виду, и, главное, не потерять. А вот кто же Сергея Есенина не  смог сохранить, как талантливого поэта. Ведь его жизнь сплошные взрывы и падения. И Все имеет трагическую окраску.
Когда-то, работая в филармонии,  будучи уже крепким мастером художественного Слова,  добившись успеха и признания публики, я делала  большие литературные работы, так называемые , литературные полотна .возила на гастроли по всей стране. Программы разные ,и, в том числе, и поэзия Есенина. Моя   мама очень любила Есенина. Рассказывала, что когда он был запрещен, они с подругами  переписывали книги поэта в  тетради  и хранили, скорее прятали,  на чердаках, в потайных местах. Она мне его и читала и пела. У меня зародилась мечта  побывать на родине Есенина. Помнится, были   80 е годы. Классическая культура еще была востребована, держалась в народе и пользовалась интересом. И вот в моем гастрольном  графике стола  Рязань, а это значит Константиново-музей Сергея Есенина. Когда я шла по улице Константиново, где был дом-музей Есенина,  я увидела, что дома с наличниками, как и у бабушки в Нижней Салде. В окошках цветы, обязательно, очень красивые-тяга к прекрасному. И на доме Есенина, на окнах, я тоже увидела наличники, потом деревянное крыльцо со ступеньками, как  у моей бабушки.. В комнатах  очень знакомую мебель, буфет с посудой, комод с ящичками, на кроватях подушки должны быть взбитыми - особая красота.. А еще  половики белые самотканые, в ручную сделаны, прямо как у моей бабушке-белые, храню до сих пор бабушкины половики. Расстелены и у меня до сих пор на полу, ну не чудо ли, эти русские половики ! Это наша русская картинка.-белые дорожки на полу, чистые, всегда  их стирали. Вот вам Русская Изба - и Русский дух и Русью пахнет. Ты моя Русь, домотканная. Не помню, были ли иконы, власть – то была советская, да и у бабушки где-то в уголке висела  и  не заметишь. Но зато у бабушки на маленьком резном стоике лежало Евангелие, которое мне бабушка читала, потому   что я все время просила бабушку  почитать эту книгу, слушаю, слушаю и  не понимаю.. Но бабушка  мне поясняла: «Это особая книга. Священное писание». А потом разные притчи мне рассказывала, да еще и пела, красиво так, говорила, что певчей была в церкви.Так, мне еще  в советское время, открывались  эти духовные понятия  через мою бабушку. Она  же в этом духе  была воспитана. И вот  когда я ходила по музею в Константиново, я этот русский дух, как у бабушки, видела и чувствовала. Значит и Сергея Есенина растили в духовности, в вере к Богу, в любви ко  всему русскому, к природе…я ходила и дышала этим родным простором, этим  воздухом с соловьями. Вспоминаю  и думаю, как же этот русский соловей и в России – то, в родной России,  был запрещен. А потому и был запрещен, потому что  этого русского поэта заметила и обласкала вниманием Царская Семья, а Великая  Княгиня Елизавета Федоровн  подарила ему икону Серия Радонежского,  его  небесного покровителя. Он был   рожден в Державной России ,и был ее гражданином и почитал царя, и даже моя бабушка говорила, что при царе они хорошо жили    и непонятно зачем его убрали. А как же сейчас не  вспомнить,что  «В 1915 г. при поддержке Государя Императора Николая II создается «Общество возрождения художественной Руси», которое, согласно принятому Уставу, поставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям».
 «Общество возрождения художественной Руси» Это же Государь Николай Второй  решил не просто  создать,но     поддержать  русских  художников, русских поэтов, таких, как Васнецов, Нестеров, Ремезов,  и особенно  крестьянских  поэтов  Николая  Клюева и Сергея Есенина.
Вот ведь не говорят, что  Есенин был обласкан Царской Семьей. Но  ведь Государыня Александра Федоровна      разрешила написать Ей посвящение, и он же  написал на сборнике  « Голубень»: «благоговейно посвящаю Александре Федоровне»(Царице).Это вызвало у поэтической интеллигенции  всплеск негодования ,ревности и осуждния,  «Как он смел!».. А  он стоял с Царской Семьей на службе    в Царском селе, он дышал с ними одним воздухом, он читал им стихи, он посвящал им стихи и читал  свои посвящения, его к  ним  приглашали, он своими глазами видел этих девушек –княжон, а с младшей с Вел. Княжной Анастасией он даже прогулялся по парку, и посвятил этим юным созданиям  пророческие строчки « В багровом зареве закат шипуч и пенен,/  березки белые горят в своих венцах..», и конец:  «О, помолись, Святая  Магдалина, за их судьбу…»  И как он мог так тонко ощутить и сердцем увидеть  их трагическую гибель? Его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел,  услышал и понял….Значит, общаясь с ними, он уже видел мученические венцы. И как  же точно надо было чувствовать время, чтобы увидеть трагический их конец. Поскольку,он был очень приближен к Царской Семье,  он  своим талантливым видением  поэта  предвидел трагедию России, а значит и трагедию русской деревни. И видел все в багровом зареве заката. Он идет в армию, чтобы ехать на фронт, и дает клятву верности Государю на Евангелии и Кресте. Он читает свои стихи и на фронте и  раненым солдатам в госпитале, где трудились и Государыня ,и Ее дочери, Великие Княжны. Он  все это видел своими глазами.  И потом, с фронта, когда  снова приезжает в Царское, где уже нет Семьи, и  где он читал Им стихи, где он  гулял по аллеям с Вел. Княжной  Анастасией, он снова дает клятву верности Государю, но уже группе монархических офицеров, готовивших спасение  арестованной Семьи. Конечно, Советское литературоведение не пропускало этих страниц, очень важных для поэта в понимании общей человеческой   трагедии, а, главное, это была трагедия внутренней души поэта Есенина, от которой он так и не смог освободиться, и,а  может потому  утешался и  забывался в винном спасении. Повторяю, его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел,  услышал и понял. Нас,живущих сегодня, эта трагедия  и через сто лет потрясает наши сердца и души. А  у него было сиюминутное восприятие этой трагелии века,он увидел это все очень  близко. И сегодня, когда открываются архивы злодеяний большевиков – революционеров, все подтверждает, что душа Русского поэта Есенина тоже тогда  была жестоко простреляна выстрелами в Царскую Семью.это была его личная трагедия
Потом его  по-разному воспринимали и понимали, А, скорее, просто не понимали и не воспринимали. Вспомним, когда он пришел к эстетам на знаменитую башню поэтов Серебряного века, его  там  и  не поняли и не приняли. Почему? Потому что для них он был чужой и не понятный. Представьте, он пришел  в русских валенках, русской  шапке, тулупе-все деревенское,  громоздкое, тяжелое, пахнущее навозом, - ДЕРЕВНЯ-поэт таким быть  не может, а  он-то  и был русский поэт  из  российских глубин, понятый и принятый Царской Семьей, он нес народную  самобытность, а  они  этого  не увидели,  не услышали  в нем русского соловья.  И жестоко над ним простым, очень  естественным, надсмеялись. Он с горечью вспоминал язвительную фразу Зинаиды Гиппиус. « Какие на Вас оригинальные гетры». Так она назвала его деревенские валенки. «Змея, Гиппиус» - вспоминал  обиду он. Да, рассмотреть талант - не всем дается, этот необыкновенный  дар- взять да и раскрыть. Зато  его смог рассмотреть  Александр Блок, увидев его в русской рубахе., и услышав его.Вот у него-то  был дар увидеть талант. И, конечно, это было для Сергея Есенина поддержкой его творчества,  а потом и  знаком  дальнейшего признания. И как же важна была эта оценка для молодого Есенина. Если признал Блок, то с этим уже нельзя не считаться. Сам Блок. Так Сереже повезло с Блоком.
А мне  тогда навсегда запомнилась фраза экскурсовода :  «Соловьи его научили петь». Особый соловьиный рай и русская православная  духовность. И, отслеживая его судьбу, чтобы в его жизни не происходило, и в кого бы он не влюблялся, и в каких бы странах не был, даже там жил….. соловьиная природа глубинной Руси не отпускала  его никогда, и все это живет в его бессмертных стихах, в его поэмах, в его ритмах, в его мелодиях.  Русскость поэта Есенина уникальна. Она окрашена жестоким убийством Царской Семьи. Сам Царь  и Сама Царица увидели и услышали голос русской деревни,русской природы,ГОЛОС РОССИИ.
« Сергей Есенин- Душа России»-Так называлась  двухчасовая композиция
 « Театра Слова» в Екатеринбурге,Где в первой части звучала тема « Сергей Есенин и Царская Семья.Исполнение  проходило в Центре « Царский». в переполненном слушателями зале.

Народная артистка России  Тамара Воронина
Г. Екатеринбург
21 июля 2025г.


Рецензии