***
Мысли одна за другой льются, только успевай ловить. Первый день Петровского Поста, Апостольский пост. Очень люблю Этот Апостольский пост Петра и Павла.А ,особенно, когда слышу Евангелие и вопрос Господа : « Глаго;ла ему; тре;тiе: Си;моне Ио;нинъ, лю;биши ли Мя;? Оскорб;; [же] Пе;тръ, я;ко рече; ему; тре;тiе: лю;биши ли Мя;? И глаго;ла Ему;: Го;споди, Ты; вся; в;;си: Ты; в;;си, я;ко люблю; Тя. Глаго;ла ему; Иису;съ: паси; о;вцы Моя;.»
Евангелие от От Иоанна, гл. 21 стих 17
« Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» — и ответил: — Господи, Ты знаешь всё, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус сказал ему: — Паси Моих овец.»-перевод.
Пасти, значит ни на минуту не упускать из виду, и, главное, не потерять. А вот кто же Сергея Есенина не смог сохранить, как талантливого поэта. Ведь его жизнь сплошные взрывы и падения. И Все имеет трагическую окраску.
Когда-то, работая в филармонии, будучи уже крепким мастером художественного Слова, добившись успеха и признания публики, я делала большие литературные работы, так называемые , литературные полотна .возила на гастроли по всей стране. Программы разные ,и, в том числе, и поэзия Есенина. Моя мама очень любила Есенина. Рассказывала, что когда он был запрещен, они с подругами переписывали книги поэта в тетради и хранили, скорее прятали, на чердаках, в потайных местах. Она мне его и читала и пела. У меня зародилась мечта побывать на родине Есенина. Помнится, были 80 е годы. Классическая культура еще была востребована, держалась в народе и пользовалась интересом. И вот в моем гастрольном графике стола Рязань, а это значит Константиново-музей Сергея Есенина. Когда я шла по улице Константиново, где был дом-музей Есенина, я увидела, что дома с наличниками, как и у бабушки в Нижней Салде. В окошках цветы, обязательно, очень красивые-тяга к прекрасному. И на доме Есенина, на окнах, я тоже увидела наличники, потом деревянное крыльцо со ступеньками, как у моей бабушки.. В комнатах очень знакомую мебель, буфет с посудой, комод с ящичками, на кроватях подушки должны быть взбитыми - особая красота.. А еще половики белые самотканые, в ручную сделаны, прямо как у моей бабушке-белые, храню до сих пор бабушкины половики. Расстелены и у меня до сих пор на полу, ну не чудо ли, эти русские половики ! Это наша русская картинка.-белые дорожки на полу, чистые, всегда их стирали. Вот вам Русская Изба - и Русский дух и Русью пахнет. Ты моя Русь, домотканная. Не помню, были ли иконы, власть – то была советская, да и у бабушки где-то в уголке висела и не заметишь. Но зато у бабушки на маленьком резном стоике лежало Евангелие, которое мне бабушка читала, потому что я все время просила бабушку почитать эту книгу, слушаю, слушаю и не понимаю.. Но бабушка мне поясняла: «Это особая книга. Священное писание». А потом разные притчи мне рассказывала, да еще и пела, красиво так, говорила, что певчей была в церкви.Так, мне еще в советское время, открывались эти духовные понятия через мою бабушку. Она же в этом духе была воспитана. И вот когда я ходила по музею в Константиново, я этот русский дух, как у бабушки, видела и чувствовала. Значит и Сергея Есенина растили в духовности, в вере к Богу, в любви ко всему русскому, к природе…я ходила и дышала этим родным простором, этим воздухом с соловьями. Вспоминаю и думаю, как же этот русский соловей и в России – то, в родной России, был запрещен. А потому и был запрещен, потому что этого русского поэта заметила и обласкала вниманием Царская Семья, а Великая Княгиня Елизавета Федоровн подарила ему икону Серия Радонежского, его небесного покровителя. Он был рожден в Державной России ,и был ее гражданином и почитал царя, и даже моя бабушка говорила, что при царе они хорошо жили и непонятно зачем его убрали. А как же сейчас не вспомнить,что «В 1915 г. при поддержке Государя Императора Николая II создается «Общество возрождения художественной Руси», которое, согласно принятому Уставу, поставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям».
«Общество возрождения художественной Руси» Это же Государь Николай Второй решил не просто создать,но поддержать русских художников, русских поэтов, таких, как Васнецов, Нестеров, Ремезов, и особенно крестьянских поэтов Николая Клюева и Сергея Есенина.
Вот ведь не говорят, что Есенин был обласкан Царской Семьей. Но ведь Государыня Александра Федоровна разрешила написать Ей посвящение, и он же написал на сборнике « Голубень»: «благоговейно посвящаю Александре Федоровне»(Царице).Это вызвало у поэтической интеллигенции всплеск негодования ,ревности и осуждния, «Как он смел!».. А он стоял с Царской Семьей на службе в Царском селе, он дышал с ними одним воздухом, он читал им стихи, он посвящал им стихи и читал свои посвящения, его к ним приглашали, он своими глазами видел этих девушек –княжон, а с младшей с Вел. Княжной Анастасией он даже прогулялся по парку, и посвятил этим юным созданиям пророческие строчки « В багровом зареве закат шипуч и пенен,/ березки белые горят в своих венцах..», и конец: «О, помолись, Святая Магдалина, за их судьбу…» И как он мог так тонко ощутить и сердцем увидеть их трагическую гибель? Его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел, услышал и понял….Значит, общаясь с ними, он уже видел мученические венцы. И как же точно надо было чувствовать время, чтобы увидеть трагический их конец. Поскольку,он был очень приближен к Царской Семье, он своим талантливым видением поэта предвидел трагедию России, а значит и трагедию русской деревни. И видел все в багровом зареве заката. Он идет в армию, чтобы ехать на фронт, и дает клятву верности Государю на Евангелии и Кресте. Он читает свои стихи и на фронте и раненым солдатам в госпитале, где трудились и Государыня ,и Ее дочери, Великие Княжны. Он все это видел своими глазами. И потом, с фронта, когда снова приезжает в Царское, где уже нет Семьи, и где он читал Им стихи, где он гулял по аллеям с Вел. Княжной Анастасией, он снова дает клятву верности Государю, но уже группе монархических офицеров, готовивших спасение арестованной Семьи. Конечно, Советское литературоведение не пропускало этих страниц, очень важных для поэта в понимании общей человеческой трагедии, а, главное, это была трагедия внутренней души поэта Есенина, от которой он так и не смог освободиться, и,а может потому утешался и забывался в винном спасении. Повторяю, его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел, услышал и понял. Нас,живущих сегодня, эта трагедия и через сто лет потрясает наши сердца и души. А у него было сиюминутное восприятие этой трагелии века,он увидел это все очень близко. И сегодня, когда открываются архивы злодеяний большевиков – революционеров, все подтверждает, что душа Русского поэта Есенина тоже тогда была жестоко простреляна выстрелами в Царскую Семью.это была его личная трагедия
Потом его по-разному воспринимали и понимали, А, скорее, просто не понимали и не воспринимали. Вспомним, когда он пришел к эстетам на знаменитую башню поэтов Серебряного века, его там и не поняли и не приняли. Почему? Потому что для них он был чужой и не понятный. Представьте, он пришел в русских валенках, русской шапке, тулупе-все деревенское, громоздкое, тяжелое, пахнущее навозом, - ДЕРЕВНЯ-поэт таким быть не может, а он-то и был русский поэт из российских глубин, понятый и принятый Царской Семьей, он нес народную самобытность, а они этого не увидели, не услышали в нем русского соловья. И жестоко над ним простым, очень естественным, надсмеялись. Он с горечью вспоминал язвительную фразу Зинаиды Гиппиус. « Какие на Вас оригинальные гетры». Так она назвала его деревенские валенки. «Змея, Гиппиус» - вспоминал обиду он. Да, рассмотреть талант - не всем дается, этот необыкновенный дар- взять да и раскрыть. Зато его смог рассмотреть Александр Блок, увидев его в русской рубахе., и услышав его.Вот у него-то был дар увидеть талант. И, конечно, это было для Сергея Есенина поддержкой его творчества, а потом и знаком дальнейшего признания. И как же важна была эта оценка для молодого Есенина. Если признал Блок, то с этим уже нельзя не считаться. Сам Блок. Так Сереже повезло с Блоком.
А мне тогда навсегда запомнилась фраза экскурсовода : «Соловьи его научили петь». Особый соловьиный рай и русская православная духовность. И, отслеживая его судьбу, чтобы в его жизни не происходило, и в кого бы он не влюблялся, и в каких бы странах не был, даже там жил….. соловьиная природа глубинной Руси не отпускала его никогда, и все это живет в его бессмертных стихах, в его поэмах, в его ритмах, в его мелодиях. Русскость поэта Есенина уникальна. Она окрашена жестоким убийством Царской Семьи. Сам Царь и Сама Царица увидели и услышали голос русской деревни,русской природы,ГОЛОС РОССИИ.
« Сергей Есенин- Душа России»-Так называлась двухчасовая композиция
« Театра Слова» в Екатеринбурге,Где в первой части звучала тема « Сергей Есенин и Царская Семья.Исполнение проходило в Центре « Царский». в переполненном слушателями зале.
Народная артистка России Тамара Воронина
Г. Екатеринбург
21 июля 2025г.
Свидетельство о публикации №225090101871